7 класс
Урок 21
Тема: «Обмен, торговля, реклама».
Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения обмена между людьми, экономической выгоды обмена для всех его участников, роли торговли и рекламы в жизни современного общества;
Задачи урока:
1.Сформировать представление об обмене как важной сфере экономической жизни общества.
2.Способствовать пониманию учащимися роли и влияния современных форм обмена и торговли на обеспечение роста экономического благополучия любой страны и её граждан.
3.Научить различать виды обмена и характеризовать торговлю как особый вид экономической деятельности; раскрывать роль рекламы в развитии торговли.
4.Сформировать умение выполнять практические задания с использованием элементов проектной деятельности; определять собственное отношение к влиянию рекламы на поведение потребителей и эффективность торговли; оценивать своё поведение с точки зрения рационального покупателя.
5.Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: поиск и выделение необходимой информации; оценка процесса и результатов деятельности; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Ожидаемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся определять, как обмен решает задачи экономики; что необходимо для выгодного обмена; зачем люди и страны ведут торговлю; почему торговлю считают источником богатства страны; для чего нужна реклама товаров и услуг;
Познавательные: учащиеся ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения;
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий;
Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания.
Форма проведения: комбинированный.
Используемые технологии: критического мышления, диалогового общения, интерактивные формы обучения.
Методы: Словесные, наглядные, практические . Проблемный – задания с проблемной ситуацией.
УМК: учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс, тематическая презентация «Обмен, торговля, реклама», тематический тест по пройденному материалу.
Новые понятия: обмен, экономический продукт, товар, рынок, конкуренция, стоимость, цена, бартер, торговля, ассортимент, оптовая и розничная торговля, реклама, продавец, потребитель.
Ход урока:
l. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, приветствие.
II. Анализ самостоятельной работы.
Ш. Введение в тему урока. Актуализация знаний.
Посмотрите на экран. Здесь размещены пословицы и поговорки: «Дорожиться – товар залежится, продешевить – барыша не нажить», «Без ума торговать – долги наживать», «Хороший товар сам себя кормит», «Купил не купил, а поторговаться можно», «Лучше торговать, чем воровать», «Меняю шило на мыло». О чем эти пословицы и поговорки? А как вы думаете, зачем вам нужны знания о торговле? А хотели бы вы узнать по этой теме больше? Давайте разберемся вместе.
Учащиеся формулируют тему урока, обозначают задачи. Знакомятся с планом урока.
1) Мы выясним причины обмена между людьми;
2) Обсудим роль торговли и рекламы в жизни современного человека;
3) Познакомимся с новыми терминами и понятиями;
4) Попробуем себя в роли рекламодателей.
lV. Изучение нового. Слайд 2,4,5
План:
1. Зачем люди обмениваются.
2. Торговля и её формы.
3. Реклама – двигатель торговли
Мотивация.
Учитель: Как вы относитесь к поговорке «Не обманешь – не продашь»? Всегда ли обмен бывает справедливым и равным? Кто выигрывает от торговли – продавец или покупатель?
Пункт 1.
Учитель: Что такое обмен? Зачем люди обмениваются? В чем преимущества обмена? – слайд 6
- учащиеся работают с текстом на стр.98, абз.1,2 , отвечают.
В чём преимущества обмена?
-Во-первых, человеку при обмене не нужно было всё добывать или делать самому.
-Во-вторых, в результате можно получить в своё пользование больше разнообразных благ.
Это побудило людей сделать обмен основой своей жизни. Слайд 7
Какие же могут быть недостатки у обмена?
На доске записано 2 столбика экономических благ. Назовите примеры равноценного обмена вещами, обозначенных в двух столбцах обмена, причём сделайте это очень быстро
Книга Карандаш
Куртка Велосипед
Рюкзак Пальто
Ручка Фотоальбом
Сапоги Костюм
Телевизор Магнитофон
Шарф Лыжи
Кроссовки Утюг
Фен Косынка
Вывод:
Итак, недостаток: занимает много времени на поиск варианта обмена
Но, недостатков всё же больше. Предлагаю наглядно в этом убедится, решив вот такую интересную задачу: слайд 9-10 (конкурс: кто решит быстрее, тому оценка «5»)
Задача:
В одной деревне за 1 барана можно было получить 10 глиняных кувшинов, или 6 стрел для лука, или 2 мешка пшеницы. Сколько топоров нужно отдать за 1 барана, если 1 топор можно обменять на 3 стрелы? Сколько кувшинов нужно отдать за 1 мешок пшеницы? Сколько кувшинов нужно отдать за 1 стрелу?
