СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по финансовой грамотности в 5- 6 классах по теме:« Карманные деньги»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по финансовой грамотности в 5- 6 классах по теме:« Карманные деньги»»

МБОУ БРАСОВСКАЯ СРЕНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.А.АЛЕКСЮТИНА












Открытое занятие по финансовой грамотности

в 5- 6 классах по теме:« Карманные деньги»





Учитель истории :

Пономарева К.А























с.Брасово


2022 год




Цель: содействовать формированию финансовой грамотности школьников для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества.
Задачи:
формирование культуры экономического мышления: выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;

выработка практических навыков принятия ответственных финансовых и экономических решений, как в личной, так и в общественной жизни.


Планируемый результат:
Личностные УУД:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в жизни общества;

заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании России;

Метапредметные УУД:
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с различных позиций;

способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

использование элементов причинно-следственного анализа;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные УУД:
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать;

преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);

давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.

Регулятивные УУД:
целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;


контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Форма проведения: дискуссия, работа в группах.
Методы обучения: мотивации, организации, осуществления учебной деятельности, контроля результатов обучения и стимулирования учебной деятельности
Средства: СМИ, Интернет-ресурсы, дополнительная литература по теме, мультимедиа, презентация, тестирование.
Предметный материал (основные понятия): карманные деньги.


Ход урока




Вводно-мотивационная часть: организационный момент и актуальность проблемы.


Мне вечером выдали 
Деньги карманные.
Но деньги карманные 
Очень уж странные:
В кармане штанов 
Только ночь скоротали,
А утром... 
Конфетно-жевачными стали.
Андрей Сметанин.
-О чем сегодня пойдет на уроке?Какие здесь ключевые слова?
- Что такое карманные деньги?

Работа в парах: дать своё определение данному термину.

Запишем определение в тетради

Карманные деньги – это некая фиксированная сумма денег, выдаваемых ребёнку на личные расходы, и которой он волен распоряжаться, как ему угодно.
Беседа по вопросам:

Назовите источники карманных денег ? ( родители)

Познакомьтесь с притчей. О ком источнике идет в нем речь?

Заработанное своим трудом

Один торговец ежедневно давал своему сыну одну монетку и говорил:

— Возьми, сынок, береги и старайся копить деньги.

Сын выбрасывал эти деньги в воду. Отец узнал об этом, но ничего не сказал. Сын ничем не занимался, не работал, ел и пил в доме отца.

Однажды торговец сказал своим родственникам:

— Если мой сын придёт к вам и попросит денег, не давайте.

Затем он позвал сына и обратился к нему со словами

Иди сам зарабатывай деньги, принесёшь — посмотрю, каковы они, заработанные тобой.

Сын пошёл к родственникам и стал просить денег, но они ему отказали. Тогда он вынужден был наняться на работу чернорабочим. Весь день сын босыми ногами размешивал известь и, получив одну монетку, принёс эти деньги отцу. Отец сказал:

— Ну вот, сынок, теперь иди и брось в воду заработанные тобой деньги.

Сын ответил:

— Отец, как же могу я выбросить их? Разве ты не знаешь, какую муку я принял из-за них? Пальцы на моих ногах до сих пор горят от извести. Нет, я не смогу выбросить их, рука моя не поднимется.

Отец ответил:

— Сколько раз я давал тебе по монетке, а ты уносил её и спокойно бросал в воду. Ты думал, эти деньги доставались мне даром, без труда? То-то, сынок, пока не будешь трудиться, цену труду не будешь знать.

- Ребята, объясните, почему же сын торговца не смог выбросить маленькую денежку, если до этого всегда их выбрасывал?

- Да, человек познаёт истинную цену деньгам, только когда сам начинает работать, получать вознаграждение за свой труд.

временное трудоустройство в летний период;

вскапывание огорода; складывание сена; картофель копать; разведение и продажа аквариумных рыбок, хомячков, морских свинок, мелкий ремонт, выращивание овощей).

Как заработать карманные деньги?

Разработка мини-проекта «Как самому заработать на карманные расходы»:

Чтобы ребёнок на собственном опыте понял, что такое заработок, и впредь ценил свой труд и труд родителей, дайте ему возможность заработать себе на карманные расходы. Для этого можно:
работать промоутером (раздавать флаера, участвовать в разнообразных промо-акциях);

подрабатывать на интернет-биржах фриланса (для школьников подойдет несложная работа рерайтером или, при наличии соответствующих навыков, обработка цифровых фотографий на заказ);


если ребенок увлекается рукоделием, то может организовать продажу своих наиболее удачных поделок.

Карманные деньги для детей не являются острой необходимостью, но они помогают ребенку учиться чувствовать себя взрослым и ответственным.

С какого возраста выдавать карманные деньги? (с 5 - 7 лет).


Карманные деньги не нужны:
- Пока ребёнок мал, всё необходимое ему должны покупать взрослые.
- Ребёнок не может самостоятельно сделать правильный выбор.
- Деньги могут «испортят» его.
- Он может их потратить на ненужные вещи.
Какую сумму давать ребёнку?


Какую сумму выдавать в качестве карманных денег? Для маленьких детей 10 рублей. Сумма карманных денег должна быть фиксированной и не зависеть ни от настроения родителей, ни от плохого-хорошего поведения ребёнка. Она просто есть – и ВСЁ! На неё ничто не влияет. С возрастом у детей растут и потребности, поэтому и сумма должна увеличиваться.
- Сумма зависит от бюджета семьи.
- Начинать нужно с малых сумм, например 100 рублей в неделю.
- Карманных денег не должно быть много.
- Важно определить, сколько денег ребёнок сможет потратить «с умом»в соответствии с возрастом.
- Установленная сумма не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже всё истратил.
- Все изменения в правилах выплаты карманных денег должны согласовываться с ребёнком.

