СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Полезные ископаемые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи урока достигаются через организацию работы в группах.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Полезные ископаемые"»

Урок окружающего мира в 3 классе

Тема

«Полезные ископаемые»

Цель

Формирование представления о разнообразии полезных ископаемых и их использовании.

Задачи

Дидактические:  познакомить с  группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; видами месторождений полезных ископаемых.

 Развивающие: развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природным богатствам. 

Формировать УУД:

Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные:

Познакомятся с группами полезных ископаемых и их представителями, научатся определять свойства полезных ископаемых, узнают способы добычи и применение полезных ископаемых.

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта  характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, презентацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные).

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

УМК «Школа России». Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс, 2 часть, с.46 - 50

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. 2 часть, с. 28 – 31, 

атлас-определитель «От земли до неба»

Презентация на тему: «Полезные ископаемые»

Образцы полезных ископаемых, ручки, выделители

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

План урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания

5. Физ. минутка

6. Практическая работа

7. Усвоение новых знаний

8. Итог

9. Закрепление

10. Рефлексия

11. Домашнее задание















Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент(1 мин)

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

- Здравствуйте! Давайте представим, что мы с вами оказались в научной лаборатории. (Все учащиеся разделены на группы)

Мы – научные сотрудники. Я жду от вас активности, надеюсь на сотрудничество. Выберите руководителя группы, секретаря, который будет фиксировать ответы членов группы. Вспомните правила работы в группе.

- Я верю, что ваш совместный труд принесет отличный результат! А вы верите?

Внимательно слушают, рассаживаются по группам, дают эмоциональный отклик.

Называют правила работы в группе.

1.Работай в группе дружно, помни - вы одна команда. 2.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне. 3.Не бойся высказывать своё мнение. 4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы. 5.Думай сам, а не рассчитывай на других. 6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко. 7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

2. Актуализация знаний(3 мин)

Цель:

- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала :наблюдения, сравнения, аналогии;

- А сейчас вспомним, какие природные богатства мы изучали ранее.

- На парте у каждой группы лежат карточки с вопросами. Вам нужно вставить пропущенные слова .

1.Без____________ не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля.

2.Исчезнет вдруг _________и остановятся заводы и фабрики, закроются столовые и парикмахерские. Станет ненужным весь водный транспорт.

3.Без __________было бы невозможно сельское хозяйство и производство продуктов питания.

4.Большое значение для экономики имеют ___________________и _______________.



- Проверяем ответы.

(1.воздуха, 2.вода, 3.земли ,4.растения и животные)

- Хорошо!

Отвечают на вопросы (воздух, почва, вода, растения, животные,)

Работа по карточкам















Сравнивают со своими ответами.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

3. Постановка учебной задачи

(2 мин)

Цель:        

- постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

- уточнение и согласование темы урока;

- определение средства (алгоритм);

- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

-Скажите, пожалуйста, какое природное богатство мы не назвали?

-Верно!

- А теперь переходим к теме урока.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Что же нам предстоит узнать на уроке?








- Изучая полезные ископаемые, мы, как научные работники, должны будем ответить на проблемный вопрос «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?».

Предположения 1) да, можно;  2) нет, нельзя. Предмет исследования:   полезные ископаемые.


Полезные ископаемые




О полезных ископаемых

1. Как добывают полезные ископаемые, какими они бывают, узнаем их основные свойства.

2. Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

4. «Открытие» нового знания

(15 мин)

Цель:

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация нового способа действия в речи;

- фиксация преодоления затруднения;

- уточнение общего характера нового знания; заполнение таблицы.

Предмет

Материал (Из чего предмет изготовлен (построен)

Какое полезное ископаемое использовано

Гвоздь



Стакан



Школа



Работа в группе над заполнением таблицы

Фронтальная беседа на основе заполненной таблицы:

- Сейчас мы поговорим о заполнении таблицы и не только.

 - А сейчас ответьте на вопрос из чего строят школы, магазины, другие здания?

- Из чего делают стаканы, лампочки?

  - А из чего изготавливают гвозди, автомобили, самолёты, поезда?

-  Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят.

 Что ещё нужно для них?

    - Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. 

Проверьте таблицу и то, что вы написали правильно выделите зеленым выделителем, а то что добавили во время беседы – желтым.


Все полезные ископаемые залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Скажите, а от какого слово произошло слово «ископаемые»?

 - А почему они полезные?

   - Молодцы!

Работа с текстом учебника.

 А сейчас откройте учебники, найдите и прочитайте определение что такое

полезные ископаемые?

- Какие бывают полезные ископаемые?

_- Прочитайте, для чего добывают полезные ископаемые.

- Найдите, как называется место, где залегают полезных ископаемые.

- Давайте прочитаем в учебнике, как добывают полезные ископаемые.

-  Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых?

Работа с иллюстративным материалом.

с.48 посмотрите на фото, что это?

-  Как вы думаете, что там добывают?

 с.49. посмотрите, это карьер.

- Как вы думаете, что там добывают?

-с.49 посмотрите, это буровые установки, которые бурят скважины.

