СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии в 6 классе по теме "Распространение плодов и семян"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с применением проектно-исследовательской деятельности в 6 классе по биологии по теме "Распространение плодов и семян"

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 6 классе по теме "Распространение плодов и семян"»



Непеина В.В., учитель географии и биологии

I квалификационная категория

МБОУ «Фоминская СОШ», п. Фоминск


Проектно-исследовательская деятельность

на уроках биологии

(по УМК В.В.Пасечника)


Современные требования к образовательному процессу предполагают формирование у обучающихся метапредметных умений: личностных, познавательных, коммуникативных. Познавательные умения включают в себя регулятивные умения, т.е., умение организовать свою метадеятельность по достижению конечного результата, которое наиболее эффективно получается отработать в проектно-исследовательской деятельности на уроке. Сформировать данное умение у обучающихся можно через применение алгоритма:

  • Гипотеза

  • Объект изучения

  • Предмет изучения

  • Цель изучения

  • Планирование – задачи

  • Анализ результатов

  • Вывод

В 5 классе целесообразно совместно с учителем выработать навык применения алгоритма, т.к., обучающимся еще трудно отличать понятия «гипотеза» и «цель», «объект изучения» и «предмет изучения», делать культуросообразный вывод. В 6 классе при сформированности умения пользоваться данным алгоритмом можно, включая его в урочной и внеурочной проектно-исследовательской деятельности как этап самостоятельной работы. В данной статье предлагается разработка урока по биологии в 6 классе по теме «Распространение плодов и семян» с применением проектно-исследовательского подхода.



Тема урока : « Распространение плодов и семян»

Предмет: Биология УМК В.В.Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс. М., «Дрофа», 2016

Цель урока: сформировать понимание о способах распространения семян и плодов в природе и о приспособлениях, которые в связи с этим у них выработались; биологическое значение распространения плодов и семян в природе

Задачи урока:

  • Образовательные:-запомнить основные способы распространения семян и плодов в природе: водой, ветром, животными и человеком, саморазбрасыванием

- определить приспособления, которые выработались у плодов и семян в связи с различными способами распространения

- уметь привести примеры растений с различными способами распространения плодов и семян

- понять биологическое значение распространения семян и плодов в природе

  • Развивающие: развивать умение работать с текстом учебника: анализируя, сравнивая, выделять общее и различное ; делать выводы по проделанной работе; тренировать внимательность, продолжить формировать критическое мышление

  • Воспитательные: воспитывать трудолюбие, коммуникативные качества, ответственность за выполнение заданий

Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Средства обучения: учебники, дидактические материалы, мультимедиа, классная доска

Образовательная технология: проектно-исследовательская; типология проекта – информационный, краткосрочный

Формы организации учебной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, иллюстративный

Система контроля: контроль учителя и взаимоконтроль

Прогнозируемый результат:

личностные:

  • Развитие сотрудничества при работе в парах, при фронтальной работе;

  • Формирование уверенности в приобретенных знаниях

  • Приобретения умения к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

метапредметные:

  • Умение анализировать, обобщать, находить нужную информацию

  • Умение выявлять тему и самостоятельно определять задачи

  • Умение презентовать результаты своего труда

  • Развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля

предметные:

  • Обучающиеся приобретают знания о способах распространения семян и плодов в природе

  • Понимают, почему распространяются семена и плоды

  • Выявляют, что в связи с различными способами распространения, плоды и семена имеют специальные приспособления

Структура урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг.момент

1 мин.

Приветствие!

Приветствуют.

Мотивацион-ный и

целеполага-ющий

3-5 мин.

Вызвать интерес к теме урока-вопрос:

Известная пословица гласит: «Яблоко от яблони недалеко падает»- о каком биологическом явлении говорит эта пословица? Назвать тему урока.


Явление – распространение плов и семян

Обсуждают в группах и называют тему «Способы распространения плодов и семян», записывают ее

Просмотрите задания на карточке

( см. Приложение 1) и

сформулируйте задачи

Просматривают задания карточки и называют задачи


Поиск нового знания, этап

осмысления:


А) значение распростране-ния семян и плодов в природе



Б) способы распростране-ния семян и плодов




В) приспособле-ния для различных способов распростране-ния семян и плодов






















Г) защита проектов

25 мин.




3 мин.







1 мин.







4 мин.










1 мин.






5 мин.












6 мин.












5 мин.


На слайде показывается фото разрезанного плода с семенами

Вопрос: что это ?

Вопрос: почему необходимо, чтобы семена распространялись, почему им не прорастать рядом с материнским растением?

Значит, распространение семян – это необходимое условие для существования и процветания растений

Ориентирующее задание:

Посмотрите, какие способы распространения существуют в природе- на слайде схема

Слово учителя:

Сейчас нам предстоит совершить заочную экскурсию в природу, представьте себе, что у всех растений . которые нам встретятся, созрели плоды и семена – пришло время их распространять, и нам надо безошибочно называть способ распространения их семян и плодов. Чтобы не ошибаться, надо узнать, какие приспособления выработались для каждого способа. Еще надо уметь приводить примеры растений с различными способами распространения.

