ГБПОУ «Варгашинский образовательный центр»
Конспект урока
по предмету
«Основы социальной жизни»
Учитель: Федотова Т.А.
Урок ОСЖ в 6 классе.
Тема: «Правила приготовления блюд из картофеля. Приготовление картофельного пюре»
Цель: формировать у учащихся представления о значении картофеля в питании человека и учить готовить картофельное пюре.
Задачи: образовательные:
-формирование представления о способах первичной и тепловой обработки продуктов, технологии приготовления картофельного пюре;
- формирование умения готовить блюдо по рецепту и подавать его к столу;
- расширение знаний и практических умений по приготовлению блюд;
- показа связи изучаемой темы с жизнью;
коррекционно-развивающие:
- формирование трудовые и коммуникативные навыков работы в группе, взаимодействия друг с другом;
- формирование сознательного соблюдения правил безопасной работы при выполнении тепловой обработки продуктов;
- стимулирование учебно-познавательной деятельности;
- коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений на внимание;
- активизация словарного запаса;
- актуализация житейского опыта учащихся в процессе практической деятельности.
Учебно-наглядное пособие: иллюстрации “Блюда из картофеля”, плакаты «Первичная обработка картофеля», «Тепловая обработка картофеля», операционная карта “Приготовление картофельного пюре”, индивидуальные карточки -задания.
Оборудование для практической работы: 2 кастрюли, ножи, картофелемялка, тазик пищевой для очищенного картофеля, столовая посуда и приборы.
Ход урока.
І. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Проверьте свои рабочие места, все необходимое должно быть у вас на парте.
- Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните все обиды и огорчения.
- Сейчас сядут те дети, чья фамилия начинается на букву…., сядьте те, в чьем имени есть буква…
II. Актуализация изученных знаний
Что такое прием пищи?
Какие приемы пищи вы знаете?
Что обычно подают на завтрак?
На обед?
На ужин?
Какие виды макарон вы запомнили?
Назовите правила приготовления макарон.
«Весной в землю положишь одну, а осенью возьмешь много» (картошка)
«Цветы на ветках, яблоки – на корешках» (картошка)
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
ІІI. Введение в тему.
Демонстрация слайдов с загадками и изображением картофеля (дети читают и отгадывают).
Неказиста, шишковата, а придет на стол она –
Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна». Картофель.
2. Что копали из земли, жарили, варили?
Что в зале мы испекли? Ели да хвалили! Картофель.
3. И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом… Картошка.
4. Цветок – напрасный,
Плод – опасный
А поле всё засажено. Картофель.
- Ребята, мы продолжаем изучать раздел «Питание», сегодня наш урок будет посвящен очень известному и любимому многими овощу – картофелю.
Демонстрация слайдов
- Декоративный цветок, лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых, средство для выведения пятен, универсальное удобрение, наконец, пищевое сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, пудру, масло, вино, кофе, дрожжи, шоколад и т. д. и т. п. - не правда ли, заманчиво обладать таким универсальным продуктом? Оказывается, нет ничего проще - ведь речь идет о самом обыкновенном картофеле.
- Правильно! - это картофель.
Запись темы урока.
IV. Беседа.
1.История появления картофеля.
- А кто мне может сказать, по происхождению к какой группе продуктов мы можем отнести картофель? К животной или растительной? Почему?
- Верно! Вот мы все привыкли к тому, что картофель – это овощ такой незаменимый, но следует отметить, что мы совсем забыли, а многие и не знали, что прежде чем попасть на наш стол ему пришлось долго и очень много путешествовать.
- Как называют картофель в народе?
- Где используется картофель?
-Какие блюда из картофеля вы знаете?
- Что готовит мама дома?
- Какое ваше любимое блюдо из картофеля?
- А знаете ли вы, как появилась картошка и всегда ли она была в нашей стране?
- Давайте посмотрим фильм.
Итак, начинаем… (Демонстрация фильма)
В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
Демонстрация слайдов
- Первое картошкино имя было «ПАПА»- так называли ее на родине в Южной Америке индейцы.
Англичане называли его ПОТАТО.
Голландцы и французы - ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО.
Итальянцы - ТАРТУФЕЛЬ.
А немцы переиначили ТАРТУФЕЛЬ на КАРТУФЕЛЬ, , который позже стал называться КАРТОФЕЛЕМ.
- Знаете ли вы, откуда пришел картофель?