Ответ: 2 мешка пшеницы = 10 кувшинов;
6 стрел = 10 кувшинов;
1 стрела = около 2 кувшинов
1 баран = 6 стрел
1 топор = 3 стрелы
1 баран = 2 топора (оценивание ответов)
Итак, как вы думаете, удобно ли производить бартер?
Учитель: Как вы считаете, что же необходимо, чтобы сделать покупку товаров удобнее? – отвечают -
Конечно же, деньги. Читаем продолжение задачи:
Какова будет цена этих товаров после появления металлических денег, если цена одного кувшина стала равняться трём монетам?
Ответ:
1 кувшин – 3 монеты
1 стрела – 6 монет
1 мешок – 15 монет
1 топор -18 монет
1 баран -30 монет
-Условия обмена - слайд 11
Итак, проблемы, которые возникают у участников бартера, решает торговля.
Работа над понятиями – словарь!
Обмен - это экономический процесс передачи блага одним участником экономической деятельности другому.
Вопрос: как вы понимаете слово «блага»? - отвечают
Под благами подразумеваются материальные ценности, товары, услуги, информация, даже обстоятельства. Площадку, где происходит обмен, принято называть рынком.
Учитель: Что необходимо, чтобы обмен состоялся? - учащиеся работают с текстом, стр.98, абз.3
Произвести экономический продукт и вывести его на рынок для продажи, т. е. сделать его товаром.
Слайды 12-13, запись понятия «рынок» - (стр.99) – учащиеся работают с учебником
Виды обмена: (учащиеся записывают), работают с понятиями: слайды 14-16
Обмен - это экономическое явление, представленное в нескольких разновидностях:
Бартер – натуральный обмен одной вещи на другую без использования денег. – стр.99, абз.1
Торговля - форма обмена экономическими благами – товарами при помощи денег путем купли-продажи. – стр.99, абз.5
Именно деньги принимаются всеми сторонами и участниками сделки. При этом деньги могут выступать во всех формах, а не только в виде наличных средств. Так, например, в условиях современной экономики огромной популярностью пользуются электронные деньги.
Опережающее обучение!!! (работа с понятием «дарение»)
Дарение - форма обмена в одностороннем порядке. Одна сторона получает выгоду в виде необходимого ей товара, а вторая - моральное удовлетворение от совершенной сделки
Учитель: с понятием Обмен связано понятие Рынок. Как вы понимаете слово Рынок? – учащиеся отвечают; учитель конкретезирует – демонстрация слайда 9 Презентации, учащиеся записывают:
Рынок – место, где происходит торговля;
Рынок – экономические отношения в сфере производства, товарного обмена и потребления товаров и услуг.
Учитель: Обмен и рынок тесно связаны между собой. Из обмена появляется торговля, а из нее - рынок. Он может принимать самые разные формы и размеры: от местного до международного, от небольшого рыночка до охватывающей весь земной шар системы обменных отношений. Склонность к обмену – одна из черт человеческой природы, отличающая человека от других живых существ земли. Она играет огромную роль в экономическом механизме. Обмен создаёт богатство в каждой из торговых сделок.
Учитель: Любая продукция, чтобы стать товаром, должна обладать ещё двумя свойствами: потребительной стоимостью, т. е. быть полезной, нужной людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие экономические продукты. – работа обучающихся с учебником над понятиями, стр.98, абз.3,4.
Пункт 2 плана – слайды 17-20
Стоимость – мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность.
Свойства товара – потребительная и меновая стоимость.
Учащиеся записывают:
Потребительная стоимость – полезность товара.
