СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания "Обмен, торговля, реклама"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания по теме "Обмен, торговля, реклама"

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания "Обмен, торговля, реклама"»

7 класс

А

Б

В

Г





Урок 21

Тема: «Обмен, торговля, реклама».

Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения обмена между людьми, экономической выгоды обмена для всех его участников, роли торговли и рекламы в жизни современного общества;

Задачи урока:

1.Сформировать представление об обмене как важной сфере экономической жизни общества.

2.Способствовать пониманию учащимися роли и влияния современных форм обмена и торговли на обеспечение роста экономического благополучия любой страны и её граждан.

3.Научить различать виды обмена и характеризовать торговлю как особый вид экономической деятельности; раскрывать роль рекламы в развитии торговли.

4.Сформировать умение выполнять практические задания с использованием элементов проектной деятельности; определять собственное отношение к влиянию рекламы на поведение потребителей и эффективность торговли; оценивать своё поведение с точки зрения рационального покупателя.

5.Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: поиск и выделение необходимой информации; оценка процесса и результатов деятельности; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Ожидаемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся определять, как обмен решает задачи экономики; что необходимо для выгодного обмена; зачем люди и страны ведут торговлю; почему торговлю считают источником богатства страны; для чего нужна реклама товаров и услуг;

Познавательные: учащиеся ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения;

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий;

Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания.

Форма проведения: комбинированный.

Используемые технологии: критического мышления, диалогового общения, интерактивные формы обучения.

Методы: Словесные, наглядные, практические . Проблемный – задания с проблемной ситуацией.

УМК: учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс, тематическая презентация «Обмен, торговля, реклама», тематический тест по пройденному материалу.

Новые понятия: обмен, экономический продукт, товар, рынок, конкуренция, стоимость, цена, бартер, торговля, ассортимент, оптовая и розничная торговля, реклама, продавец, потребитель.

Ход урока:

l. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, приветствие.

II. Анализ самостоятельной работы.

Ш. Введение в тему урока. Актуализация знаний.

Посмотрите на экран. Здесь размещены пословицы и поговорки: «Дорожиться – товар залежится, продешевить – барыша не нажить», «Без ума торговать – долги наживать», «Хороший товар сам себя кормит», «Купил не купил, а поторговаться можно», «Лучше торговать, чем воровать», «Меняю шило на мыло». О чем эти пословицы и поговорки? А как вы думаете, зачем вам нужны знания о торговле? А хотели бы вы узнать по этой теме больше? Давайте разберемся вместе.

Учащиеся формулируют тему урока, обозначают задачи. Знакомятся с планом урока.

1) Мы выясним причины обмена между людьми;

2) Обсудим роль торговли и рекламы в жизни современного человека;

3) Познакомимся с новыми терминами и понятиями;

4) Попробуем себя в роли рекламодателей.

lV. Изучение нового. Слайд 2,4,5

План:

1. Зачем люди обмениваются.

2. Торговля и её формы.

3. Реклама – двигатель торговли

Мотивация.

Учитель: Как вы относитесь к поговорке «Не обманешь – не продашь»? Всегда ли обмен бывает справедливым и равным? Кто выигрывает от торговли – продавец или покупатель?

Пункт 1.

Учитель: Что такое обмен? Зачем люди обмениваются? В чем преимущества обмена? – слайд 6

- учащиеся работают с текстом на стр.98, абз.1,2 , отвечают.

В чём преимущества обмена?

-Во-первых, человеку при обмене не нужно было всё добывать или делать самому.

-Во-вторых, в результате можно получить в своё пользование больше разнообразных благ.

Это побудило людей сделать обмен основой своей жизни. Слайд 7

Какие же могут быть недостатки у обмена?

