СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии «Политическая карта мира и особенности ее формирования»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 8 классе по теме "Политическая карта мира и особенности ее формирования"

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии «Политическая карта мира и особенности ее формирования»»

Дата____

Тема урока: «Политическая карта мира и особенности ее формирования»


Цель урока:

Образовательная цель: сформировать знания понятий «политическая карта мира», «суверенное государство»; формировать представления об особенностях формирования политической карты мира, о характере изменений на политической карте мира; формировать умение характеризовать государства и зависимые территории.

Задачи личностного развития учащихся: развить интерес к изучению темы; воспитывать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход; содействовать развитию коммуникативных компетенций через работу в парах (группах), умений выступать перед товарищами, высказывать свою точку зрения; создать условия для формирования доброжелательности и взаимоуважения.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Форма проведения занятия: фронтальная работа учащихся совместно с учителем, работа в парах.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, атлас, политическая карта мира.

Основные этапы учебного занятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих


Приветствуют учителя, проверяют готовность учебных принадлежностей к уроку, настраиваются на сотрудничество и взаимодействие.


  1. Целемотивационный этап.

Знакомит учащихся ориентироваться в особенностях структурного построения учебника.

Организует совместную постановку цели и задач урока.


Знакомятся с учебным пособием.



Формируют цель и задачи урока.

  1. Проверка домашнего задания

Предлагает ответить на вопросы (тестовое задание закрытого типа)

Выполняют задание

  1. Изучение новой темы


Организует проблемные и поисковые ситуации, активизируя деятельность учащихся.

Предлагает определить предмет изучения политической географии.

Организует работу в парах для определения разницы между страной и государством.



Знакомит учащихся с понятием государственная граница и ее. Организует работу в атласах.




Формулируют вопросы, получая целостное представление о государстве и политической карте.




Определяют разницу между страной и государством в социально-экономической географии.


Находят самые длинные государственные границы.

  1. Физкультминутка


Предлагает комплекс упражнений для снятия напряжения с мышц для улучшения мозгового кровообращения, мобилизации внимания.

Выполняют физкультурно-оздоровительные упражнения, отдыхают.

  1. Закрепление изученного материала

Предлагает учащимся изучить записанный в тетрадях материал и сделать выводы, что нового они сегодня узнали.

Делают выводы.

  1. Домашнее задание

Параграф 2

Записывают домашнее задание.

  1. Рефлексивно - оценочный

Анализирует и оценивает работу учащихся.

Выставляет оценки.

Подводит итоги деятельности учащихся.

Осознают свою деятельность на уроке.





Дайте ответы на вопросы.

1.Дайте определение социально-экономической географии мира.

2.Что изучает социальная география?

3.Что изучает экономическая география?

4.Опишите структуру экономической географии, географии населения и политической (приведите примеры).

5. Перечислите макрорегионы по классификации ООН, какой главный фактор учитывается при их выделении.



Физкультминутка:

Комплекс упражнений: (каждое упражнение длится 8 секунд.)

 1. Вращайте  глазами,  стараясь как можно больше увидеть по сторонам. 6 раз вправо, 6 - влево. И глаза быстро "сбросят" усталость.

2. Сядьте прямо,  положите руки на затылок. Сделав глубокий вдох, как  можно крепче прижмите голову к ладоням.  Это способствует укреплению мышц шеи.

3. Продолжая сидеть прямо,  возьмитесь  руками  за  сиденье стула и поднимите плечи как можно выше.  Это улучшит вашу осанку.

4. Поставьте локти на стол,  положите подбородок на ладони, глубоко вдохните и, сохраняя шею прямой, крепко прижмите подбородок к ладоням.

5. Встаньте около стола, повернувшись к нему спиной и, в таком положении постарайтесь поднять стол.

6. Сидя за столом сжать сильно какой-нибудь лежащий на  нем предмет.

Оба последних упражнения хорошо укрепляют  мышцы  плечевого пояса и грудной клетки.

7. Сидя на стуле,  поднимите согнутые ноги,  а опустите  их прямыми. Это упражнение укрепляет мышцы живота.





























































Тема урока: Социально-экономическая география. Объект и предмет изучения.


