СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Начало Холодной войны"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием пед.технологии "перевернутый класс"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Начало Холодной войны"»

Урок по теме «Начало Холодной войны»

Планируемые результаты:

предметные

дать понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;

уяснить изменение положения СССР в мире в результате победы;

объяснить, какие это вызвало перемены во внешней политике советского руководства.

выявить причинно-следственные связи, условия и факторы, смысл и значение изучаемых исторических событий и явлений.

Метапредметные:

работать над развитием устной речи;

развивать умение сопоставлять и систематизировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;

развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор;

развивать умение работать в коллективе, излагать свою точку зрения.

работать над развитием познавательной активности, информационной грамотности, коммуникативной компетентности, умения оформлять и представлять результаты познания.

Личностные:

продолжить формирование интереса к истории;

способствовать нравственному воспитанию учащихся;

способствовать воспитанию толерантности, ответственности, инициативы.

Пед.технология «Перевернутый класс»


Ход урока

  1. Орг.момент

Добрый день!

  1. Проверка домашнего задания.

Дома вам было предложено посмотреть видеофильм «Холодная война» и прослушать лекцию по этой же теме и ответить на вопросы:

  1. Причины Холодной войны.

  2. Кто виноват в развязывании Холодной войны?

  3. Выявить в чем заключалось противостояние в экономической, политической, научной сфере.

  4. Опираясь на материалы начали составлять таблицу «Политических и военных конфликтов в период Холодной войны».

  5. Закрепили изученный материал, решив тест.

(слайд 1)Выберите обобщающие понятие:

  1. Конфронтация 2) Холодная война 3) гонка вооружения 4)Берлинский кризис 5) Доктрина Трумэна

Ответ: Холодная война.

-дайте определение Холодной войны

(слайд 2) Холодная война –это период в мировой истории с 1946 по 1989 гг., характеризующийся противостоянием двух политических и экономических сверхдержав - СССР и США, являющихся гарантами новой системы международных отношений, созданной после Второй мировой войны.

Совершенно верно. Термин «холодная война» принадлежит прозаика и публициста Джорджу Оруэллу, который употребил данное словосочетание в 1945 году.

(слайд 3)Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова российского поэта Е.Евтушенко. 
«Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила». (1990) 

-Как вы понимаете данное высказывание?

Работа с документами в парах. Опираясь на записи сделанные дома и документы на столах. Представьте разные точки зрения о виновности сторон развязывание Холодной войны.

У вас на столах лежат документы. Разделите их на 2 блока (5 мин)

1 блок. Отражающие виновность США. 2 блок. Подтверждающие виновность СССР.

- Речь Черчилля в Фултоне. -1947 г. – «План активной обороны территории СССР».

-«Доктрина Трумэна». - Тезис Жданова о наличии в мире 2-х непримиримых лагерей.

-«План Маршалла».

На столах лежат памятки для ответа на вопрос о виновности сторон.

Памятка №1.

1. Аргументировано докажите вину СССР в развязывании «Х.в.», для этого подберите факты подтверждающие :

- экспансию социализма после войны в станах Восточной Европы.

- использование идеологического давления на страны «народной демократии» (через СЭВ и Информбюро)

- участие СССР в одной из сторон в региональных конфликтах

- вмешательство в проблему гос.устройства Германии.

- попытку укрепить позицию в странах «3 мира».

2. Использование в своем выступлении словосочетаний: проведя экспертный анализ, следует учесть, неоспоримо доказательство, данные факты свидетельствуют , учитывая вышеназванное и т.д.

3. Сделай вывод: Кто виноват.

Памятка №2.

1. Аргументировано доказать вину стран Запада (США, Великобритания) в развязывании «Х.в.» для доказательства используйте следующие факты:

- речь Черчилля( 5 марта 1946 г.) и доктрина Трумэна

- идеологическое давление на ООН

- нарушение прежних договоренностей с СССР

- план Маршалла

- создание военно-политических союзов

- ядерный шантаж (план Дропшота, план «Баруха»- американский план, представленный на комиссию ООН по атомной энергетике в 1946 году, в котором содержались условия, на которых США предлагали другим странам развивать сотрудничество по линии мирного использования атома. 

- вмешательство во внутренние дела Германии.

2. Используйте в своем выступлении словосочетаний: проведя экспертный анализ, следует учесть, неоспоримо доказательство, данные факты свидетельствуют , учитывая вышеназванное и т.д.

3. Сделайте вывод: Кто виноват.

Заполните колонки о виновности:

СССР

США

  1. Экспансия СССР после войны


  1. Речь Черчилля,


  1. Идеологическое давление на страны «Народной демократии» (СЭВ, Информбюро)


Доктрина Трумэна

  1. Участие в Корейском конфликте


План Маршалла

  1. Участие в расколе Германии

  2. Территориальные претензии в станах «3 мира».