На доске записано 2 столбика экономических благ. Назовите примеры равноценного обмена вещами, обозначенных в двух столбцах обмена, причём сделайте это очень быстро

Книга Карандаш

Куртка Велосипед

Рюкзак Пальто

Ручка Фотоальбом

Сапоги Костюм

Телевизор Магнитофон

Шарф Лыжи

Кроссовки Утюг

Фен Косынка

Вывод:

Итак, недостаток: занимает много времени на поиск варианта обмена

Но, недостатков всё же больше. Предлагаю наглядно в этом убедится, решив вот такую интересную задачу: слайд 9-10 (конкурс: кто решит быстрее, тому оценка «5»)

Задача:

В одной деревне за 1 барана можно было получить 10 глиняных кувшинов, или 6 стрел для лука, или 2 мешка пшеницы. Сколько топоров нужно отдать за 1 барана, если 1 топор можно обменять на 3 стрелы? Сколько кувшинов нужно отдать за 1 мешок пшеницы? Сколько кувшинов нужно отдать за 1 стрелу?

Ответ: 2 мешка пшеницы = 10 кувшинов;

6 стрел = 10 кувшинов;

1 стрела = около 2 кувшинов

1 баран = 6 стрел

1 топор = 3 стрелы

1 баран = 2 топора (оценивание ответов)

Итак, как вы думаете, удобно ли производить бартер?

Учитель: Как вы считаете, что же необходимо, чтобы сделать покупку товаров удобнее? – отвечают -

Конечно же, деньги. Читаем продолжение задачи:

Какова будет цена этих товаров после появления металлических денег, если цена одного кувшина стала равняться трём монетам?

Ответ:

1 кувшин – 3 монеты

1 стрела – 6 монет

1 мешок – 15 монет

1 топор -18 монет

1 баран -30 монет

-Условия обмена - слайд 11

Итак, проблемы, которые возникают у участников бартера, решает торговля.

Работа над понятиями – словарь!

Обмен - это экономический процесс передачи блага одним участником экономической деятельности другому.

Вопрос: как вы понимаете слово «блага»? - отвечают

Под благами подразумеваются материальные ценности, товары, услуги, информация, даже обстоятельства. Площадку, где происходит обмен, принято называть рынком.

Учитель: Что необходимо, чтобы обмен состоялся? - учащиеся работают с текстом, стр.98, абз.3

Произвести экономический продукт и вывести его на рынок для продажи, т. е. сделать его товаром.

Слайды 12-13, запись понятия «рынок» - (стр.99) – учащиеся работают с учебником

Виды обмена: (учащиеся записывают), работают с понятиями: слайды 14-16

Обмен - это экономическое явление, представленное в нескольких разновидностях:

Бартер – натуральный обмен одной вещи на другую без использования денег. – стр.99, абз.1

Торговля - форма обмена экономическими благами – товарами при помощи денег путем купли-продажи. – стр.99, абз.5

Именно деньги принимаются всеми сторонами и участниками сделки. При этом деньги могут выступать во всех формах, а не только в виде наличных средств. Так, например, в условиях современной экономики огромной популярностью пользуются электронные деньги.

Опережающее обучение!!! (работа с понятием «дарение»)

Дарение - форма обмена в одностороннем порядке. Одна сторона получает выгоду в виде необходимого ей товара, а вторая - моральное удовлетворение от совершенной сделки

Учитель: с понятием Обмен связано понятие Рынок. Как вы понимаете слово Рынок? – учащиеся отвечают; учитель конкретезирует – демонстрация слайда 9 Презентации, учащиеся записывают:

Рынок – место, где происходит торговля;

Рынок – экономические отношения в сфере производства, товарного обмена и потребления товаров и услуг.

Учитель: Обмен и рынок тесно связаны между собой. Из обмена появляется торговля, а из нее - рынок. Он может принимать самые разные формы и размеры: от местного до международного, от небольшого рыночка до охватывающей весь земной шар системы обменных отношений. Склонность к обмену – одна из черт человеческой природы, отличающая человека от других живых существ земли. Она играет огромную роль в экономическом механизме. Обмен создаёт богатство в каждой из торговых сделок.

Учитель: Любая продукция, чтобы стать товаром, должна обладать ещё двумя свойствами: потребительной стоимостью, т. е. быть полезной, нужной людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие экономические продукты. – работа обучающихся с учебником над понятиями, стр.98, абз.3,4.

Пункт 2 плана – слайды 17-20

Стоимость – мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность.

Свойства товара – потребительная и меновая стоимость.