- Это было очень давно, более пятисот лет назад. Два испанских пирата отправились в Южную Америку, в сказочную, неведомую страну – Перу.
Испанцы мечтали овладеть ее богатствами. Много нового и необычного увидели испанцы в этой стране. Особенно поразило их то, что все население питалось какими-то странными подземными плодами – «земляными орехами». Это были плоды невзрачного на вид растения, ныне хорошо знакомого нам картофеля.
В Европу диковинное растение привезли испанцы в 1565 году. Но сначала никто не знал, что с ним можно делать. Картофель ценили за необыкновенные, невиданные цветы и долгое время садовники выращивали его ради цветов в оранжереях.
Любопытна история картофеля во Франции. Там ярым пропагандистом картофеля явился известный аптекарь. Он устраивал обеды из блюд, приготовленных из одного картофеля, писал книги о картофеле и даже просил короля и королеву содействовать распространению замечательного растения. Результаты оказались неожиданными. Цветы картофеля украшали костюм Короля, а Королева приколола в прическу букетик цветов картофеля, после чего все придворные стали носить в петлице такие цветы. Спрос на букеты был такой, что живых растений не хватало, и цветы стали делать из бархата и шелка. По примеру французского короля во всех государствах Европы стали возделывать в клумбах перед дворцами цветы картофеля.
Чтобы заинтересовать простых людей картофелем, Король пошел на хитрость. Для этого у посаженной картошки была выставлена охрана. Люди заинтересовались и пытались всяческими способами достать ее. Простые люди сохранили благодарную память об аптекаре: каждый год на его могиле цветут цветы картофеля. А на его родине стоит памятник - ученый с букетом цветов картофеля в руках.
Только потом стало известно, что клубни этого растения можно употреблять в пищу. Но понадобилось время, чтобы картофель стали сажать чуть ли не в каждом огороде.
А в Россию завёз картофель Петр первый. Он прислал из Голландии мешок картофеля своему приближенному Шереметьеву и приказал разослать клубни во все концы государства, для того чтобы население занялось его разведением.
Распространялся картофель среди населения чрезвычайно медленно. В некоторых губерниях России население долго отказывалось разводить картофель. Считалось, что картофель "чертово яблоко" и кто съест его - попадет в ад. Картофель известен в России с 18 века, но его появление не было увенчано триумфом. И долгое время на праздничный стол опасались ставить картофель "от греха подальше", так что шумные свадьбы и застолья обходились без него.
Постепенно в России стали разводить картофель. Он перестал быть чем-то незнакомым и получил постоянную прописку, а так же названия второго хлеба. Его клубни богаты крахмалом, содержат белки, минеральные вещества, витамины С и группы В. Теперь-то понятно почему в старину говорили: «Без картошки и ни туда, и ни сюда». Из картофеля можно приготовить более 100 разнообразных блюд.
Игра « Составь слово».
- Из слова картофель нужно составить как можно больше разных слов.
( торф, форель, река, корт, лето, форт, рак, отель, ель, факт, факел)
V. Физминутка. Игра «Кто больше».
- Чтобы немножко отдохнуть мы поиграем с вами в игру « Кто больше?». Условия следующие: все встали возле своих парт, я кому-то из вас бросаю мяч, а вы возвращаете мне мяч с названием блюд, которые можно приготовить из картофеля. Повторяться нельзя и выкрикивать тоже.
VI. Сообщение темы урока
- Разместите на доске название блюда из картофеля.
- Знаете ли вы как их готовить?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с правилами приготовления блюд из картофеля и научимся
готовить - ПЮРЕ. Какое пюре - вы должны догадаться сами: от существительного КАРТОФЕЛЬ образуйте прилагательное (правильно-картофельное).
Итак, тема сегодняшнего урока – «Правила приготовления блюд из картофеля. Приготовление картофельного пюре».
- Картофель – очень универсальный овощ, ведь видов его обработки и последующего приготовления существует превеликое множество. Вы назвали очень много блюд и все они готовятся по-разному.Картофель можно отварить на пару, а можно сделать то же самое и в воде, его можно запекать, а можно и тушить, к тому же картофель можно подвергать различным способам жарения. Основным качественным показателем картофеля является степень содержания крахмала. Чем его больше, тем сорт рассыпчатее и вкуснее.
1. Мочить картофель не рекомендуется задолго до приготовления, это же правило касается и мытья.