Создание НАТО


Ядерный шантаж


Участие в разделении Германии

  1. Участие в Корейском конфликте.


Учитель: Исходя из выступлений сторон постановляю: Считать виновными СССР и США, но считать позицию США более агрессивной.

- Назовите причины Холодной войны.

Политические

  • Неразрешимое идеологическое противоречие между двумя системами, моделями общества.

  • Опасение Запада и США усиления роли СССР.

Экономические

  • Борьба за ресурсы и рынки сбыта продукции

  • Ослабление экономической и военной мощи противника

Идеологические

  • Тотальная, непримиримая борьба двух идеологий

  • Стремление огородить население своих стран с образом жизни в странах противника

-В чем же заключалось противостояние?.

Вам предлагается составить модель «Противостояние между СССР и США» и сделать вывод о формах противостояния.( 2 человека у доски)

Расскажите по схеме.(СЛАЙДЫ)

Страны Западной Европы предложи «План Маршала», программа помощи Европе после Второй мировой войны.

Страны Восточной Европы – Совет экономической безопасности.

(слайд)

Формы противостояния:

- Гонка вооружений- это постоянное наращивание противоборствующими сторонами военной мощи, развитие её не только эволюционным, но и революционным путем, то есть созданием принципиально новых видов оружия.

  • Блоковая конфронтация

  • Дестабилизация военного и экономического положения противника

  • Психологическая война

  • Идейное противоборство

  • Вмешательство во внутреннюю политику

  • Активная деятельность разведки

  • Сбор компроматов на политических лидеров и др

Учитель. У каждого на столе лежит контурная карта. Покажите красным цветом страны ОВД и синим страны НАТО.

(слайд) Проверка. Покажите на карте и назовите.

Вывод: «Биполярный мир» — это значит двухполюсный мир, разделенный на два лагеря: социалистический во главе с СССР и капиталистический во главе с США. 

(слайд) Работа с изображением. Выберите карикатуры отражающие Холодную войну.

Первые военные конфликты.(презентация)

Дома вы должны были на основе полученного материала начать составлять таблицу

1.Работа с материалов. И поиск ответов на вопросы.

Проверка

2. Конфликт на ближнем востоке.

3.Разделение Германии.

4.Корейская война

Корейская война была первым вооружённым конфликтом времён Холодной войны, и явилась прообразом многих последующих конфликтов.

Она создала модель локальной войны, когда две сверхдержавы воюют на ограниченной территории без применения ядерного оружия.

III.Закрепление.

Решение теста в программе «Мастер-тест»

IV/ Рефлексия. Синквейн к «Холодная война»

Д.з. пар. Подобрать факты из СМИ подтверждающие или опровергающие продолжение Холодной войны сегодня.

Документы к уроку.


Из речи У.Черчилля "Мускулы мира" в Фултоне

От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София – все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы… За исключением Британского Содружества наций и США, где коммунизм находится в зачаточном состоянии, компартии, или пятые колонны, представляют собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации…наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил…

Если население Содружества наций, говорящих на английском языке, добавить к США и учесть, что будет означать подобное сотрудничество на море, в воздухе, в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил.




Документ №2 Речь Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947 г

Серьёзность ситуации, сложившейся сегодня в мире, требует моего выступления перед объединенной сессией Конгресса. Внешняя политика и национальная безопасность нашей страны находятся под угрозой. Один аспект существующей ситуации, которую я представляю Вам сейчас для вашего рассмотрения и вынесения решения, касается Греции и Турции. Соединенные Штаты получили от греческого Правительства просьбу о финансовой и экономической помощи. Предварительные сообщения от американской экономической миссии в Греции и сообщения от американского посла в этой стране, подтверждают утверждение греческого Правительства, что помощь крайне необходима, чтобы Греция могла остаться свободной страной…

Сосед Греции, Турция, также заслуживает нашего внимания. Будущее Турции, как независимой и экономически значимой страны, не менее важно для демократического мира, чем будущее Греции.

Мы должны предпринять непосредственные и решительные действия. Поэтому я прошу, чтобы Конгресс предоставил для помощи Греции и Турции 400 миллионов долларов в течение периода, заканчивающегося 30 июня 1948. В дополнение к деньгам, я прошу, чтобы Конгресс разрешил отправку американского гражданского и военного персонала в Грецию и Турцию по просьбе этих стран, чтобы помочь в задачах государственной модернизации и ради наблюдения за использованием финансовой и материальной помощи.

Свободные народы мира обращаются к нам с просьбой в поддержании их свободы. Если мы колеблемся в нашем лидерстве, мы можем подвергнуть опасности мир во всем мире. И, конечно, мы подвергнем опасности благосостояние нашей нации. Большая ответственность возложена на нас последними событиями.