Учащиеся записывают:

Потребительная стоимость – полезность товара.

Меновая стоимость – способность обмениваться на другие экономические продукты.

Работа в парпах над понятиями (метод жужжания), затем отвечают перед классом.

Учитель: рассмотрим соотношение потребительной стоимости с меновой, стр.98., презентация, слайд 15.

Условие обмена: обмен должен быть равноценным и справедливым.

В основе равноценного обмена лежит цена.

Вопрос: Что такое Цена? – стр.98, посл.абзац, - работа обучающихся с учебником) - слайд 21.

Цена – денежное выражение стоимости товара. – запись учащихся – слайд 22

Пункт 4

Учащиеся: давайте обратимся к такой форме обмена, как Торговля. В чем преимущества торговли? – стр.99, абз. 3,4 – чтение вывода!

Вывод: Торговля помогает получить большое количество благ, развивать деловую активность, накапливать богатства!

Учитель: какие бывают формы торговли? – слайд 23-24 – записывают схему, рис. стр.100

Пункт 5.

Учитель: как вы думаете, что такое реклама, и какое значение она имеет для развития торговли?

Ответы: Реклама – двигатель торговли; продвигает товар – Презентация Реклама, слайд 1

В настоящее время торговлю нельзя представить без рекламы.

Учитель: Насколько велика роль рекламы, нам говорит следующий анекдот:

- Реклама – великая сила!
- Как вы можете это доказать?
- Очень просто. Когда курица снесёт яйцо, она громко кудахчет, когда гусыня снесёт яйцо, она молчит.
- Ну и что?
- А то, что все покупают куриные яйца и почти никто не покупает гусиных!

Учитель: Реклама появилась очень давно.

Как выглядела реклама в древности (например, в средние века) ? Какие особенности рекламы в наше время? – отвечают, вспоминают курс истории средних веков.

Презентация, слайды 25-27 , запись:

Реклама – пропаганда товаров и услуг, которая повышает их привлекательность.

Функции рекламы: информативная, стимулирующая, психологическая.

Разновидности рекламы: престижная, коммерческая – информативная, увещевательная, напоминающая.

Практикум (раздаточный материал):

Задание1. В учебнике в задании 2* предложены такие разновидности рекламы, как

- реклама для привлечения внимания;

- реклама обеспечения информацией;

-реклама создания предпочтения, -чтобы выполнить задание дома, выполним упражнение:

1. Только  у нас пылесос за 3 тысячи рублей плюс  скидка 10 процентов
2. Открылся магазин "Доктор" по адресу: площадь Ленина 30
3.Ищу для работы менеджера, управляющего в продуктовый  магазин звонить по телефону ___. Виктор. 
4.Пропала собака Жучка белого цвета, серые глаза сообщать по номеру …. Галина 

5. Если вы любите море-продукты, посетите ресторан "Море". Здесь вас накормят. Звоните по телефону и заказывайте столик …. или приходите по адресу ул. Ромашкина, 10
Задание2: заполни пропуск, презентация Реклама, слайд 3

V. Закрепление изученного. (фронтальный опрос).

1. Что такое обмен? Зачем он нужен?

2.Что необходимо для выгодного обмена?

3.Что такое торговля? Зачем люди и страны торгуют?

4.Почему торговлю считают источником богатства страны?

5.Что такое реклама? Для чего нужна реклама товаров и услуг?

6.Какие способы привлечения внимания потребителей к товару или услуге используют производители?

Vl. Рефлексия. Подведение итогов, оценивание.

Закончи предложения:

Мне понравилось на уроке…

Я хотел бы…

Я начал задумываться….

Постараюсь никогда….

VII. Оценивание работы на уроке.

VllI. Домашнее задание: параграф № 12 , ответить на вопросы, выучить новые слова, Зад.2*, стр.104


Спасибо за работу!


Источники:

1. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой - М. : «Просвещение», 2014.

2. http://ismo.ioso.ru/ (Российское образование. Федеральный портал)

3. http://www.rubricon.com/default.asp (энциклопедический портал Рубикон).

4. Практикум. Обществознание, под ред.Л.Н.Боголюбова, М., М.: 2008г

5