Урок обучения грамоте по теме "Повторение о согласных буквах и звуках"
Урок обучения грамоте средствами субъективизации был проведен в первом классе (учебник В.Г.Горецкого "Русская азбука")
Урок начинается с мобилизующего этапа.
На доске расположен ряд рисунков с изображением птиц: воробей, сорока, снегирь, галка, синица, ворона.
Учитель: Посмотрите внимательно на рисунки и назовите изображенных на них птиц. Постарайтесь запомнить порядок их расположения в данном ряду.
Закройте глаза.
(учитель выполняет 3-4 перестановки рисунков)
Откройте глазки. Назовите первоначальный ряд птиц и то, как они расположились после перестановки.
Ученик: Первоначально рисунки располагались так: воробей:; а после перестановки они расположены так: .Свои места поменяли: (называют птиц, которые поменяли свои места).
На доске (слайд №1) напечатаны слова:
Учитель: Что записано на доске?
Ученик: На доске записаны слова.
Учитель: Прочитайте слова и определите, что общее имеется в этих словах?
Ученик: Эти слова обозначают названия птиц. Они начинаются с согласного звука и заканчиваются на согласный. В этих словах больше согласных звуков и букв, чем гласных.
Учитель: Чем согласный звук отличается от гласного?
(учащиеся называют признаки отличия) С помощью чего обозначается на письме звук?
Опираясь на наши рассуждения, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученик: Я думаю, что тема сегодняшнего урока согласные буквы и звуки, потому что мы говорили о согласных звуках и буквах, когда искали общее в словах, записанных на доске.
Учитель: Тему мы с вами определили, а теперь поставьте перед собой цель отталкиваясь от темы урока и опираясь на опорные слова.
На доске карточки со словами:
Повторить:
Развивать умение:
Читать:
Ученик:
Мы должны повторить то, что знаем о согласных буквах и звуках.
Развивать умение отличать согласные звуки и буквы друг от друга
Читать слова с изученными согласными буквами.
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся на прогулку, а вот куда, вы определите самостоятельно, по данной схеме слова.
Ученик: Мы пойдем в парк.В этом слове один слог. Три согласных звука: [п] ; [р] ; [к]. Это твердые согласные звуки.
Учитель: И так, мы идём в городской зимний парк. На окраине парка растёт высокая берёза, а на березе кормушка. Дети положили туда корм для птиц. Рисунки с их изображением вы видите на доске. Они помогли нам начать урок.
К нашей кормушке первыми прилетят две птицы, их названия начинаются с одного и того же согласного звонкого твердого звука.
Ученик: Это птицы ворона и воробей. Потому что названия этих птиц начинается с одного и того же согласного звонкого твердого звука [в]. Ворона и воробей зимующие в нашем краю птицы.
Учитель прикрепляет изображение птиц к кормушке, изображение которой расположено на доске.
Учитель: Подумайте и скажите, какие птицы прилетят к кормушке следующими, учитывая, что они летят парами.
Ученик: Снегирь и сорока. Их названия, начинаются с одного и того же согласного парного глухого твердого звука [с].
Учитель: Следующая птица, прилетевшая к кормушке, в названии имеет два парных по звонкости - глухости согласных звука.
Ученик: Это галка. В её названии есть два парных по звонкости-глухости согласных звука [г] и [к].
Учитель: Кто не прилетел к кормушке и остался одинок?
Ученик: Это синица.
Учитель: Чтобы этой птичке не было так одиноко, давайте придумаем задание, которое мы можем выполнить со словом синица.
(дети предлагают варианты заданий).
Давайте откроем звуковые классы и составим схему слова синица.
(учащееся составляют схемы на парте, работая индивидуально; один из учеников выполняет задание у доски).
Учитель:
Сколько в этом слове согласных звуков?
Сколько мягких согласных звуков?
Сколько твердых согласных звуков?
Сколько глухих согласных звуков?
Сколько согласных звуков?
(дети отвечают на вопросы учителя, обосновывая свой ответ)
Молодцы! Вы хорошо поработали. Но пришло время отдохнуть.
Физкультминутка:
Учитель: В парке много деревьев и кустарников на ветвях, которых отдыхают птицы. Отдохнем и мы. Если я назову слово, обозначающее дерево, то вы прыгаете. Если слово обозначает название зимующей птицы- вы хлопаете в ладоши над головой.
Берёза, дуб, голубь, клён, клёст, сосна, свиристель, ель, поползень.
Учитель: Молодцы! А чтобы нашей синице было веселее в зимнем парке, составим о ней предложение. Предложение составляем по принципу "Снежного кома".
(один учащийся называет слово синица, второй добавляет одно слово к данному синица зимует и т.д.)
Далее учитель предлагает детям составить схему составленного предложения.
Учитель: Что вы знаете о предложении?
Ученик: Предложение состоит из слов. Слова в предложение связаны друг с другом по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Предложение пишется с большой буквы, в конце ставится точка.
Учитель:
Назовите из составленного предложения слова, которые начинаются с глухого согласного звука
Назовите слова, которые начинаются со звонкого согласного звука?
Чем отличается звук от буквы?
Учитель: Перед вами текст.(у каждого ученика он на карточке).
Синицы
Синицы - красивые птички ростом с воробья. У них белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые.
Зимой синичкам приходится плохо. Ведь они, как другие птицы, не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами.
Зимой они прилетают к нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в это время. Покормите птичек, если увидите их возле дома.
Учитель: Как называется текст?
Ученик: Текст называется синицы.
Учитель: Какое задание мы можем выполнить, читая текст о синицах?
(дети предлагают свои задания)
При чтении текста, хлопайте в ладоши, если встретите слово, которое заканчивается на согласный звук.
Дети читают текст цепочкой,выполняя данное задание.
Учитель: Зимой птицам холодно и голодно. Мы должны помогать им пережить зимушку. А как мы будем помогать птицам?
(дети отвечают)
Назовите, что едят птицы зимой, составляя цепочку слов, которые начинаются с согласного звука.
Ученик:(каждый учащийся называет одно слово) Семена, крошки, семечки, зерно, крупу, почки, сало, рябину и т.д.
Учитель: Молодцы ребята! Если вы будете так хорошо помогать птицам зимой, найти корм, то им будет веселее жить и дожидаться весны.
А наша прогулка подошла к концу. Вспомните, о чём повторяли сегодня на уроке?
Чем звук отличается от буквы?
Как отличить согласный звук от гласного?
Назовите буквы, обозначающие парные согласные?
Назовите буквы, обозначающие звонкие непарные согласные звуки
О ком говорили сегодня на уроке?
Я думаю, что каждый из вас будет заботиться о зимующих птицах, помогать им. Если вам сегодня на уроке было интересно, то прикрепите снежинку (у каждого ребёнка на парте) около синички, а если вам было скучно и трудно, пусть она останется на парте.
Все снежинки разместились на доске у рисунка с изображением синички. Урок своей цели достиг.