И я уверен, что Конгресс не откажется от этой ответственности.








Документ №3. Из воспоминаний В.М.Молотова:

«…Сталин рассуждал так: Первая мировая война вырвала одну страну из социального рабства. Вторая мировая создала социалистическую систему, а третья навсегда покончит с империализмом».

«В последние годы Сталин стал немножко зазнаваться, и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал – Дарданеллы!

Сталин: « Давай, нажимай в порядке совместного владения».

Я ему: « Не дадут!» - «А ты, попробуй!»

Понадобилась нам Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай!.. Аргументировать было трудно.

На одном из заседаний министров иностранных дел я заявил о том, что в Ливии возникло национально-освободительное движение. Но оно пока еще слабенькое, мы хотим поддержать его и построить там свою военную базу».

«В тоже время Азербайджан претендовал – увеличить их республику за счет Ирана почти в 2 раза. Начали мы щупать – никто не поддерживает. У нас была попытка кроме этого попробовать район, примыкающий к Батуми, потому что в этом турецком районе было когда-то грузинское население. И армянам хотели Арарат отдать. Выступать с такими требованиями тогда было трудно.…Но попугать – попугали крепко».


Документ №4. Из речи Дж. Маршала 5 июня 1947г.

Логично, что Соединенные Штаты должны сделать все от них зависящее, чтобы помочь миру вернуть нормальное экономическое здоровье, без которого невозможны ни политическая стабильность, ни прочный мир. 
Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Ее целью должно стать возрождение в мире работающей экономики, что позволит создать политические и социальные условия для существования свободных институтов. Такая помощь, по моему убеждению, не должна носить временного характера и оказываться лишь по мере возникновения различных кризисов. Любая помощь, которую наше правительство решит оказать в будущем, должна обеспечивать излечение, а не быть полумерой.
Я уверен, что любое правительство, выразившее желание оказать помощь в восстановлении Европы, найдет полную готовность к сотрудничеству со стороны Правительства Соединенных Штатов. В то же время ни одно правительство, которое будет плести интриги с целью воспрепятствовать восстановлению других стран, не может ожидать от нас помощи. Кроме того, правительства, политические партии или группы, стремящиеся увековечить людские страдания, с тем, чтобы получить, политические или иные выгоды, встретят противодействие со стороны Соединенных Штатов. 
Уже стало очевидным, что, прежде чем Соединенные Штаты сделают дальнейшие шаги, пытаясь смягчить ситуацию и помочь европейским странам начать свое возрождение, необходима какая-то договоренность между этими странами, касающаяся требований ситуации и роли, которую сами эти страны будут играть, с тем, чтобы любые меры, которые могут быть предприняты нашим правительством, принесли пользу. Было бы неправильно, неэффективно, если бы наше правительство взялось единолично составить программу того, как поставить экономику Европы на ноги. Это дело самих европейцев. Инициатива, по-моему, должна исходить от Европы. Роль нашей страны должна состоять в оказании дружеской помощи в разработке европейской программы в той мере, в какой это практически возможно для нас. Программа должна быть совместной, договоренной между собой, если не всеми, то значительным числом европейских государств.


Тезисы А.А. Жданова о наличии в мире 2-х непримиримых лагерей.


В сентябре 1947 г. секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Жданов, выступая на совещании компартий, выдвинул тезис о наличии в мире двух непримиримых лагерей: возглавляемого США империалистического, стремящегося к мировому господству и уничтожению демократии, и антиимпериалистического, ставящего себе целью уничтожение империализма. Главной силой второго лагеря Жданов назвал СССР. Таким образом открыто провозглашалось противоборство двух сил в международной политике.



КОМИНФОРМ И ОБРАЗОВАНИЕ «СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО БЛОКА»

Идею образования информбюро Сталин начал обсуждать с некоторыми лидерами восточноевропейских компартий, по крайней мере, с весны 1946 г. Это, в частности, видно из выступлений Ракоши перед руководящими функционерами КП Венгрии после его произошедшей 1 апреля встречи со Сталиным, а особенно из рукописных заметок Тито, сделанных после визита в Москву в конце мая — начале июня 1946 г. Но только в беседе с генсеком ППР В. Гомулкой 4 июня 1947 г. (в присутствии Молотова, Берии, Воз­несенского, Маленкова и Микояна) Сталин перевел дело в практическую плоскость: предложил тому созвать в Польше совещание компартий. Согласие Гомулки дало старт подготовке совещания, которое затем состоялось 22—28 сентября 1947 г. в Шклярской Порембе и закончилось учреждением Коминформа

Встает, однако, вопрос, для чего в таком случае руководитель СССР решил провести такое совещание. Лишь, как он уверял Гомулку, для обмена информацией и организации печатного органа? Вряд ли можно поверить, что Сталин затеял совещание только ради этих целей, которые с успехом можно было осуществить, не прибегая к столь неординарной (и до тех пор беспрецедентной) акции, как встреча руководящих деятелей целого ряда компартий, включая ВКП(б). На такое серьезное предприятие он должен был пойти лишь во имя решения крупной зада



Югославия. Особый путь развития послевоенной Югославии был обусловлен тем обстоятельством, что населявший её народ принимал активное участие в освобождении своей страны, поддерживая Национально-освободительную армию (НОА) и вступая в её ряды.

