1.Организационный момент(1 мин) Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки; | - Здравствуйте! Давайте представим, что мы с вами оказались в научной лаборатории. (Все учащиеся разделены на группы) Мы – научные сотрудники. Я жду от вас активности, надеюсь на сотрудничество. Выберите руководителя группы, секретаря, который будет фиксировать ответы членов группы. Вспомните правила работы в группе. - Я верю, что ваш совместный труд принесет отличный результат! А вы верите? | Внимательно слушают, рассаживаются по группам, дают эмоциональный отклик. Называют правила работы в группе. 1.Работай в группе дружно, помни - вы одна команда. 2.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне. 3.Не бойся высказывать своё мнение. 4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы. 5.Думай сам, а не рассчитывай на других. 6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко. 7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). |
2. Актуализация знаний(3 мин) Цель: - актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала :наблюдения, сравнения, аналогии; | - А сейчас вспомним, какие природные богатства мы изучали ранее. - На парте у каждой группы лежат карточки с вопросами. Вам нужно вставить пропущенные слова . 1.Без____________ не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. 2.Исчезнет вдруг _________и остановятся заводы и фабрики, закроются столовые и парикмахерские. Станет ненужным весь водный транспорт. 3.Без __________было бы невозможно сельское хозяйство и производство продуктов питания. 4.Большое значение для экономики имеют ___________________и _______________. | - Проверяем ответы. (1.воздуха, 2.вода, 3.земли ,4.растения и животные) - Хорошо! | Отвечают на вопросы (воздух, почва, вода, растения, животные,) Работа по карточкам Сравнивают со своими ответами. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) |
3. Постановка учебной задачи (2 мин) Цель: - постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; - уточнение и согласование темы урока; - определение средства (алгоритм); - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; | -Скажите, пожалуйста, какое природное богатство мы не назвали? -Верно! - А теперь переходим к теме урока. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Что же нам предстоит узнать на уроке? - Изучая полезные ископаемые, мы, как научные работники, должны будем ответить на проблемный вопрос «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?». Предположения 1) да, можно; 2) нет, нельзя. Предмет исследования: полезные ископаемые. | Полезные ископаемые О полезных ископаемых 1. Как добывают полезные ископаемые, какими они бывают, узнаем их основные свойства. 2. Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности. | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
4. «Открытие» нового знания (15 мин) Цель: - реализация построенного проекта в соответствии с планом; - фиксация нового способа действия в речи; - фиксация преодоления затруднения; - уточнение общего характера нового знания; заполнение таблицы. | Предмет | Материал (Из чего предмет изготовлен (построен) | Какое полезное ископаемое использовано | Гвоздь | | | Стакан | | | Школа | | | Работа в группе над заполнением таблицы Фронтальная беседа на основе заполненной таблицы: - Сейчас мы поговорим о заполнении таблицы и не только. - А сейчас ответьте на вопрос из чего строят школы, магазины, другие здания? - Из чего делают стаканы, лампочки? - А из чего изготавливают гвозди, автомобили, самолёты, поезда? - Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? - Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Проверьте таблицу и то, что вы написали правильно выделите зеленым выделителем, а то что добавили во время беседы – желтым. Все полезные ископаемые залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Скажите, а от какого слово произошло слово «ископаемые»? - А почему они полезные? - Молодцы! Работа с текстом учебника. А сейчас откройте учебники, найдите и прочитайте определение что такое полезные ископаемые? - Какие бывают полезные ископаемые? _- Прочитайте, для чего добывают полезные ископаемые. - Найдите, как называется место, где залегают полезных ископаемые. - Давайте прочитаем в учебнике, как добывают полезные ископаемые. - Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых? Работа с иллюстративным материалом. - с.48 посмотрите на фото, что это? - Как вы думаете, что там добывают? с.49. посмотрите, это карьер. - Как вы думаете, что там добывают? -с.49 посмотрите, это буровые установки, которые бурят скважины. - Как вы думаете, что там добывают? Работа с атласом природных ресурсов Приморского края. - Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности. | Секретарь следит за беседой и исправляет или дополняет данные таблицы. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; стаканы, лампочки делают из стекла, для изготовления стекла используют песок; чтобы сделать гвозди, самолеты, автомобили, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Горючее (керосин, бензин и т.д.) От слова «копать» Приносят пользу человеку. Работают с учебником. Находят ответы на вопросы Это шахта. Отвечают на вопросы. Находят на карте в атласе Приморского края свой район проживания и по условным знакам определяют полезные ископаемые своей местности. | Уметь добывать новые знания находить ответы на вопросы, используя учебник, презентацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в речи; Слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные) |
6.Практическая работа (10 мин) Цель: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; - организовать фронтальную проверку и исправление ошибок; | Работа в тетради с.28 №2 (стр.15 №1) - А сейчас мы проведём практическую работу по группам. У вас на столах лежат образцы полезных ископаемых. И вы проведете исследование. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом учебник и атлас-определитель «От земли до неба». Все исследования вам надо записать в рабочую тетрадь на с.28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. 1)Гранит 2)Каменный уголь 3)Известняк 4)Песок ПЛАН: 1.Название полезного ископаемого. 2. Свойство 3.Применение (Выступление каждой группы) | Работа в группах 1)Горная порода, зернистая, твёрдая. Применяется в строительстве. 2) Горная порода, черного цвета, твердая, но хрупкая, горючая. Применяется как топливо, краски, лекарства, пластмассы 3)Горная порода, белого, серого, желтого цвета. Применяется в строительстве. 4)Горная порода, в виде крупинок, сыпучая. | Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные) Способствовать к самооценке на основе успешности учебной деятельности (Личностные) |
7. Усвоение новых знаний (5 мин) Цель: - организовать закрепление знаний о полезных ископаемых | А теперь послушайте загадки: Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? - Рассмотрите, опишите . - Где её применяют? - Как её добывают? Он, очень нужен, детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. - Рассмотрите, опишите . - Где его применяют? - Как его добывают? Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить сталь, Делать краски и эмаль. - Рассмотрите, опишите . - Где его применяют? - Как его добывают? Если встретить на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу. - Рассмотрите, опишите . - Где её применяют? - Как её добывают? Она варилась долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи. - Рассмотрите, опишите . - Где её применяют? - Как её добывают? Этот мастер белый- белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. - Рассмотрите, опишите . - Где его применяют? - Как его добывают? Он очень прочен и упруг, Строителям- надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. - Рассмотрите, опишите . - Где его применяют? - Как его добывают? | Отгадывают и находят в коллекции полезное ископаемое. Нефть Масляная жидкость темного цвета. Служит топливом При помощи буровой установки Песок Сыпучий, жёлтый В строительстве В карьере Каменный уголь Твердый, но хрупкий .чёрного цвета Служит топливом В шахте Глина Рыхлая, мелкозернистая, коричневая В строительстве В карьере Железная руда Твёрдая , прочная Применяется при получении металлов В шахте Известняк Белый, хрупкий В строительстве В карьере Гранит Твёрдый , красного цвета Применяется в строительстве. В карьере | Уметь оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Способствовать к самооценке (Личностные УУД) |