СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте (письмо)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте (письмо)»




Урок обучения грамоте (письмо)

в 1 классе

по УМК «Планета знаний»

учителя начальных классов

МАОУ «Лицей №3» г. Перми

Глушенок Ларисы Николаевны












Конспект урока обучения грамоте (письмо). 1 класс.

Тема: «Письмо строчной буквы т»

Описание: Урок обучения грамоте по теме «Письмо строчной буквы т» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Планета знаний». В.А. Илюхина «Пропись №3» к «Букварю» Т.М. Андриановой).

Цель: научиться писать строчную букву т

Задачи:

1. Образовательные:

- Формировать умение писать букву т;

- Учить писать слоги, сочетания и слова с буквой т;

- Закреплять написание изученных букв

2. Развивающие:

- Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля;

- Развивать орфографическую зоркость;

- Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать

3. Воспитывающие:

- Воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку;

- Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

- Воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества

Тип урока: Открытие новых знаний

Форма: Проблемно – диалогическая игра – путешествие

В уроке использованы элементы современных педагогических технологий:

- игровая (урок построен в форме игры – путешествия)

- личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо)

- проблемное обучение (частично – поисковый)

- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки)

На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с чтением, математикой, окружающим миром.

Принципы: наглядность, доступность. Принципы систематичности и последовательности реализуются через переходы от простого к сложному.

Технические особенности урока: Данный урок включает в себя компьютерную презентацию. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.


Планируемые результаты

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- планировать решение учебной задачи;

- выполнять последовательность необходимых операций;

- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

- находить общие элементы в буквах;

- конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;

- находить правильно написанную букву;

- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их

причины.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- ориентироваться в прописи;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или

письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;

Личностные УУД:

- проявлять интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или

неуспеха в учении

Технологическая карта урока

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Организационный момент

































2. Актуализация знаний




















































3. Постановка учебных задач (тема, цель).

































4. Реализация построенного проекта





а) Выделение элементов буквы т



















б) Написание буквы т






























Физминутка

(пальчиковая)

























































































в)Написание слогов и сочетаний с буквой т














































г) Написание слов с буквой т




































































Физминутка

(для глаз)






































д) перевод печатного текста в письменный
















































5Рефлексия учебной деятельности.

Учитель вместе с детьми говорит стихотворение





Обращение к детям:

- Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

И пенал, и тетрадка?


-Для чего нам нужно выполнять эти правила?

- Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на соседа, улыбнитесь ему. А теперь подарите свою улыбку и мне. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.

- Что бы вы пожелали друг другу на уроке обучения грамоте?

Обращение к детям:

- А я желаю вам удачи, ведь с малой удачи начинается большой успех! Поэтому девизом нашего урока будут буквы Пкчаг (зашифрованные слова).

- Назовите девиз нашего урока


Учитель читает:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

-Ребята! Я приглашаю вас на прогулку в зимний лес.

СЛАЙД № 1(картинка зимнего леса)


Учитель задаёт вопросы:

Кого мы там можем увидеть? Отгадайте!

- Кто отправится в полёт,

В клюве веточку несёт?


- Как одним словом сказать, кто это?

- Мы сегодня будем в гостях у зимующих птиц, они будут давать нам задания, а мы будем их выполнять.

СЛАЙД №2

(картинки птиц)

Учитель даёт задание:

-Откройте кассы букв и выложим из букв слово ПТИЦЫ

СЛАЙД №3 (слово ПТИЦЫ)

Учитель показывает на слайде образец:

-Давайте проверим.


-Поднимите руку у кого так же, как на слайде. Молодцы! Вы сделали задание правильно.

Кто допустил ошибки?

-Оцени себя! (Ученик у доски оценивает себя)



Учитель задаёт вопросы:

- Сколько звуков в слове?

- Назовите буквы в слове?

- Назовите их


Задание детям:

- Откроем Прописи на с.16 и запишем слово птицы


Учитель задаёт вопросы:

- Почему мы не можем записать это слово?

- А вы хотите её научиться писать?

- А в жизни, где это умение вам пригодится?


Учитель задаёт вопросы:

- Какая тема нашего урока?


- Чему мы должны научиться?



- Как мы будем это делать?

Составим алгоритм.








Учитель загадывает загадку:

- Первое задание вам даёт, угадайте кто?

Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.

СЛАЙД №4 (изображение сова)


Учитель даёт задание:

- Я предлагаю поработать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах


Задание для парной работы:

- Назовите элементы, из которых состоит буква т


- Давайте проверим. Назовите элементы, из которых состоит буква т





- Правильно! Оцени свою работу в паре





- Поднимите руки те пары детей, которые нашли все элементы букв. Молодцы!