2. Также нельзя держать картофель долго очищенным в воде, так как это приводит к вымыванию крахмала.
3. Все без исключения блюда из картофеля должны подаваться горячими, сразу после приготовления. При остывании картофель твердеет.
4. Этот корнеплод категорически нельзя смешивать с кислой средой. В приготовлении вместе с кислыми продуктами картофель твердеет, что приводит к задержке варки всего блюда и увеличению времени термической обработки, что не лучшим образом сказывается на питательных свойствах блюда.
5. Также не рекомендуется разогревать блюда из картофеля.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ КАРТОФЕЛЬНОГО ПЮРЕ.
- А знаете ли вы, из каких продуктов готовится картофельное пюре? Выберете из перечисленных продуктов на доске, необходимые для приготовления картофельного пюре и вычеркните те, которые не понадобятся.
(На доске список продуктов : молоко, сахар, сметана, масло сливочное, соль, перец, картофель, морковь, лук, яблоко, крахмал, яйцо)
Остальные продукты нам понадобятся для приготовления нашего блюда. Это: картофель, молоко, масло сливочное, соль.
Теперь мы знаем, из каких продуктов готовится картофельное пюре, но еще не знаем, сколько продуктов надо взять для приготовления одной порции, т.е. на одного человека.
VII. Работа с технологической картой.
-Перед вами лежит технологическая карта приготовления картофельного пюре, прочитайте ее про себя.
Чтение вслух:
- Картофель- 3 шт.
- Молоко – 50 гр.
- Масло слив. – 10 гр.
- Соль – ½ ч.л.
Технология приготовления:
Слей воду.
Подогрей молоко 1-3 мин.
Разомни картофель, чтобы не было комков.
Влей молоко, размешай.
Положи сливочное масло, размешай.
Накрой кастрюлю крышкой и убери рабочее место.
Это норма продуктов на одного человека, а как узнать, сколько нужно продуктов на 6 человек? Теперь мы накормим всех, но надо вспомнить с чего мы должны начинать приготовление любого блюда. Для этого вам придется выполнить задание: на ваших карточках перепутаны этапы первичной обработки овощей, а вам надо внимательно прочитать и выстроить все в логическую цепочку.
- Возьмите таблицу №1, прочитайте.
Заполни таблицу. Расставь этапы по порядку.
№ этапа | Этап первичной обработки |
| очищаем от кожуры, |
| Моем грязные овощи, |
| моем очищенные овощи |
| удаляем глазки, |
Проверяем правильность выполнения (взаимопроверка), чтение вслух.
- Возьмите следующую таблицу №2, прочитайте внимательно.
Заполни таблицу. Расставь этапы по порядку
№ этапа | Этап тепловой обработки |
| Ставим кастрюлю на плиту |
| при закипании опускаем картофель в кипящую воду |
| Набираем воду в кастрюлю |
Проверяем правильность выполнения
VIII. Подготовка к практической работе.
Вводный инструктаж к работе.
- Прежде чем приступить к работе, необходимо вспомнить правила личной гигиены и ТБ при работе с горячими жидкостями, с электроплитой, режущими и колющими предметами (работа с информационным плакатом), у доски.
1. Повторение правил личной гигиены при выполнении практической работы.
2. Мытье рук, одевание спецодежды.
3. Повторение правил техники безопасного труда с горячими жидкостями, с электроплитами, режущими и колющими инструментами.
4. Подготовка инструментов для работы.
5.Распределение обязанностей.
- Приступайте к выполнению.
XI. Практическая работа.
Дети выполняют первые три пункта технологической карты.
Текущий инструктаж во время практической работы:
1-ый обход – проверка соблюдения безопасных приемов труда.
2-ой обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и последовательности работы
3-ий обход – проверка правильности осуществления у учащихся самоконтроля, помощь отстающим детям.
- Пока варится картофель, разбираем следующие пункты технологической карты.
Слей воду.
Подогрей молоко 1-3 мин.
Разомни картофель, чтобы не было комков.
Влей молоко, размешай.
Положи сливочное масло, размешай.
Накрой кастрюлю крышкой и убери рабочее место.
X. Закрепление новых знаний и навыков.
Повторение последовательности приготовления картофельного пюре.
Что нового вы узнали на уроке?
Пригодятся ли вам эти знания для самостоятельной жизни в будущем?
Оценки за урок.