Предмет | Математика |
Класс | 5 |
Тип урока | открытия нового знания (ОНЗ) |
Технология построения урока | системно - деятельностный метод; элементы технологии развивающего обучения |
Тема | Площадь. Формула площади прямоугольника (первый урок) |
Цель | Расширение понятийной базы: формировать представление о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач. Формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание: учащиеся должны научатся находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам: S = a · b, S = a2; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в парах; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) |
Основные термины, понятия | Площадь, длина, ширина, площадь прямоугольника, площадь квадрата, единицы измерения площадей |
Этапы урока | Дидактические задачи |
I. Мотивация к учебной деятельности. | - актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; - создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, - развивать умения устанавливать тематические рамки - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | - обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; - выявить место (шаг, операцию) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения |
III. Постановка учебной проблемы, формулирование проблемы, планирование деятельности | - организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий по реализации цели достижения поставленной цели |
IV. Открытие нового знания | - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - закрепить новое знание в речи и знаках; - зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения |
V. Первичная проверка понимания | - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи |
VI. Применение новых знаний (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону) | - обеспечить самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками |
VII. Рефлексия учебной деятельности. | - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; - создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность; - установить тематические рамки. | Предметные: уметь вычислять площадь по формуле Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме | Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. Проверяет уровень знаний. | Слушают учителя Отвечают на вопросы Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цели: - создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимся индивидуального затруднения; - выявить место (шаг, операцию) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения | Предметные: уметь находить площади фигур Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии | Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний | Отвечают на вопросы учителя. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения |
III. Постановка учебной проблемы, формулирование проблемы, планирование деятельности Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; | Предметные: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми площади прямоугольника и нахождение площади фигур Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий | С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план достижения цели, определяют средства, ресурсы и сроки |
IV. Открытие нового знания | Предметные: уметь работать с текстом учебника Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках |
V. Первичная проверка понимания - закрепить новое знание в речи и знаках; - зафиксировать преодоление возникшего затруднения | Предметные: знать формулы площади прямоугольника, квадрата; какие фигуры называются равными; как находить площадь фигуры, разбитой на части. Уметь находить площадь и периметр фигур Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи | Выполняют задания на доске и в тетрадях |
VI. Применение новых знаний (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону) | Предметные: обеспечение закрепления в памяти детей знаний, которые им необходимы для работы по новому материалу Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, самопроверку по эталону, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками | Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. Осуществляют самооценку |
VII. Рефлексия учебной деятельности. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли выполнить. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание |