СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 1 «В» классе Тема урока: «Кто такие птицы?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети знакомятся с птицами, их разнообразием, строением. Учатся давать описание птицам по плану.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 1 «В» классе Тема урока: «Кто такие птицы?»»


МБОУ СОШ № 1 ст. Ольгинской





Открытый урок для воспитателей детских садов


Урок окружающего мира

в 1 «В» классе


Тема урока:

«Кто такие птицы?»









Подготовила:

учитель начальных классов

Гринькова Т.В.










25 октября 2016 года

Тема урока: «Кто такие птицы?»


Цели: познакомить с птицами и показать их разнообразие;

выделять существенные признаки птиц; исследовать строение пера птицы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть основной признак птиц;

узнавать птиц среди других животных;

описывать птиц по плану.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, картинки с изображением птиц, видеофрагменты о птицах с ярким оперением (павлин, колибри, райские птицы, попугаи и др.), лупа, сигнальные карточки.

у учащихся — разные по размеру, форме и цвету перья птиц, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.


Ход урока

I. Организационный момент (Слайд 2)

Прозвенел для нас звонок

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!


II. Повторение изученного ранее материала.

Обратите, внимание на доску.

Ребята, сейчас мы вспомним, что проходили на предыдущих уроках.

Игра: «Угадай меня» (Слайд 3). Вам надо назвать, кто это и к каким категориям животных они относятся.



1- Это бабочка, она насекомое.

2- Это стрекоза, она насекомое.

3- Это кузнечик, он насекомое.

4- Это окунь, он рыба.

Молодцы!






III. Актуализация знаний

1. Беседа

- Ребята, а кто узнал, есть ли рыбы, тело которых не покрыто чешуёй?


- Отгадайте загадку.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом.)


Он в тёмном омуте живёт,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (Сом.) (Слайд 4)


У сома тело покрыто толстой кожей, на которой нет чешуи.


Сом — это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. Это самые крупные из обитающих в Европе рыб. Длина тела сома достигает 2,5 м, а масса — 150 кг. Днем сомы прячутся в углублениях дна, а ночью становятся активными. Считается, что в природе сом может прожить 80 лет.


2. Работа с сигнальными карточками.

— Какие рыбы речные, а какие морские? Покажи сигнал: речные рыбы – красный цвет, морские рыбы — зелёный цвет. (Слайды 5-13)


Сельдь

Ёрш

Щука

Акула

Сом

Карась

Камбала


IV. Самоопределение к деятельности

Ребята, я предлагаю Вам разгадать кроссворд и узнать тему нашего урока. (Кто такие птицы?) (Слайд 14)



Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел-

Он вспорхнул и улетел. (Пчела)


Голубой аэропланчик,

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)


На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит в скач. (Кузнечик)


Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)


Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. (Кто такие птицы?)

Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.


V.Работа по теме урока

1. Игра «Кто больше»

Вспомните, каких птиц вы знаете.

(Соревнование по рядам. Учащиеся с каждого ряда говорят названия птиц. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше птиц.)

Молодцы! Сколько птиц назвали!


2. Игра «Верно или нет?» (Слайды 15-26)

А как можно отличить птиц от других животных мы узнаем из заданий.

Утверждение верно или нет?

Только птицы умеют петь.

Только у птиц есть клюв.

Только у птиц есть хвост.

Только у птиц есть крылья.

Только птицы умеют летать.

Только птицы вылупляются из яиц.

Только у птиц незаметная окраска.

Только у птиц яркая окраска.

Только птицы стоят на двух лапах.

Только у птиц есть перья.


Вывод: Птицы – это животные, которые имеют перья.


3. Работа по учебнику

Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на с.36 и познакомиться со строением птицы. (Слайд 27)

(Учитель показывает на слайде части птицы, а учащиеся находят их на странице учебника.)


VI. Физкультминутка

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит!


VII. Продолжение работы по теме урока

1. Практическая работа в парах

(На каждой парте лежат разные по размеру, форме перья птиц.) (Слайд 28)

Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером).

Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.

А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их.

Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание на то, как прикрепляются бородки.

Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они легкие.)

Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего. Внутри пусто.) Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками.)

Какой вывод из этого следует? (Перья защищают птицу от воды и сырости.)

Подумайте, для чего нужны птицам большие перья. (Чтобы летать.)

Для чего же нужны маленькие перышки? (Для тепла.)

Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями?

Что можно сказать об окраске перьев? (Перья самые разные по цвету. Они украшают птиц.)

(Выполнение задания в рабочей тетради на с. 25, № 1).


2.Беседа

О какой птице говорится в загадке?


Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес... (павлин). (Слайд 29)


(Учитель показывает перо павлина.)

Часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц чаще всего имеют однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

(Показ слайдов с изображениями птиц с ярким оперением: павлина, колибри, райской птицы, попугая и др.) (Слайды 30-34)


3.Выполнение заданий в рабочей тетради

2 (с. 25-26).

Рассмотрите рисунок. Назовите птиц.

Чем эти птицы похожи? (Имеют черное оперение.)

Чем отличаются? (Размером.)

У вороны черные только голова, передняя часть шеи, крылья и хвост. Остальное оперение светло-серое.

У галки серый только затылок, все остальное оперение черное.

Грач отличается от своих сородичей следующими признаками: клюв вытянут, хвост сильно закруглен, оперение синевато-черного цвета.


4.Беседа, работа по учебнику

Рассмотрите птиц на с. 37. Вспомните их названия. (Самопроверка по учебнику (с. 90).)


А все ли птицы умеют летать?

Отгадайте загадки.

И петь не поет,

И летать не латает…

За что же тогда

Его птицей считают? (Страус.) (Слайд 35)


Скажи-ка мне,

Какой чудак

И днем и ночью

Носит фрак? (Пингвин.) (Слайд 36)


Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему? (Их тело покрыто перьями.)

Страусы не умеют летать, но у них длинные и очень cильные ноги, на которых они бегают так же быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков.

Пингвины — морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу — рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, зато у них есть лапы — ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым опереньем. Чтобы выжить, этим птицам не нужно подниматься в воздух, поэтому они не летают, их крылья выполняют другие функции.


Попробуйте рассказать об одной из птиц по плану

(Работа в парах.)

Пример рассказа (Слайд 37)

Сорока - птица средних размеров. Крылья черные, хвост длинный. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые.

(Заслушиваются три-четыре рассказа о разных птицах.)

Придумайте сказочную историю по нижнему рис на с. 37.


VIII. Рефлексия (Слайд 38)

На доске крупное изображение птицы. Учитель называет части птицы, учащиеся по очереди выходят к доске и показывают их. Затем учитель показывает части птицы, учащиеся называют их.


Отгадайте, о какой птице идет речь? (Слайды 39-44)

(По мере отгадывания учитель показывает картинки с изображением птиц, о которых идет речь.)


Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел.)


Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи подбирает,

По ночам кочует - коноплю ворует. (Воробей.)


Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку. (Утка.)


Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова.)


Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаз пятачком? (Ласточка.)


Синяя косынка,

Темненькая спинка.

Маленькая птичка

Звать её ... (Синица.)


Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)


IX. Подведение итогов урока


Игра «Светофор».

- Что вы запомнили на уроке? Приготовьте ваши светофорчики. Зеленый цвет – вы согласны со мной. Красный цвет – вы не согласны.

1) Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

2) Все птицы умеют летать.

3) Летучая мышь – это птица.

4) Страус и пингвин – это птицы, которые не умеют летать.

5) Индюк и курица – это домашние птицы.


X. Рекомендации для занятий дома

1. Рассказать об одной из птиц по плану на с. 37 учебника.

2. Выполните задание № 3 (с. 26). Ребята, вам предстоит научиться рисовать птичку. Рассмотрите порядок выполнения рисунка. Выполните задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!