3.Самоопределение к деятельности | - Без чего невозможно производство товаров и услуг? - А что же такое богатство? Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. - Без каких природных богатств не может существовать человек? -Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Отгадайте, загадки и вы узнаете, что за богатства лежат у меня в шкатулке. Дети отгадывают загадку, я показываю образец ископаемого Игра «Отгадай ископаемое» Он очень нужен детворе. Он на дорожке во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (Песок) Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит). Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Он черный, блестящий, Помощник настоящий. (Уголь) Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги А сделать миску или вазу, Она понадобится сразу. (Глина) Покрывают им дороги, Улицы в селениях. А еще он есть в цементе. Сам он — удобрение. (Известняк) - Как вы думаете, о каких богатствах идет речь? - Сформулируйте тему нашего урока. -Как вы думаете, почему так назвали ископаемыми? - Почему они полезные? - Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Подумайте и ответьте мне на вопрос. - Для того, чтобы сверить, отличаются ли ваши ответы от верного определения этого понятия, я предлагаю вам обратиться к учебнику на с.46. - Богатства земных кладовых, которые люди используют в хозяйстве, называют полезными ископаемыми. - Так какова же цель сегодняшнего урока? - Верно, молодцы! А какая ваша личная? | -без использования труда людей и природных богатств. -«Богатство – это то, что содержит в себе много ценного». -Воздух, вода, почва. -О полезных ископаемых. -Полезные ископаемые. -добываются из-под земли. -служат людям. -Выяснить свойства полезных ископаемых, а так же, как их можно добыть и где использовать | Познавательные: ориентироваться в системе знаний; ознакомиться с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые. Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; | |
4.Работа по теме урока | - Ребята, а теперь отгадайте загадку! (Показываю карточку с изображением остальных ископаемых) Без нее не побежит Ни троллейбус, ни такси Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть) -Ребята, Нефть – жидкое, маслянистое, горючее вещество, черного цвета, которое употребляется в качестве топлива, а также как сырьё для получения различных продуктов (керосина, бензина и т. п.). - А еще бывают и такие полезные ископаемые. На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от спички (газ) Работа в мгр -Для этого мы поработаем в группах по 4 человека и попробуем себя в роли исследователей. От каждой группы назовите по одному правилу работы в группах. У каждой группы есть свой номер и название в соответствии с полезным ископаемым, которое вы изучаете. На столах у вас лежит текст и изображение, из которого вы найдёте необходимую информацию, чтобы ответить на вопросы по карточкам. 1 мгр) Нефть - природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов). Из нефти производят разные виды топлива (бензин, дизельное и реактивное топливо), полимеры, волокна для производства тканей и многое другое. химические Нефть добывается с помощью специальных установок из глубоких скважин. 2 мгр) Известняк - обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка - мел. 3 мгр) Мрамор – это горная порода, основной составляющей которой является кальций. Мрамор имеет различный цвет; нередко он пестро окрашен и имеет затейливый рисунок. Применяется в строительстве, например, из него делают столешницы на кухнях, различные памятники и многое другое. 4 мгр) Природный газ - не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ. 5 мгр) Торф - это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота. Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Торф - отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. Торф служит также подстилкой для животных. Торфяные залежи необходимо беречь от пожаров, так как их очень сложно тушить. 6 мгр) Песок и глина Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими. Песок - сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, изготовлении стекла. 7 мгр) Гранит - горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой. Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают. 8 мгр) Каменный уголь - это самая распространенная разновидность угля в деятельности человека. Уголь – черного цвета. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах. Карточка: Название полезного ископаемого_______ Твёрдое или жидкое __________ Цвет ________ Прозрачное или непрозрачное __________ Горючее или негорючее _______ Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов) _________ - - После того как вы ответите на все вопросы, мы послушаем ваше выступление по группам. Выступление групп - Подземные кладовые Астраханского края тоже хранят в себе множество бесценных богатств. Наибольшую известность области принесли запасы природного газа, газового конденсата, серы, поваренной соли, нефти. Также в области имеются крупнейшие месторождения лечебной грязи. -В нашей области в 19 в. был открыт новый минерал, который носит имя Астраханит. Его кристаллы плохо растворимы в воде и имеют сероватый оттенок. Из него после специальной обработки можно сделать много красивых и полезных вещей: стекло, соду, лекарство. - На какие же три группы по своему состоянию делятся ископаемые? -Ребята, мы уже узнали, на какие группы делятся по физическому состоянию полезные ископаемые, а еще существуют три вида полезных ископаемых. -Топливные (горючие) полезные ископаемые являются незаменимым источником энергии в современном мире. Это нефть, газ, уголь, торф, горючие сланцы. Они образовались из останков животных и растений, существовавших миллионы лет назад, и обычно залегают во впадинах и на равнинах материков, встречаются также на шельфе океанов. В мире насчитывается более 3 тыс. угольных бассейнов и месторождений (около 15% площади суши Земли). -Посмотрите на слайд. - Рудные полезные ископаемые - минеральные образования в природе в состав которых входят соединения таких компонентов, как минералы и металлы, из которых можно извлечь пригодные для тяжелой промышленности руды железа, олова, меди, никеля и других металлов. -Посмотрите на слайд. -И также нерудные полезные ископаемые, неметаллические полезные ископаемые — неметаллические полезные ископаемые, используемые в промышленности и строительстве в естественном виде или как сырье. Нерудные полезные ископаемые могут относиться к минералам или горным породам. Нефть, уголь, другие виды ископаемого топлива (горючие полезные ископаемые), а также подземные воды (гидроминеральные подземные ископаемые) - А как добывают полезные ископаемые, мы узнаем, когда откроем учебник на с. 48 и прочитаем по цепочке. - Как называются места, где залегают полезные ископаемые? *На доске появляется карточка со словом «месторождение». * - Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения: Проберется с молотком К неизвестным скалам. С каждым камешком знаком, С каждым минералом. (Геолог) - Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые. -Назовите профессии людей, которые добывают полезные ископаемые. *В случае затруднения, учитель читает загадки* Уголь под землей найдут, Вверх его поднимут. Завершив тяжелый труд, Люди каски снимут. Их работа всем нужна С угольком зимой страна! (Шахтеры) -А кто же такие шахтеры? -Ребята, а вы знали, что так же для добычи полезных ископаемых используется труд бурильщика. Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву. *На доске появляются картинки с изображением геолога, шахтера и бурильщика и карточки со словами: «геолог», «шахтер», «бурильщик».* - Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49. - Какое полезное ископаемое добывают в шахте? - Какие полезные ископаемые добывают в карьере? -Ребята, а вы знали, что раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов. Затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают. - Какие полезные ископаемые добывают из скважин? -Самый обычный способ поиска нефти — это бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан. - Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить исследование. | -они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. -Месторождение. -Шахтеры. - Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте. -Каменный уголь. -Глину, песок, известняк, гранит. -Нефть, газ. | Познавательные: ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | |
7.Подведение итогов урока. Рефлексия | -Ребята, мы построили большие города, получили новые материалы, которых в природе нет, например пластмассу, создали различные машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче. Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность Земли: взрывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая месторождение полезного ископаемого становится непригодной для жизни. - Попробуйте предложить свое решение этой проблемы. -Помните: полезные ископаемые — такое богатство, которое нельзя восстановить, так как оно образовалось в недрах Земли миллионы лет тому назад. -Достигли ли мы целей? -Что вы узнали из сегодняшнего урока нового? Что вам понравилось? - Давайте оценим свою деятельность на уроке. У вас на столах 3 полоски. Желтый цвет – урок ясен как солнышко, я все понял. Оранжевый цвет – урок был интересным, но я не все понял. Красный цвет – я не понял ничего! -Поднимите карточку, которая соответствует именно вашей работе на уроке. -Какие трудности у вас возникли во время урока? -Домашнее задание: 1. Учебник: прочитать текст на с. 46-50, ответить на вопрос раздела «Проверь себя» на с. 50. 2. Рабочая тетрадь: № 7-8 (с. 29). -Всем спасибо за урок, до свидания! | -Люди должны восстанавливать нарушенный ландшафт. Надо аккуратно удалять почву, чтобы затем, вернув ее на прежнее место посадить лес, парк, обустроить зону отдыха. | Коммуникативные: Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Нравственно оценивают усвоенное содержание занятия. | |