Для этого вы выполните каждый небольшую проектно- исследовательскую работу, которую надо защитить-презентовать

Давайте, напомним план составления проектной работы

У каждого на столе – карточка , на обратной стороне которой алгоритм работы по прохождению проектной работы(Приложение2), а на лицевой стороне надо оформить приспособления: либо перечислить их, либо зарисовать. У каждого имеются карточки с фотографиями растений или семян различных растений всех четырех способов распространения, Слово учителя

После презентаций работу друг друга вы оцените по листу оценки, т.е., проведете взаимооценку(см.Приложение 3)

Учитель фронтально предлагает каждому выбрать один какой-то способ распространения и приступить к работе







Приступим к защите проектов

Учитель во время презентаций учащихся выводит на экран слайды растений










Посмотрите на доску- у нас получилась полная схема всех способов распространения, перепишите ее в тетрадь

Ответ:плод с семенами



Фронтально высказывают мнение- чтобы семена могли прорасти на других территориях ,и растения росли бы всюду, а всем семенам на одной территории не хватит питания










Смотрят слайд













- называют этапы составления проектной работы: гипотеза, цель, задачи, план исследования проблемы, анализ, итог работы, защита ее в виде презентации


Просматривают дидактические материалы






Просматривают лист взаимооценки- на что надо обращать внимание

Групповая и индивидуальная проектно-исследовательская работа

Анализируют текст учебника – каждый- свой раздел, заполняют на карточке обратную сторону ее, затем оформляют лицевую сторону карточки. Подбирают фото с растениями, готовят презентацию

Презентуют свою работу


Переносят в тетрадь схему, записывая приспособления и примеры растений

Взаимо-оценка проектов

5 мин.

Устно оцените работу друг друга по тем же критериям.Согласны ли вы с внешней оценкой?

Учитель оценивает каждого и выставляет оценки в журнал по уровневой оценке(Уровни выполнения работы:высокий- 15-16 баллов-оценка «5»; повышенный- 13-14 баллов-оценка «4»;

базовый – 8-12 баллов- оценка «3»; пониженный – меньше 8 баллов- оценка «2»)

Высказывают свое мнение, опираясь на критерии листа самооценки

Промежуточ-ный контроль

приобретен-ных знаний

3 мин.

Индивидуальная письменная работа по контролю приобретенных знаний – (см. Приложение 1)

Включенный контроль учителя:

Зачитываются правильные ответы

Отвечают на вопросы в ходе письменной индивидуальной работы. После каждого ответа поднимают руки те, у кого был правильный ответ

Рефлексия

1 мин.

Устная фронтальная беседа с ориентирующими предложениями:

Теперь я знаю, что….Мне понравилось…

Мне не понравилось…Мне было сложно…

Дома надо обратить внимание на…

Высказывают свое мнение об уроке

Дом. Задание

1 мин.

Запись на доске : параграф 14

Записывают дом.задание



Приложение 1.

Приспособления плодов и семян

Способ

распространения

Название растения

Способ распространения семян

Плоды имеют сочную мякоть


Крыжовник, смородина, виноград


Внутри плода есть «катапульты», упругие пластинки , на которых крепятся семена


Одуванчик


Семена мелкие, невесомые


Клен


Семена имеют крючки


Желудь


Семена плоские, легкие, имеют крылатые выросты


Репейник


Семена имеют плавательные мешочки


Недотрога


Семена имеют пушистые волоски


Бешеный огурец




Кокосовый орех


Приложение1.



Растения, семена которых распространяются ветром___________________________________________________________

Растения, семена которых распространяются животными (человеком)____________________________________________

Растения, семена которых распространяются саморазбрасываются_______________________________________________

Растения, семена которых распространяются водой_______________________________________________________




Приложение 2.

ГипотезаЯ предполагаю, что семена и плоды, которые распространяются ветром (водой,животными,саморазбрасыванием), должны быть ………………………….

Объект изучения………………………………………………………………………………

Предмет изучения………………………………………………………………………………

Цель моей работы:………………………………………………………………………………

Пере до мной стояли задачи:

  1. Изучить текст параграфа, где говорится о………………………………………………

  2. Выявить…………………………………………………………………………………..

  3. Уметь привести примеры растений…………………………………………………………………………………

  4. Приготовить…………………………………………………………………………….

Прочитав и проанализировав текст, я………………………………

Вывод(см.гипотезу)………………………………………………………………………………

Приложение 3.

Лист оценки защиты проекта

Критерии оценок

Максимальное количество

баллов

Оценка

слушателей

Оценка

учителя

  1. Умение:

А) выдвинуть гипотезу

Б) определить объкт изучения

В) предмет изучения

Г) и поставить цель

4 балла-справился самостоятельно

0 баллов-помогал учитель


1

1

1

1



  1. Умение поставить перед собой задачи

1 балл-справился самостоятельно

0 баллов-помогал учитель


1



  1. Умение планировать свою работу

1 балл-справился самостоятельно

0 баллов-помогал учитель


1



  1. Умение работать с информацией

1 балл-справился самостоятельно

0 баллов-помогал учитель


1



  1. Умение оформить презентацию:

А) аккуратность

Б) точность

В) эстетичность


1

1

1



  1. Умение подготовить сообщение

1 балл-справился самостоятельно

0 баллов- помогал учитель


1



  1. Умение защитить проект(гипотеза, цель, задачи, план, результат)

А) убедительность речи

Б) качество речи

(ровная, без слов-паразитов)

В) соответствие вывода поставленной гипотезе

4 балла-справился самостоятельно

0 баллов-помогал учитель

1


1

1


1



  1. Выдерживание регламента

(время- 2 минуты)

1 балл-уложился во времени

0 баллов-не уложился во времени


1



Итого баллов

16



Уровень работы




Итоговая отметка







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!