Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Теорема Пифагора. Перпендикуляр и наклонная»
Цели урока:
Образовательная: создать условия для обобщения и систематизации теоремы Пифагора, понятия перпендикуляр и наклонная;
Развивающая: способствовать развитию способности к сопоставлению, наблюдательности, внимания, развитие способности к аналитико-синтетическому мышлению, расширение кругозора;
Воспитательная: формирование потребности в знаниях, интереса к математике.
Ход урока.
1. Организационный момент
-Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В мир многоугольников отправимся смело,
В мир примеров и разных задач.
Здравствуйте, ребята! Пожелаем, друг другу удачи на уроке и вдохновения, как говорил А.С.Пушкин: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».
Настроение в начале урока выставляется в личной карточке.

2. Мотивация урока
Особое место в геометрии занимает прямоугольный треугольник, теорема Пифагора, соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали этот материал и сегодня урок посвящен теореме Пифагора, целью которого является обобщение полученных знаний по данной теме. Этот урок пройдет в форме конференции. К вопросу обобщения мы подойдем многосторонне, как теоретики, историки, лирики и практики.
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
Итак, теоретики – вперед!
Устный опрос:
1) Что такое треугольники?
2) Основные элементы, определяющие треугольник?
3) Какие бывают треугольники в зависимости от сторон?
4) Какие бывают треугольники в зависимости от углов?
5) Что такое катет?
6) Что такое гипотенуза?
7) Чему равен катет, лежащий против угла в 30 градусов?
8) Сформулируйте теорему Пифагора
9) Дать определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника
Устное решение задач по рисункам:
1.
Е 
8 ?
![]() F 6 |  2.
В С
5 13
А ? D |    3.
C
30 ? A 24
Е |
4. ![]() 
15 ? 15
h
А 24 С
| ![]() ![]() 5. К
?
А О М
N
Дано: AKMN – ромб, AM = 10 см, KN = 24 см. Найти: АК. |    6.
С
?
60 В А 36 |
Из истории (выступление ученика, демонстрация слайдов презентации, подготовленной учащимися)
Теорема Пифагора издавна применялась в разных областях науки и техники, в практической жизни.
Доказательство теоремы Пифагора считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлось иногда «ослиным мостом» или «бегством убогих», т.е. некоторые слабые ученики бежали от геометрии, не пытаясь понять, а зазубривая доказательство. «Ослиный мост» - непроходимый мост. А посему возникали, своего рода карикатуры, сопровождающие чертежи к доказательству теоремы

4. Решение задач по теме «Теорема Пифагора. Перпендикуляр и наклонная»
А теперь проверим, как хорошо вы умеете применять теоретические знания при решении задач по данной теме.
Задача 1.(работа у доски)
Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты.
Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?

Задача из старинного китайского трактата.(работа в парах)
В центре квадратного пруда, имеющего 10 футов в длину и ширину, растет камыш, возвышающийся на 1 фут над поверхностью воды. Если его пригнуть к берегу, к середине стороны пруда, то он достигнет своей верхушкой берега. Какова глубина пруда?
Решить № 858(1)- самостоятельно, предварительно обсудив ход решение в группах, 866(1), 914- у доски.
5. Лирическая пауза.
Сохранилось древнее предание, что в честь своего открытия Пифагор принес в жертву богам быка, по другим свидетельствам – даже сто быков. Многие известные мыслители и писатели прошлого обращались к этой замечательной теореме и посвятили ей свои строки. Слово предоставляем лирикам. В их лице мы услышим выступление ученицы …, которая прочтет сонет Шамиссо.
6. Самостоятельная работа.
Для выявления степени усвоения изученного материала проведем самостоятельную работу.
(учащиеся получают индивидуальные карточки с заданием различного уровня сложности)
Уровень А.
Карточка 1.
Выяснить является ли треугольник прямоугольным, если его стороны выражаются числами 11, 9, 13.
В прямоугольном треугольнике один из катетов равен 7 см, а гипотенуза 9 см. Найти другой катет.
Карточка 2.
1. Выяснить является ли треугольник прямоугольным, если его стороны выражаются числами 10, 24, 26.
2. Найти гипотенузу прямоугольного треугольника, если его катеты равны 5м и 6м.
Уровень В.
Карточка 1.
Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 17 см, а основание равно 16 см. Найдите высоту, проведенную к основанию.
Является ли треугольник прямоугольным, если длины его сторон равны 9, 12 и 15.
Карточка 2.
Найти высоту равностороннего треугольника, если его сторона равна 6м.
Является ли треугольник прямоугольным, если его стороны равны 7, 14, 15.
Уровень С.
Карточка 1.
В прямоугольной трапеции основания равны 22 см и 6 см, а большая боковая сторона – 20 см. Найти площадь трапеции.
Найдите сторону ромба, если его диагонали равны 10 см и 24 см.
Карточка 2.
Боковые стороны прямоугольной трапеции равны 7 см и 25 см, а меньшее основание – 2см. Найти площадь трапеции.
Найти диагональ ромба, если одна из диагоналей равна 12 см, а сторона – 10 см.
(по истечении времени карточки должны быть сданы, результаты - на следующем уроке)
7.Итоги урока. Рефлексия. Д/з.
Повторить п. 20, 21. Решить № 858(2), 866(2), 908.
Задача о лотосе из сочинения Бхаскары (12 века)
На стебле с полфунта над озером тихим,
Рос лотоса цвет.
Он рос одиноко. И ветер порывом
Отнес его в сторону. Нет
Больше цветка над водой.
Нашел же рыбак его ранней весной
В двух футах от места, где рос:
Как озера вода здесь глубока?
Причина популярности теоремы Пифагора триедина: это простота — красота — значимость. В самом деле, теорема Пифагора проста, но не очевидна. Это сочетание двух противоречивых начал и придает ей особую притягательную силу, делает ее красивой. Но, кроме того, теорема Пифагора имеет огромное значение: она применяется в геометрии буквально на каждом шагу, и тот факт, что существует около 500 различных доказательств этой теоремы (геометрических, алгебраических, механических и т.д.), свидетельствует о гигантском числе ее конкретных реализаций.
Возможно ли было решение задач, которые мы рассматривали на уроке, без знания теоремы Пифагора?
О чём надо помнить, применяя теорему Пифагора?
Достигли ли мы цели урока?
Что вам понравилось на этом уроке?
Составьте, пожалуйста «Сенкан»-один из жанров поэзии
1 строчка – теорема Пифагора;
2 строчка – 2 прилагательных;
3 строчка – 3 глагола;
4 строчка – предложение, выражающее личное отношение.
Затем учитель объявляет, комментируя, оценки за урок. Благодарит всех за работу.