К 1944 г. решающую роль в освобождении начали играть югославские коммунисты, ещё в 1941 г. выдвинувшие лозунг объединения всех народов страны против немецких оккупантов и их приспешников. Руководил югославскими коммунистами в этой борьбе Иосип Броз Тито.

Иосип Броз Тито родился в 1892 г. в бедной крестьянской семье, его отец был хорват, а мать — словенка. В 1910 г. вступил в социал-демократическую партию, в 1914 г. отправлен на русский фронт, храбро воевал, после ранения попал в плен, под воздействием агитации восторженно встретил русскую революцию 1917 г., вступил в Красную армию, воевал с Колчаком. В 1920 г. направлен на нелегальную работу в Югославию, был секретарём подпольного Загребского комитета компартии Югославии (КПЮ), арестован и осуждён на 5 лет каторги. В 1930-х гг. — на ответственной работе в Коминтерне (в Москве), затем назначен Генеральным секретарём ЦК КПЮ, впоследствии возглавлял сопротивление немцам в Югославии.

Коммунисты сохранили лидерство и в послевоенном развитии страны. В 1945 г. Иосип Броз Тито стал главой правительства Федеративной Народной Республики Югославия (с 1963 г. — Социалистическая Федеративная Республика Югославия) в составе Сербии, Черногории, Македонии, Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины. КПЮ провела национализацию промышленности и коллективизацию, к 1947 г. удалось восстановить довоенный уровень производства. В Москве Югославию ставили в пример другим странам Восточной Европы. В столице Югославии разместили штаб-квартиру Коминформбюро (Информационного бюро коммунистических и рабочих партий), образованного в 1947 г. взамен Коминтерна, распущенного в мае 1943 г. Задачей Коминформа была координация работы ряда европейских коммунистических партий.

Но независимость Тито, проявившаяся ещё в годы войны, всё больше раздражала Сталина. Конфликт назревал и из-за того, что руководители Югославии отказались создавать совместные советско-югославские предприятия.

Поводом к началу конфликта между Москвой и Белградом стал вопрос о создании Балканской федерации. В конце 1947 г. был заключён болгароюгославский договор — первый шаг к объединению двух стран. Сталин отреагировал неожиданно резко, оскорбившись за несвоевременное информирование об этом. 28 января 1948 г. в газете «Правда» появляется статья с критикой идеи создания Балканской федерации; Димитрова и Тито вызвали в Москву для объяснений. Лидер югославских коммунистов не поехал, и тогда Сталин обвинил его в двурушничестве, призвав сербов и хорватов «свергнуть таких руководителей, как Тито и его клику».

В руководстве югославской компартии обсуждался вопрос о невозможности продолжения дружеских отношений с Москвой, которая «требует полного подчинения своим директивам». На грубое требование Сталина к Тито прибыть для разбирательства в Москву югославский лидер ответил отказом. Советский Союз отозвал своих специалистов и разорвал большинство соглашений с Югославией. Конфликт с СССР в неурожайный 1948 г. поставил Югославию на грань экономической катастрофы. Тито пришлось просить помощи у Запада, и он получил её по «плану Маршалла».

На каких условиях США предоставляли помощь странам Европы по «плану Маршалла»?

Руководство Югославии выбрало свой путь строительства социализма — на основе самоуправления предприятий, а не государственного регулирования — и отказалось от массовой принудительной коллективизации.

После смерти Сталина новое советское руководство попыталось наладить взаимоотношения с Югославией. В 1955 г. делегация во главе с Н.С. Хрущёвым посетила Белград, подписав декларацию о «взаимном уважении и невмешательстве во внутренние дела друг друга». Но после роспуска Коминформбюро Тито отказался от вступления в новые организации: Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организацию Варшавского договора (ОВД). Был взят курс на консолидацию стран, не желающих попадать как под советское, так и под американское влияние, — Югославия стала одним из инициаторов создания Движения неприсоединения.

Пять принципов мирного сосуществования — взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; ненападение; невмешательство во внутренние дела; равенство и взаимная выгода; мирное сосуществование — легли в основу итогового документа Бандунгской конференции 1955 г. Движения неприсоединения. Окончательно Движение неприсоединения оформилось на Белградской конференции 1961 г.