- А на какую букву похоже написание буквы т?

Учитель задаёт вопрос:

- Может мне кто – то поможет рассказать, как писать букву т

СЛАЙД №5 (буква т)















Учитель предлагает оценить работу

- Оцени себя!




Учитель даёт задание:

- На образце сделайте графический разбор буквы



Учитель вместе с детьми проговаривает слова и делает движения









Вспомним правила просадки при письме






Задание детям:

- Пишем букву т до конца строчки, проговаривая алгоритм написания буквы


Учитель загадывает загадку:

- Следующее задание даёт вам, угадайте кто?

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.

СЛАЙД №6 (изображение сороки)


Задание детям:

- Возьмите простой карандаш и найдите буквы, которые написаны так же, как в образце. Поставьте точки под этими буквами.

- Поднимите руку те дети, у которых такие буквы есть.

На полях поставьте знак «+»


Учитель задаёт вопрос:

- Что было в написании трудным?

- Давайте эти трудности будем преодолевать. Угадайте с кем?


Учитель загадывает загадку:

По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Червячок-то будет мой!

СЛАЙД №6 (изображение дятла)


Задание детям:

- Найдите правильную букву т, а остальные зачеркните


Учитель задаёт вопросы:

- Какая это будет буква по счёту?

- Поднимите руку, у кого также? Молодцы!

На полях поставьте знак «+»

-Кто ошибся?

- Что тебе показалось трудным?

- Вы близки к успеху!


- Чему мы сейчас учились?


- Посмотрите на следующую строчку. Как вы думаете, чему мы сейчас будем учиться?


Учитель загадывает загадку:

- Угадайте, про какую птицу можно сказать так:

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

СЛАЙД №7 (изображение снегиря)


Задание детям:

- Снегирь даёт вам задание прочитать слоги и сочетания на следующей строчке


- Напишем эти слоги и сочетания, объясняя соединения буквы т с другими буквами, соблюдая 4 условия


Учитель задаёт вопрос:

- Какие условия мы должны соблюдать при письме?






Задание детям:

-Пишем слоги и сочетания, используя приём «Веду за собой»



- Оцените свою работу по 4 условиям. Поднимите руку те дети, у кого все условия грамотного письма выполнены.

Поставьте на полях знак «+».

- Почему у тебя не получилось?

- Где ты ошибся?


Учитель предлагает игру:

- Давайте поиграем в игру «Договори до словечка»




Задание детям:

- Прочитайте слово в следующей строчке


- А сейчас прочитайте его справа налево. Оно читается одинаково. Такие слова мы будем называть слова – перевёртыши. А кто ещё знает такие слова?


- Я предлагаю вам право выбора: вы можете записать слово тут по точкам, а кто – то может уже самостоятельно напишет это слово до конца строчки. Пишем красиво, чисто, аккуратно, грамотно.


- Оцените свою работу. Поставьте знак «+», кто написал красиво, чисто, аккуратно, грамотно


-Чему мы сейчас с вами учимся?


Задание детям:

- Решите задачу и запомните те слова, которые начинаются на букву т:

- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

- Какие слова на букву т вы запомнили?


- Запишите эти слова самостоятельно, глядя на образец в прописи или на слайде


- Оцените свою работу. Сравните с образцом и поставьте знак «+» если слово написано также как в образце.


- Какие трудности при написании вам встретились?


Задание детям:

-Разгадайте ребус и вы узнаете, какая птица вам скажет следующее задание


- Читаем слова в последней строчке в прописи


- Приготовьте сигнальные карточки


-В каких словах звук [т] произносится мягко, а в каких твёрдо (зелёный квадрат – мягкий согласный, синий квадрат – твёрдый согласный)


- Напишите слова самостоятельно, глядя на образец, соблюдая условия грамотного письма


- Оцените свою работу. Сравните с образцом и поставьте знак «+» если слово написано также как в образце.


- Какие трудности при написании вам встретились?


- Чему мы сейчас учились?


Двигаются только глаза



Учитель загадывает загадку:

- Следующее задание вам даёт, угадайте кто это?

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?

СЛАЙД №8 (изображение соловья)

- А вы хотите услышать пение соловья?

(Звучит пение соловья)


Задание детям:

- Прочитайте следующее слово в прописи?

Учитель задаёт вопросы:

- Кто знает значение этого слова?

- А где можно узнать?






