СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Площадь. Формула площади прямоугольника"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать представления о площади. Познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использовании при решении задач.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Площадь. Формула площади прямоугольника"»

Технологическая карта урока.

Предмет

Математика

Класс

5

Тип урока

открытия нового знания (ОНЗ)

Технология построения урока

системно - деятельностный метод; элементы технологии развивающего обучения

Тема

Площадь. Формула площади прямоугольника (первый урок)

Цель

Расширение понятийной базы: формировать представление о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач. Формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание: учащиеся должны научатся находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам: S = a · b, S = a2; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в парах; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Основные термины, понятия

Площадь, длина, ширина, площадь прямоугольника, площадь квадрата, единицы измерения площадей




Планируемый результат

Предметные умения

понимать, что такое «площадь», знать формулы площади прямоугольника, уметь применять формулы к простейшим задачам на площадь, уметь находить площадь фигуры, «разбитой на части»










Личностные УУД: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; аргументировать свое мнение и позицию

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); структурировать знания; использовать знаково-символические средства


Организация пространства

Форма работы

Ресурсы

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Книгопечатная продукция: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009; Попов, М. А. Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. Технические средства: Компьютер, проектор, учебники по математике, электронная презентация, выполненная в программе Power Point




Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

I. Мотивация к учебной деятельности.



- актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

- создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность,

- развивать умения устанавливать тематические рамки

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


- обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

- выявить место (шаг, операцию) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения

III. Постановка учебной проблемы, формулирование проблемы, планирование деятельности


- организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий по реализации цели достижения поставленной цели

IV. Открытие нового знания


- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- закрепить новое знание в речи и знаках;

- зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения

V. Первичная проверка понимания


- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

VI. Применение новых знаний (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону)

- обеспечить самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

VII. Рефлексия учебной деятельности.


- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности







Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

- создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;

- установить тематические рамки.


Предметные: уметь вычислять площадь по формуле

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме


Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. Проверяет уровень знаний.






Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной дея­тельности

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:

- создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирование учащимся индивидуального затруднения;

- выявить место (шаг, операцию) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Предметные: уметь находить площади фигур

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний




Отвечают на вопросы учителя.

Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения

III. Постановка учебной проблемы, формулирование проблемы, планирование деятельности

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;


Предметные: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми площади прямоугольника и нахождение площади фигур

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий


С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план достижения цели, определяют средства, ресурсы и сроки


IV. Открытие нового знания


Предметные: уметь работать с текстом учебника

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и знаках

V. Первичная проверка понимания

- закрепить новое знание в речи и знаках;

- зафиксировать преодоление возникшего затруднения

Предметные: знать формулы площади прямоугольника, квадрата; какие фигуры называются равными; как находить площадь фигуры, разбитой на части. Уметь находить площадь и периметр фигур

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Выполняют задания на доске и в тетрадях

VI. Применение новых знаний

(самостоятель­ная работа с самопроверкой по эталону)

Предметные:

обеспечение закрепления в памяти детей знаний, которые им необходимы для работы по новому материалу

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, самопроверку по эталону, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.

Осуществляют самооценку

VII. Рефлексия учебной деятельности.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли выполнить. Осуществляют самооценку.

Записывают домашнее задание