Урок №4. В рыцарском замке.
Целевая установка урока.
Формирование понятий: замок, донжон, палица, кольчуга, латы, забрало, паж, оруженосец турнир, герольд, герб, девиз.
Знание: сформировать представление о рыцарском замке и об условиях жизни рыцаря (феодала)
Умения: продолжить формирование навыков работы с иллюстративным материалом, работа с новыми понятиями и терминами
Отношение: на основе Кодекса рыцарской чести доказать, что рыцарские идеалы – доблесть, честь, защита слабого, щедрость, борьба со злом и защита добра – вечны во все времена.
Оборудование урока:
Презентация Power Point
Мультимедийный проектор
Компьютер
План урока.
№ | Этапы урока | Время, минуты |
1 | Организационный момент | 2 |
2 | Проверка домашнего задания | 14 |
3 | Изучение новой темы | 20 |
4 | Закрепление изученного на уроке | 5 |
5 | Домашнее задание | 2 |
6 | Итоги урока | 2 |
| Итого | 45 |
План изучения темы:
1. Замок феодала
2. Снаряжение рыцаря
3. Развлечения рыцарей
4. «Позор и срам мне страшны - не кончина».
2.Проверка домашнего задания.
1.Расселение Арабов и их занятия
2.Основные положения ислама
3.Завоевание арабов
4.Почему распался Арабский халифат?
5.Фронтальный опрос.
-в каком городе родился Мухаммед?
-в какой город бежал?
-назовите 3 основных направления завоеваний арабов?
-при каком правителе произошел расцвет Багдадского халифата?
-какая территория халифата отпала первой?
3.Изучение новой темы
{слайд 1}
1. Замок феодала. Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков.
Вопрос: Чем является замок для феодала? Показателем чего он может являться?
Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей - огромный или скромный. Замок - это жилище феодала и его крепость.Сначала замки строили из дерева, позднее - из камня.
{слайд 2}
Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой.
{слайд 3}
{слайд 4}
Иногда его строили на острове посреди реки или озера.
{слайд 5}
{слайд 6}
Посмотрим на схематическое изображение замка. Давайте подумаем,какие действия нам надо сделать чтобы захватить замок?
Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях. Чтобы проникнуть в замок, надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, по открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота. На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену.
{слайд 7}
{слайд 8}
{слайд 9}
Над всеми постройками возвышалась главная башня - донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду, если другие укрепления уже захвачены. Внутри башни один над другим были расположены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход, который выводил к реке или лесу.Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землей. Если удавалось ее разбить, то приходилось вести борьбу за каждый этаж. По приставным лестницам надо было пробираться через люки, которые закрывались тяжелыми каменными плитами. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в спасительный подземный ход.
{слайд 10}
2. Снаряжение рыцаря. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь. Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался также боевым топором и палицей - тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом.
{слайд 11}
Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга - рубаха, сплетенная из железных колец (иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы - доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало - металлическую пластинку с прорезями для глаз. Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые также были защищены доспехами.
{слайд 12}
Рыцаря сопровождали оруженосец и несколько вооруженных воинов, конных и пеших, - целая «боевая единица».Боевой конь, рыцарское снаряжение и снаряжение путников стоили очень дорого. Поэтому нести рыцарскую службу мог землевладелец, которого обеспечивали всем необходимым зависимые крестьяне.Феодалы готовились к военной службе с детства.
{слайд 13}
{слайд 14}
Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании и метании копья, учились приемам и тактике боя.
3. Развлечения рыцарей. Господа редко сами занимались хозяйственными делами. Для этого в каждом имении они держали управляющих. Основное время феодалы отдавали войнам и воинским упражнениям, охоте и пирам. Любимые развлечения рыцаря - охота и турниры - были связаны с военным делом.
{слайд 15}
Охота не только служила развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи. Во время охоты можно было проявить отвагу и ловкость: борьба с разъяренным диким кабаном или раненым медведем была столь же опасна, как с вражеским воином, а погоня за оленями тренировала в верховой езде.
{слайд 16}
Турниры - военные состязания рыцарей в силе и ловкости - устраивали короли и знатные феодалы. Там собиралось много зрителей, порой из нескольких стран. Знатные господа, судьи и дамы восседали на трибунах, а простой люд теснился за деревянным барьером вокруг арены.Специальные глашатаи - герольды - объявляли имена и девизы рыцарей, вступающих в бой. Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они мчались на конях навстречу друг к другу. Тупым турнирным копьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязание кончалось серьезными увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного противника. Изредка разыгрывалось сражение двух рыцарских отрядов, которые выстраивались цепью.
{слайд 17}
Обычно турнир завершали пиром. И наоборот, торжественные пиры по случаю побед, коронаций, свадеб и других важных для знати событий включали зачастую не только застолье и танцы, но и турнирные состязания. Во время таких торжеств нередко происходили посвящения в рыцари, раздавались почести и награды. Вечерами обитатели замка собирались в общей зале, где горел огромный очаг - камин, играли в кости и шахматы, пили вино и пиво, решали свои семейные дела. Однообразную жизнь нарушали приезды гостей и праздники. На пирах в замках рекой лилось вино, столы ломились под тяжестью закусок. Звериные туши зажаривались в очагах целиком, на огромных вертелах. Обитателей замков и их гостей веселили шуты и карлики, приглашенные артисты и, конечно, поэты из числа свиты.В детстве к будущим рыцарям приглашали учителей, которые обучали их пению, танцам, умению одеваться, поведению в обществе, но не всегда - чтению, письму, арифметике.
4. «Позор и срам мне страшны - не кончина». Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб - отличительный знак рода и девиз - краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.
{слайд 18}.Из чего состоит герб?
{слайд 19}
{слайд 20}
Рыцари не стеснялись грабить побежденных, собственных крестьян и даже проезжих на больших дорогах. В то же время рыцарю полагалось презирать расчетливость, бережливость, но проявлять щедрость. Доходы, получаемые от крестьян, и военную добычу чаще всего тратили на подарки, пиры и угощения друзей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов.Другим важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. А измена налагала клеймо позора на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести по праву» - сказано в одной из поэм. В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.
{слайд 21}.Читаем кодекс чести.
В этот выработанный кодекс (законы) рыцарской чести входили и другие особые правила: рыцарь должен искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным.
А сегодня эти качества важны для человека?
Но эти правила рыцарской чести применялись главным образом в отношениях между феодалами. Всех, кого считали «неблагородными», рыцари презирали, вели себя с ними высокомерно и жестоко.Впрочем, и в отношениях между «благородными» людьми правила рыцарской чести соблюдались не всегда. В повседневной жизни, в семье, с вассалами и равными многие феодалы были грубы, жестоки и несдержанны, алчны и скупы, могли нанести бесчестье женщине.
4.Закрепление изученного на уроке
1.Какое оружие могло быть у рыцаря?
2.Чему учили будущего рыцаря?
3.Какое главное качество ценилось среди феодалов?
5.Домашнее задание
1.§11
2.На основе иллюстраций опишите снаряжение рыцаря
3.Чему учили будущего рыцаря и зачем?
4.Как отдыхали, развлекались рыцари?
5.Какие качества ценились феодалами?
6.Соответствовал ли образ «идеального рыцаря» реальности?
6.Итоги урока
1.Выставление оценок
2.Ученики задают вопросы