-  Как вы думаете, что там добывают?

Работа с атласом природных ресурсов Приморского края.

- Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.






Секретарь следит за беседой и исправляет или дополняет данные таблицы.

Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цементаизвестняка;

стаканы, лампочки делают из стекла, для изготовления стекла используют песок;

чтобы сделать гвозди, самолеты, автомобили, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий.

Горючее (керосин, бензин и т.д.)








От слова «копать»

Приносят пользу человеку.




Работают с учебником. Находят ответы на вопросы










Это шахта.


Отвечают на вопросы.



Находят на карте в атласе Приморского края свой район проживания и по условным знакам определяют полезные ископаемые своей местности.

Уметь добывать новые знания находить ответы на вопросы, используя учебник, презентацию, свой жизненный опыт и информацию,

полученную на уроке.

(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в речи;

Слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД)

Уметь работать по коллективно составленному плану

(Регулятивные)

5. Физ. минутка.

(1 мин)

Гимнастика для глаз по методике В.Ф.Базарного

Релаксация «Олень»



6.Практическая работа

(10 мин)

Цель:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;

 Работа в тетради с.28 №2

(стр.15 №1)

 - А сейчас мы проведём практическую работу по группам. У вас на столах лежат образцы полезных ископаемых. И вы проведете исследование.

Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом учебник и атлас-определитель «От земли до неба». Все исследования вам надо записать в рабочую тетрадь на с.28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

1)Гранит

2)Каменный уголь

3)Известняк

4)Песок

ПЛАН:

1.Название полезного ископаемого.

2. Свойство

3.Применение

(Выступление каждой группы)

Работа в группах

1)Горная порода, зернистая, твёрдая. Применяется в строительстве.

2) Горная порода, черного цвета, твердая, но хрупкая, горючая. Применяется как топливо, краски, лекарства, пластмассы

3)Горная порода, белого, серого, желтого цвета. Применяется в строительстве.

4)Горная порода, в виде крупинок, сыпучая.







Уметь выполнять работу по предложенному плану

(Регулятивные)

Способствовать к самооценке на основе успешности учебной деятельности

(Личностные)

7. Усвоение новых знаний

 (5 мин)

Цель:

-  организовать закрепление знаний о полезных ископаемых

А теперь послушайте загадки:

Без неё не побежит

Ни  такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

- Рассмотрите, опишите .

- Где её применяют?

- Как её добывают?

Он, очень нужен, детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

- Рассмотрите, опишите .

- Где его применяют?

- Как его добывают?

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль.

- Рассмотрите, опишите .

- Где его применяют?

- Как его добывают?

Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.

- Рассмотрите, опишите .

- Где её применяют?

- Как её добывают?

Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.

- Рассмотрите, опишите .

- Где её применяют?

- Как её добывают?

Этот мастер белый- белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

- Рассмотрите, опишите .

- Где его применяют?

- Как его добывают?

Он очень прочен и упруг,

Строителям- надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

- Рассмотрите, опишите .

- Где его применяют?

- Как его добывают?

Отгадывают и находят в коллекции полезное ископаемое.

Нефть

Масляная жидкость темного цвета.

Служит топливом

При помощи буровой установки

Песок

Сыпучий, жёлтый

В строительстве

В карьере





Каменный уголь

Твердый, но хрупкий .чёрного цвета

Служит топливом

В шахте



Глина

Рыхлая, мелкозернистая,

коричневая

В строительстве

В карьере





Железная руда

Твёрдая , прочная

Применяется при получении металлов

В шахте




Известняк

Белый, хрупкий

В строительстве

В карьере

Гранит



Твёрдый , красного цвета

Применяется в строительстве.

В карьере

Уметь оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД)

Способствовать к самооценке

(Личностные УУД)

8. Итог

 (2 мин)

Цель:

- умение обобщать свои знания и делать выводы

- Вернёмся к проблеме нашего урока.

-Какие полезные ископаемые самые нужные?

Так можно ли обойтись без  полезных ископаемых?

- Вы все, ребята, правы: наша экономика не может обойтись без полезных ископаемых разных групп.

Дают ответы.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные)

9. Закрепление

(3 мин)

Цель: - фиксация нового содержания, изученного на уроке

- Составьте по три вопроса по теме урока для ребят другой группы.

- Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

- Какие из полезных ископаемых служат топливом?

- Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

- Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

- Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности?

Уметь оценивать правильность выполнения действий на уроке.

(Регулятивные)

10. Рефлексия

(2 мин)

Цель: - оценивание учащимися собственной  деятельности на уроке;

-Где и когда вам в жизни могут пригодиться знания о полезных ископаемых?

- А теперь каждый из вас оцените свою активность (работу в группе)

Анализируют и оценивают результаты работы.

Способность к самооценке на основе критерия успешности  учебной деятельности.

(Личностные УУД)

11. Домашнее задание

(1 мин)

- Прочитать в учебнике параграф

 «Полезные ископаемые» с.46 – 50; в рабочих тетрадях выполнить № 4,5 с.30

Записывают в дневники





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!