Учитель дополняет:

- Трутень - это крупное насекомое с огромными почти во всю голову глазами. У него мощные крылья. Нам людям его можно не бояться, у него нет жала. Они летают с большой скоростью. Питаются мёдом, которые приготовили пчёлы.


Задание детям:

- Запишите эти слова, переводя печатные буквы в письменные, соблюдая условия грамотного письма


- Оцените свою работу. Сравните с образцом на доске и поставьте знак «+» если слово написано также как в образце.


- Какое умение мы сейчас развивали?


- Заканчивается прогулка в зимний лес. Мы встречали птиц и выполняли их задания. Сосчитайте сколько плюсов, т.е. заданий вы сделали правильно?


- Поднимите руку те дети, которые выполнили 7 заданий правильно.

Молодцы!

- Какие затруднения были у вас?

- Ребята, я хвалю вас за то, что вы нашли свои ошибки. Главное, найти свои ошибки, исправить их и больше никогда не допускать!


Учитель задаёт вопрос:

- Как мы можем помочь пернатым?


Учитель проводит беседу:

- Птицы - наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их. Сделайте кормушки для птиц вместе с родителями. Прикрепите их у своего окна. И вы сможете каждый день кормить птиц, наблюдать за ними. А весной они порадуют вас своим пением.

- Чему мы сегодня учились на уроке письма?



- Продолжи предложения:

Я узнал…

Я запомнил…

Я научился…

Я удивился…

- Оцените свою работу. Подумайте, какой кружок вы поднимите.

Зелёный – вы всё поняли на уроке, научились писать букву т.

Жёлтый – вы тоже поняли всё на уроке, но были ошибки.

Красный – кому было трудно научиться писать букву т.

- Ребята! Вы молодцы!

Дети хором повторяют:

- Встанем мы тихонечко,

Сразу успокоимся.

На хорошую работу

Мы сейчас настроимся.


Дети проверяют готовность к уроку












Дети показывают своё настроение смайликами



Высказывания детей









Дети хором говорят:

- Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно





















Дети отгадывают




- Птицы










Ученик выполняет задание у доски, а остальные учащиеся на своих местах


Дети сравнивают с образцом




Самооценка.









Дети отвечают на вопросы



Ученик говорит:

- Мы не можем записать это слово


Дети отвечают:

- Мы не умеем писать строчную букву т

-Высказывания детей


- Дети отвечают



Дети отвечают на вопросы:

- Письмо строчной буквы т


- Учиться писать строчную букву т и соединять её с другими буквами.

- Узнаем, из каких элементов состоит буква т

- научимся писать новую букву

- научимся писать её в соединении с другими буквами в слогах или сочетаниях

- научимся писать её в словах

- научимся переводить из печатного текста в письменный.


Дети отгадывают:





- Это сова






- Дети рассказывают правила работы в парах


Работа в парах




Дети проверяют.

На слайде один из учеников показывает элементы буквы:

«наклонная линия», «бугорок», «качалочка», «крючок до середины»


Самооценка .






Дети оценивают работу в парах




- На букву п


Один из учеников на слайде совместно с учителем показывают развёрнутый алгоритм написания буквы т:

-Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаемся по наклонной линии и не доходя 1/3 сверху, «бугорком» уходим вправо, коснувшись линеечки, разворачиваем ручку и опускаемся по наклонной линии, вновь поднимаемся по наклонной, с 1/3 сверху выписываем «бугорок». Опускаемся по наклонной вниз, выполняем «качалочку» и поднимаемся по крючку до середины


Самооценка.






Ученик говорит:

- 2 гнёздышка,

2 -1/3 сверху от рабочей строки, серединка


Ученик выходит к доске и показывает движения с пальчиками. Слова проговаривают хором:

-Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка.

А где же я? Да вот же я?

Наша дружная семья!

Руки? – На месте!

Ноги? – на месте!

Локти? – У края?

Спина? – Прямая!