Это интересно:
88% родителей Великобритании выдают детям карманные деньги строго по плану: с 6,5 лет - в среднем 1,5$ в неделю, 17-летнему подростку - 10$ в неделю. С 10 лет – дети начинают подрабатывать.


В Германии законодательно решен вопрос о количестве карманных денег в неделю: до 6 лет- 50 центов, 7лет -1,5-2 евро, 10лет - 10-12 евро, 13 лет – 20 евро, 15 лет – 25-30 евро, Покупательная способность детей в среднем 7,5 млрд евро в год.


В России, в среднем, школьник получает примерно 750 рублей в неделю.


Самые большие карманные расходы у норвежских школьников — 4 600 рублей в неделю. Но,60% норвежских детей откладывают часть полученных денег.


Самые маленькие расходы у индийских и египетских детей — примерно, 120-160 рублей в неделю.

В Швеции деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно для родителей. До 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если ещё родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребёнка наберется кругленькая сумма. В Швеции дети зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15-ти лет могут организовать свой бизнес. В стране очень много таких молодых бизнесменов. А ещё есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.

Как часто давать деньги?


- Чем меньше возраст, тем чаще выдавать. Небольшие суммы, например 1 раз в неделю

- Старшеклассникам целесообразно выдавать карманные деньги 1 раз в месяц.
- Ежегодно (например, начиная со дня рождения) сумма карманных денег и обязанности ребенка должны увеличиваться.

- Нерегулярность получения ребёнком карманных денег, отсутствие чётко оговорённой суммы, на которую ребёнок может рассчитывать, приводят к тому, что практика карманных денег оказывается совершенно бесполезной для экономического воспитания ребёнка.

Нужно ли давать ребёнку деньги за то, чтобы он сделал уборку в доме?


Нет. Сделать уборку, помыть посуду – часть наших повседневных обязанностей. Заплатите раз, и вы вряд ли дождётесь добровольной помощи по дому – он начнёт требовать оплаты вне зависимости от вида домашней работы. Сотрётся грань между домашними обязанностями и … вымогательством.

Нужно ли давать ребёнку деньги за отметки в школе, за отличную учёбу? Почему?


Нет. Учёба - это, конечно, труд. Ребёнок, поставленный в зависимость от денег, не может, не успевает ничего совершенствовать. Вы ходите в школу не ради знания, а ради оценки, «на заработки». Некоторые родители устанавливают в балльной системе стоимость оценки («5» - 100 руб., «4» - 50 руб. и т.п.)а в случае плохой оценки в школе или невыполнения задания в качестве наказания лишают ребёнка этих денег. Можно ли так поступать? Теоретически – нельзя, но, к сожалению, на практике часто работает. Получается, что ребёнок начинает выполнять какие-то просьбы или задания «из-под палки» - не для себя, а для кого-то.


Нужно ли требовать отчёта о потраченной сумме?


Нет. Требовать полных финансовых отчётов не стоит. При строгом контроле за тратами теряется сам смысл обладания карманными деньгами. Так ребёнок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться. Не говоря уж о том, что не получит никакого удовольствия. Вмешиваться необходимо, только если вы твёрдо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели.

Таким образом, нужно тратить свои деньги по собственному выбору.

Оцените ситуацию.

- Не только взрослые, но и дети должны владеть культурой обращения с деньгами. Предлагаю вам оценить, насколько успешно это у них получается.

Группам раздаются ситуации.

Ситуация 1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но…

Мальчик заработал немного денег, но неизвестно, какой счет пришел родителям за все эти телефонные разговоры. Так что мальчик заработал за счет своих же родителей.

Ситуация 2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.

Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата-первоклассника Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но…

Во второй ситуации Саша хотел заработать с помощью аферы. Скорее всего родители раскусят его хитрый ход и не дадут брату денег. Так что дохода проект не принесет.

Ситуация 3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репетитора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдает под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но…

В третьей ситуации вроде все хорошо: парень заработал честно своим трудом, все продумал. Но остается червячок: своим же пацанам и под проценты? Да и родителей обманывал - навер¬ное, у них это были далеко не лишние деньги.

Ситуация 4.

Петя просит у мамы денег.

- Мама, дай денег.

- Зачем тебе деньги?

- На нужды.

- На какие?

Петя не ответил, мама денег не дала, Петя обиделся и ушел.

Кто прав, кто виноват?

ВЫВОД:

Всегда говорите родителям, зачем вам деньги.

Всегда говорите правду. Родители все равно узнают, куда вы их потратили.

Ситуация 5.

Петя захотел новый телефон и просит у мамы денег.

- Мама, дай денег.

- Зачем тебе деньги?

- Хочу новый телефон!

Мама денег не дала, Петя обиделся и ушел.

Кто прав, кто виноват?

ВЫВОД:

Соизмеряй свои «хочу» и «могу».


Просмотр видеоролика «Уроки тетушки Совы. Карманные деньги»

Как необходимо правильно распоряжаться карманными деньгами.

Сформулируйте правила обращения с деньгами .Запишите в тетрадь


Правила обращения с деньгами.

- Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.

  • Не делай из денег кумира.

  • Зарабатывай честно.

  • Экономь.

  • Соизмеряй свои «хочу» и «могу».

  • Старайся не влезать в долги.


Итоги и рефлексия.


- Как вы понимаете фразу «Богатый ребёнок, умный ребёнок»?

- Связана ли она с темой урока?

- Был ли данный урок полезен для вас? Какие уроки вы из него извлекли?
Выводы:

Умение обращаться с деньгами - это совершенно особый навык, который успешно поддаётся тренировке.


Карманные деньги - лучший тренажёр финансовой самостоятельности детей.