СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Пейзаж настроения"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок из раздела "Виды пейзажа2

Просмотр содержимого документа
«Урок "Пейзаж настроения"»

Ф.И.О. Плотникова Татьяна Павловна

Предмет: ИЗО

Класс: 6

Тип урока:  комбинированный.

Вид урока: урок с использованием ИКТ, творческая работа.

Тема:  «Пейзаж настроения. Природа и художник»


Цель расширение знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства; обучение школьников умению передавать настроение в пейзаже по представлению.

Задачи: образовательные - научить различать виды и характер пейзажа;

- выполнить практическую работу, создание эскиза на тему: «Пейзаж - настроение», используя сведения, полученные на уроке;

развивающие показать связь изобразительного искусства с музыкой и литературой.

воспитательные - воспитывать интерес и уважение к произведениям искусства; прививать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:  УМК, компьютер, проектор, репродукции картин художников, презентация, учебник Л.А.Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс»,
Музыка П.И. Чайковского «Времена года»
Оборудование для учеников:  гуашевые краски, кисточки, лист форматом А-4, палитра, банка для воды.

Характеристика видов деятельности учащихся:

Рассуждать о разных состояниях настроения человека и природы.

Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.

Приобретать навыки подбор цветовой гаммы, соответствующий состоянию природы.

Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека.

Экспериментировать используя различные техники (мазок, печать, набрызг, живопись по сырому). Творчески рассуждать, опираясь на полученные знания и свое цветовое восприятие настроения в природе.

Уметь анализировать художественные произведения.

Сценарий урока:


«Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия»
И.А. Бунин


Учитель: Здравствуй, ребята!

 Здравствуйте и улыбнитесь,

Я прошу вас веселей!

Ведь на волю просится

Фантазия скорей!

Пусть и в нашем классе сегодня вспыхнет фейерверк фантазии и творчества.

Послушайте загадку….

Но будьте внимательны! Отгадав загадку, вы сможете приблизиться к теме нашего урока

Слайд 2 Если на картине горы и река, Поле, небо синее, В небе облака, Снежные равнины, Край родимый наш. Природа на картине называется. ПЕЙЗАЖ.

Постановка учебной задачи: Учитель: У нас получилось ключевое слово — пейзаж.

Сегодня мы продолжим говорить и писать пейзаж, но какой пейзаж, уточним позже.

Ведение в проблему.

- Что такое настроение? (Это внутреннее душевное состояние человека).

- Какое может быть настроение? (плохое, хорошее)

А что означает «плохое» или «хорошее» настроение?

(учитель фиксирует ответы детей на доске)

-Ребята, я пришла на урок в хорошем радостном настроении.

- А какое настроение у вас?

- Поэты пишут «Умилённая, таинственная прелесть», «Лениво дышит полдень мглистый». «Природа плачет или улыбается»

- Почему так говорят? ( Передают настроение природы).

Слайд 3. - Обратите внимание на эпиграф:

Вот так образно поэт задал тему нашего урока. Так как  же можно точнее сформулировать тему нашего урока?

«Пейзаж настроения».

Учитель: На уроке мы рассмотрим произведения художников-пейзажистов. И постараемся научиться передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение.     

  Художник не может равнодушно писать пейзаж. Всякий фрагмент природы вызывает в нем особый отклик, волнует душу. Такой пейзаж называется «пейзаж настроения».

Данное понятие ввели импрессионисты в 19 веке. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

По традиции художники долгие месяца, а то и годы писали в мастерской свои картины. Импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа, быстрыми мазками писали, выполняя один и тот же уголок природы утром днем и вечером.

Один из самых знаменитых основателей импрессионизма, величайший французский художник Клод Оскар Моне родился в Париже там же получил художественное образование. В 19 веке во Франции начало зарождаться новое направление – импрессионизм. Название этого направления произошло от слова «впечатление», а на идею натолкнула картина Моне «Впечатление. Восход солнца»

Он работал на природе, и главной задачей для него было не просто точно запечатлеть пейзаж а передать свежее непосредственное впечатление от наблюдения за природой. Его вдохновляли ежеминутные изменения в природе, где от состояния атмосферы, от угла падения солнечных лучей, от погоды, от колебания ветра, от соседства других предметов происходят волшебные превращения. От этих превращений рождались новые краски, новые отблески, новые впечатления.

Природа предстает перед нами всегда разной: величественной, бушующей или нежной. Художники помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично.

Я предлагаю вам ознакомится с некоторыми картинами великих пейзажистов.

Ваша задача – подобрать отрывок из литературного произведения к живописному (приложение).

Слайд 4 Иван Шишкин «На севере диком…»

Слайд 5 Архип Куинджи «Березовая роща»

Слайд 6 Иван Шишкин «Рожь»

Слайд 7 Исаак Левитан «Весна. Большая вода»

Слайд 8 Архип Куинджи «Радуга»

Слайд 9 Владимир Форов «Багульник»

Ребята, вы замечательно справились с поставленной задачей!

А теперь скажите, какое настроение на каждой из предложенных картин выразил художник по вашему мнению (подсказкой может служить запись на доске).

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

         

Практическая работа по закреплению изученного материала.

Учитель: Сейчас я вам предлагаю выполнить эскиз пейзажа, в котором вы сможете выразить свое настроение.

Порядок работы над пейзажем

  • Выберите настроение, состояние в природе.

  • Выберите расположение листа (вертикально или горизонтально).

  • При необходимости можно выполнить набросок карандашом.

  • Задание надо начинать с изображения неба и земли, создавая красками только общую цветовую гамму (среду) – общее колористическое настроение.

Не забывайте  использовать закон перспективы:

  • Все ближние предметы изображаются больше, дальние – меньше.

  • Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно.

  • На переднем плане используются яркие цвета, на заднем плане цвет становится бледнее, все растворяется в воздушной дымке.

  • На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних.

  • Все ближние предметы видятся нам объемными, а все дальние – плоскими.

  • Помните, что надо выразить состояние природы, передать настроение, а не перечислять предметы и деревья.

Приступаем к работе изображаем пейзаж-настроение

                   

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

- контроль организации рабочего места,

- контроль правильности выполнения приемов работы,

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, ( какие цвета можно отнести к возбуждающим, оживляющим, бодрящим - желтый, оранжевый, красный; какие цвета вы отнесете к порождающим печально-беспокойные настроения - сиреневый, синий, голубой; какой цвет вы отнесете к успокаивающим - зеленый)

- контроль объема и качества выполнения работы.

Во время работы звучит  музыка Чайковского «Времена года».

Итог урока. Анализ работ (выборочно).

- Какое настроение отразил автор?

          Работы ваши получились интересными и заслуживают положительной оценки, а главное вы сумели передать настроение природы и свое отношение к пейзажу.

Слайд 13. Наш урок хочется закончить словами писателя К.Г.Паустовского.

      «В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя».

Спасибо всем за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!