Дети работают в Прописи на с.16






Дети отгадывают:




- Это сорока







Дети сравнивают буквы с образцом в тетради и на слайде, проверяют и ставят знак + на полях






- Высказывания детей





Дети отгадывают:



- Это дятел




Работа в прописи на с.16






- Первая буква



Самопроверка



Самооценка



- Мы учились писать строчную букву т


- Мы будем учиться писать букву т в слогах и сочетаниях



Дети отгадывают:





Снегирь







тв тл та






Дети говорят условия, которые они соблюдают при письме:

(на доске таблица ГЭНР)

Г – грамотно писать, без ошибок

Э – элементы писать правильно

Н – буквы писать наклонно

Р – не переходить за верхнюю и нижнюю линию рабочей строки



Дети пишут в тетрадях, один из учеников «ведёт» их за собой, проговаривая способы соединения буквы т с другими буквами





Дети оценивают свою работу

Самопроверка

Самооценка



Высказывания детей


Дети договаривают слоги и сочетания до целого слова:

тв та

твой танк

таз




тут



тут




Дети называют слова






Дети выполняют по выбору задание в тетради




Дети оценивают свою работу

Самопроверка

Самооценка



- Учимся писать букву т в словах







- Двое


- ты, с тобой


Дети самостоятельно пишут слова в тетради





Дети оценивают свою работу

Самопроверка

Самооценка



Высказывания детей



Дети разгадывают ребус:

40А - сорока



Каток нитки канат



На партах зелёные и синие квадраты


Дети по очереди читают слова и показывают сигнальные карточки








Дети пишут самостоятельно



Дети оценивают свою работу

Самопроверка

Самооценка


Высказывания детей



- Учились писать букву т в словах

Дети выполняют движения




Дети отгадывают:





- Это соловей

- Он очень хорошо поёт



- Да!





- Трутень


Дети затрудняются.

- В энциклопедии

- Найти в интернете

- Спросить у родителей

- Прочитать в толковом словаре

- Спросить у учителя



СЛАЙД №9 (изображение насекомого)













Дети пишут слова. Один ученик на доске



Дети оценивают свою работу

Самопроверка

Самооценка



- Переводили печатный текст в письменный




Дети смотрят в тетрадь и считают, сколько у них плюсов.





Дети поднимают руку.




Высказывания детей









- Высказывания детей

Дети читают стихи со СЛАЙДА №10

- Покормите птиц зимой!













- Учились писать строчную букву т и соединять с другими буквами в словах




Спросить 5-6 учащихся разного уровня





Дети поднимают кружки, оценивая свою работу







Личностные УУД:

самооценка готовности к уроку







Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

























































Личностные УУД: умение видеть и признавать свои ошибки.

Регулятивные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, анализировать свою работу, находить ошибки


Предметные УУД: знания о буквах и звуках












Личностные УУД: умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока

Регулятивные УУД: целеполагание


Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей






Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других







Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах работы в парах


Коммуникативные УУД: использует речь для регуляции своего действия, владение правильной речью


Предметные УУД: понятия - элементы буквы


Регулятивные УУД: анализировать свою работу, находить ошибки, находить общие элементы в буквах









Предметные УУД: знакомство с алгоритмом написания строчной буквы т














Регулятивные УУД: анализировать свою работу, находить ошибки




Познавательные УУД: умение

ориентироваться в прописи



Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни
















Предметные УУД: умение применять знания на практике




Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других









Регулятивные УУД:

Анализировать написание буквы в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины










Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других





Регулятивные УУД: нахождение правильно написанной буквы


Регулятивные УУД: анализировать собственную

работу, находить ошибки










Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу



Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других








Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного





Регулятивные УУД: выполнять последовательность необходимых операций




Предметные УУД: учатся записывать слоги и сочетания, используя эталон в прописи



Регулятивные УУД: анализировать написание слогов в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины










Познавательные УУД: умение ориентироваться в прописи


Личностные УУД: проявлять интерес к новому






Регулятивные УУД: получает возможность право выбора и планирует решение учебной задачи



Регулятивные УУД: анализировать написание слова в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины.



Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу


Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других


Предметные УУД: научиться записывать слова, используя эталон в прописи


Регулятивные УУД: анализировать написание слов в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины







Познавательные УУД: умение ориентироваться в прописи










Предметные УУД: научиться записывать слова, используя, эталон в прописи


Регулятивные УУД: умение анализировать написание слов в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины


Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни


Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других













Познавательные УУД: добывать новые знания, поиск информации


Личностные УУД: проявлять интерес к новому







Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы





Предметные УУД: перевод печатных слов в письменный



Регулятивные УУД: анализировать написание слов в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины

Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу








Личностные УУД: развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении










Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи












Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения её результата


Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний


Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности





Список литературы:

Ксения Митителло/ Певчие птицы. Энциклопедия (со звуковым модулем). Ксения Митителло, Олег Хромушин.- Эксмо, 2013.- 256с.


О.В.Узорова/Игры с пальчиками.О.В.Узорова, Е.А.Нефедова.-М.:ООО «Издательство Астрель»,2004.-124с.