СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Леса России". 4-й класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Леса России". 4-й класс»

Урок окружающего мира по теме "Леса России". 4-й класс

Хохоноева С.Л.учитель начальных классов

Тема урока: Леса России.

Цели:

1.     сформировать у учащихся представление о лесной зоне;

2.     ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесами;

3.     познакомить с растительным и животным миром;

4.     развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.

Задачи:

  • Знать географическое положение зоны лесов на карте.

  • Ознакомить с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.

  • Познакомить с растительным и животным миром.

  • Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.

  • Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.

Оборудование:

Интерактивная доска

презентация;

конспект урока

учебник

рабочая тетрадь

тесты

карточки- помогайки

запись песни Ады Якушевой «Я приглашаю вас в леса»

 Ход урока

I. Организационный момент.

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке

Снова пришел долгожданный миг – 
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

II. Проверка знаний и умений.

Урок сопровождается презентацией. (Приложение 1)

- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (слайд) (по тундре)

- Что вы скажете о географическом положении тундры? (слайд с картой) (Тундра расположена вдоль берегов Северного Ледовитого океана)

- Покажите её на карте.

- В чём особенность климатических условий тундры? (Зима холодная, лето короткое, прохладное; полярная ночь – 2 месяца; летом полярный день – 3 месяца, сильные ветры, пурга, почва оттаивает только сверху)

- Мы повторили с вами, а теперь выполним тест.

Тест “ТУНДРА”

 Продолжи предложение (высказывание)

1) Зона тундры расположена...

а)   севернее арктических пустынь;
б)   южнее арктических пустынь.

2) В тундре...

а)   ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б)   длинная суровая зима и жаркое лето;
в)   длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

3) Растения тундры ...

а)   высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б)   низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

4) К тундровым растениям относятся ...

а)   верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б)   кедр, осина, пальма;
в)   карликовая ива, мох-ягель, черника.

5) В тундре обитают...

а)   тюлени, моржи, киты;
б)   песцы, лемминги, волки;
в)   верблюды, лошади, коровы.

– У кого не было ошибок? Молодцы!(отметки по желанию). По результатам теста я вижу, что вы готовы продолжить наше путешествие, и я приглашаю вас в следующую природную зону. 

III. Сообщение темы и целей урока.

Песня (Ада Якушева, «Я приглашаю вас в леса», 1 куплет + картинки с лесом)

- В этой песне спрятана тема нашего путешествия. Как вы думаете, в какую природную зону мы сегодня отпрвимся? (слайд) (лесная зона). Тема нашего урока: «Леса России».

- Для чего? (узнать, где расположена, какие есть растения и животные). Нужно ли вам знать об этой природной зоне?

- Я думаю, что каждый из вас узнает для себя что-то интересное и полезное, и полученные знания пригодятся вам в жизни

IV. Работа над новой темой.

Учебник стр.72-73

Найдите на карте природную зону лесов (один учащийся показывает). Что вы можете рассказать о зоне лесов, глядя на карту? Работать вы будете в группах, для подготовки ответа вам поможет карточка-помогайка.

1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно  для этого пояса?

3. Какая у зоны лесов земная поверхность? (Если не догадаются, обратить внимание на цвет)

4. Какая она в сравнении с другими природными зонами?

Работа ведётся в парах по карте природных зон в учебниках.

Опрос 1 – 3 учащихся.

- Итак, сделаем вывод.

Обобщение учителем ответов учеников: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно­европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Наш лес даже занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой лес в мире. Общая площадь лесов составлчет четвёртую часть всех лесов мира. Нашу страну часто называют великой лесной державой.

– Как вы думаете, сразу ли тундра переходит в лес? (Нет. Есть ещё переходная зона – лесотундра. На карте она обозначена грязно-зелёным цветом.)

– Правильно. Не сразу лес растёт стеной. Сначала лес появляется по речным долинам у рек, а потом островками заходит на возвышенности. Деревья здесь корявые и низкорослые, большие деревья растут дальше к югу. Как вы думаете, почему? (Там количество тепла, света и влаги больше.)

– Ребята, может быть кто-то скажет, почему зона лесов на карте природных зон окрашена разными цветами? (Она разделена на три части)

Объясните, почему лесная зона на карте изображена тремя разными цветами. (Тёмно-зелёным цветом изображена тайга, зелёным цветом – смешанные леса, другим насыщенным зелёным цветом – широколиственные леса.)

– Правильно, в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, еще есть смешанные леса и широколиственные.   

V. Физминутка.

Играет спокойная музыка, движения показывает учитель, учащиеся повторяют.

- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться (дети сидят за партами, мышечное напряжение, глаза зажмурены).

- Весной солнечные лучи согрели землю, и семя отогрелось, расправило свои плечи (расслабление мышц).

- Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).

- Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).

- И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).

- А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

VI. Работа по теме.

- Давайте более подробно познакомимся с каждой частью лесной зоны. Для этого вы сейчас будете работать в группах (слайд с картой природных зон). На это дается вам 7 минут, подготовьте человека, который будет выступать от группы.

Работа в группах:

Первая группа – ботаники, расскажут о том, какие деревья растут в тайге (учебник стр. 97-100, карточка «Помогайка №1»).

1.     Что называют тайгой?

2.     Природные условия тайги.

3.     Что общего у всех растений тайги?

4.     Какие растения растут в тайге?

Тайга –  это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна .

(Сообщения детей)

Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму.  Ели-долгожительницы. В еловом  лесу темно и влажно.

Слайд 7

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины «В сосно­вом лесу»).

Слайд 8

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Слайд 9

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Слайд 10

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки со­браны в пучки по пять штук, семена – кедровые орешки.

Вторая группа – ботаники, расскажут о том, что растет в смешанных и широколиственных лесах (учебник стр. 101, картинки с изображением растений, карточка «Помогайка №2»).

1.     Расположение смешанных и широколиственных лесов.

2.     Природные условия этих лесов.

3.     Что объединяет растения этих лесов?

4.     Какие растения растут в этих лесах.

. Слайд 11

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвой­ными деревьями растут березы, осины, ольхи . Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев не­крупные листья, которые они сбрасывают на зиму .

– Ребята, а нет ли на этой картине знакомых вам деревьев? Назовите их.(Береза, липа, ольха, осина, ель, сосна)

(Сообщения детей)

Слайд 12

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.

Слайд 13

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Слайд 14

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, Размножаются семенами.

Слайд15

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Слайд 16

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

Слайд 17

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.

Слайд 18

Клен бывает остролистный с большими резными листьями, а плоды у  клена крылатые

Третья группа – зоологи, расскажут о том, кто живет в лесной зоне (учебник стр. 98-99, карточка «Помогайка №3»).

1.     Птицы тайги, что их объединяет.

2.     Животные тайги, что их объединяет.

3.     Животный мир этих лесов (краткий рассказ о животных и птицах).

Слайд 19

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить  крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь . Также  в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси,  зайцы, белки, глухари,  полевки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи,  медведи), другие делают на зиму запасы.

(Сообщения детей)

Слайд 20

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых  орехов.

Слайд 21

Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только  прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и  задними лапками.

Слайд 22

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Слайд 23

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Слайд 24

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Слайд 25

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики  ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

 Слайд 26

– О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (картина «Птицы лесной полосы»). Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

Работа в тетради стр.48

На рисунке спрятались 7 животных. Найдите их и назовите.

Проверка на интерактивной доске.

- О животном мире леса можно говорить бесконечно. Какое разнообразие насекомых – жуков, бабочек. Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

– Ребята, почему животный мир зоны лесов так разнообразен? (Много пищи; есть, где укрыться).

VII. Закрепление изученного. (Приложение 2)

Предлагаю вам послушать стихотворение :

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

 

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

 

Нагнусь к нему напиться -

И видно всё до дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна

Нас ждут в лесу рябины,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

 

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенёк.

 

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

                         С. Никулина

 

- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? Как вы относитесь к лесу любите ли вы отдыхать в лесу?

Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека (слайд с таблицей).

  Слайд 27

– Какие бывают леса? (Тайга, смешанный лес, широколиственный).

– Какие леса характерны для северной части лесной зоны? (Хвойные)
– Укажи хвойные растения (учащиеся на листах выписывают хвойные растения, а затем проверяют себя): пихта, клен, кедровая сосна, лиственница, липа, ель, сосна, дуб.
– Кто распространяет плоды дуба? (Сойка)
– Что нам дает лес? (Место для отдыха, древесину, ягоды, грибы, лекарственные растения, чистый воздух)

3. Кроссворд (если позволяет время).

– А сейчас, ребята, давайте разгадаем кроссворд.

Слайд 28

Домашнее задание. Сочинить сказку о лесе,р.т.,стр.49№6,стр.50,№7

Рефлексия.

- Мы сегодня поговорили с вами о лесе. По вашему мнению, что необходимо для любого леса: хвойного, смешанного, широколиственного? Конечно, солнышко. Давайте, сейчас мы с вами создадим солнышко своими руками. Перед вами изображение трёх лиц: весёлого, равнодушного и грустного. У каждого из вас на парте лежит лучик солнца. Прикрепите его к тому лицу, которое передаёт ваше настроение.

- Я вижу, что у вас преобладает радостное настроение, такое же, как и у меня (учитель прикрепляет свой лучик). Я надеюсь, что это настроение останется у вас на протяжении всего дня. Спасибо за работу!