Меновая стоимость – способность обмениваться на другие экономические продукты.
Работа в парпах над понятиями (метод жужжания), затем отвечают перед классом.
Учитель: рассмотрим соотношение потребительной стоимости с меновой, стр.98., презентация, слайд 15.
Условие обмена: обмен должен быть равноценным и справедливым.
В основе равноценного обмена лежит цена.
Вопрос: Что такое Цена? – стр.98, посл.абзац, - работа обучающихся с учебником) - слайд 21.
Цена – денежное выражение стоимости товара. – запись учащихся – слайд 22
Пункт 4
Учащиеся: давайте обратимся к такой форме обмена, как Торговля. В чем преимущества торговли? – стр.99, абз. 3,4 – чтение вывода!
Вывод: Торговля помогает получить большое количество благ, развивать деловую активность, накапливать богатства!
Учитель: какие бывают формы торговли? – слайд 23-24 – записывают схему, рис. стр.100
Пункт 5.
Учитель: как вы думаете, что такое реклама, и какое значение она имеет для развития торговли?
Ответы: Реклама – двигатель торговли; продвигает товар – Презентация Реклама, слайд 1
В настоящее время торговлю нельзя представить без рекламы.
Учитель: Насколько велика роль рекламы, нам говорит следующий анекдот:
- Реклама – великая сила!
- Как вы можете это доказать?
- Очень просто. Когда курица снесёт яйцо, она громко кудахчет, когда гусыня снесёт яйцо, она молчит.
- Ну и что?
- А то, что все покупают куриные яйца и почти никто не покупает гусиных!
Учитель: Реклама появилась очень давно.
Как выглядела реклама в древности (например, в средние века) ? Какие особенности рекламы в наше время? – отвечают, вспоминают курс истории средних веков.
Презентация, слайды 25-27 , запись:
Реклама – пропаганда товаров и услуг, которая повышает их привлекательность.
Функции рекламы: информативная, стимулирующая, психологическая.
Разновидности рекламы: престижная, коммерческая – информативная, увещевательная, напоминающая.
Практикум (раздаточный материал):
Задание1. В учебнике в задании 2* предложены такие разновидности рекламы, как
- реклама для привлечения внимания;
- реклама обеспечения информацией;
-реклама создания предпочтения, -чтобы выполнить задание дома, выполним упражнение:
1. Только у нас пылесос за 3 тысячи рублей плюс скидка 10 процентов
2. Открылся магазин "Доктор" по адресу: площадь Ленина 30
3.Ищу для работы менеджера, управляющего в продуктовый магазин звонить по телефону ___. Виктор.
4.Пропала собака Жучка белого цвета, серые глаза сообщать по номеру …. Галина
5. Если вы любите море-продукты, посетите ресторан "Море". Здесь вас накормят. Звоните по телефону и заказывайте столик …. или приходите по адресу ул. Ромашкина, 10
Задание2: заполни пропуск, презентация Реклама, слайд 3
V. Закрепление изученного. (фронтальный опрос).
1. Что такое обмен? Зачем он нужен?
2.Что необходимо для выгодного обмена?
3.Что такое торговля? Зачем люди и страны торгуют?
4.Почему торговлю считают источником богатства страны?
5.Что такое реклама? Для чего нужна реклама товаров и услуг?
6.Какие способы привлечения внимания потребителей к товару или услуге используют производители?
Vl. Рефлексия. Подведение итогов, оценивание.
Закончи предложения:
Мне понравилось на уроке…
Я хотел бы…
Я начал задумываться….
Постараюсь никогда….
VII. Оценивание работы на уроке.
VllI. Домашнее задание: параграф № 12 , ответить на вопросы, выучить новые слова, Зад.2*, стр.104
Спасибо за работу!
Источники:
1. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой - М. : «Просвещение», 2014.
2. http://ismo.ioso.ru/ (Российское образование. Федеральный портал)
3. http://www.rubricon.com/default.asp (энциклопедический портал Рубикон).
4. Практикум. Обществознание, под ред.Л.Н.Боголюбова, М., М.: 2008г
5