Цель урока:

Образовательная цель: сформировать у учащихся общее представление о предмете и задании социально-экономической географии мира, расширить знания о методах экономико-географических исследований; изучают регионы мира в социально-экономической географии (классификация ООН)

Задачи личностного развития учащихся: развить интерес к изучения темы; воспитывать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход; содействовать развитию коммуникативных компетенций через работу в парах (группах), умений выступать перед товарищами, высказывать свою точку зрения; создать условия для формирования доброжелательности и взаимоуважения.

Тип урока: вводный, усвоения новых знаний.

Форма проведения занятия: фронтальная работа учащихся совместно с учителем, групповая.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие

І. Организационный момент.


ІІ. Сообщение темы, цели задач урока и мотивации учебной деятельности.

Актуальность курса социально-экономической географии мира значительно выросла в связи с большими изменениями, что произошли в обществе за последние десятилетия. Это общественная наука, которая исследует население и его хозяйственную деятельность, а также хозяйство отдельных регионов, стран мира в целом. Таким образом, главное задание курса – выучить отдельные стороны жизни общества и хозяйства, чтоб знать как его улучшить.


ІІІ. Изучение нового материала.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.

Предметом изучения социально-экономической географии мира являются особенности и закономерности пространственной (территориальной) организации общества как части географической оболочки Земли. Основные задачи этого курса:

  • получить представление о современной политической карте мира;

  • научить различать государства мира по форме правления, территориально-административному устройству и уровню развития;

  • познакомиться с закономерностями в размещении мировых природных ресурсов, научиться оценивать обеспеченность ресурсами мира и отдельных стран;

  • рассмотреть глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения;

  • выявить и изучить наиболее характерные особенности населения и хозяйства мира и отдельных стран;

  • рассмотреть глобальные проблемы и возможные пути их решения;

  • выявить и изучить наиболее характерные особенности населения и хозяйства мира и отдельных стран;

  • показать роль регионов и крупнейших стран в мировом хозяйстве.

Исследуя определенное пространство, социально-экономическая география использует знания по физической географии. Это позволяет комплексно изучить регионы и страны, устанавливая взаимосвязь между их природными и социально-экономическими объектами. В этом появляется принцип единства системы географических наук.

Территориальная организация общества – это пространственная организация жизни людей, что включает размещение населения и хозяйства, а также ихние пространственные комбинации, объединения с определенными законами на определенной территории.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.

Как научная дисциплина социально-экономическая география очень сложная. Ведь она опирается на природные, экономические, социальные и политические понятия и факты. Поэтому спектр методов, которые применяют в общественно географических исследованиях, очень широкий, он включает как общенаучные, так и отраслевые методы.

Среди общенаучных методов общественно-географических исследований традиционно применяют наблюдения за новостями и фактами, их описание и объяснение с помощью анализа. Отдельно существует метод анализа аналоговых объектов, которые применяются в тех случаях, когда исследованные объекты подобны (аналогичны) и когда про одного из них есть достоверное знание. В этом случае основные результаты уже исследованного объекта переносят на все другие аналогичные объекты. Успешно используют и давний сравнительно-географический метод, отдельно в пространственных исследованиях политико-географических явлений и процессов.

Заметное место среди общенаучных методов имеет исторический метод, что дает возможность выучить динамику и тенденции социально-экономического развития.

В общественной географии пользуются также общенаучным балансовым методом, когда, составляют определенные компоненты, определяют схожесть, между ними. Так, например, часто рассматривают балансы природных ресурсов, населения и трудовых ресурсов, топлива, электроэнергии, продовольствия, грузопотоков, производства и потребления и др. Более специальным есть метод межотраслевых балансов, по которым анализируют движение или иных ресурсов между отраслями и между регионами. Такие исследования, где есть численные показатели требуют математических методов обработки данных.

Для получения оперативных данных нередко используют аэрометоды, космические методы с компьютерным дешифрованием полученной информации.

Картографический метод, что давно считается традиционным у географии, сейчас получил новый толчок развития благодаря ГИС-технологиям. Ведь теперь считывание и анализ карт можна можно использовать в автоматических режимах. К тому же для социально-экономической географии , что часто опирается на динамические характеристики, очень важным есть часовое зависимость ГИС. Ведь, в отличии от обычной географической карты, ГИС – активна многофункциональная база данных, которая может постоянно дополняться и обновляться.

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

На протяжении всех лет изучения географии вы пользовались разными картами. Вам известно, что они содержат в десятки раз больше информации, чем текст. Важными источниками географических знаний являются энциклопедии, географические словари и другая научная и научно-популярная литература. Огромные возможности предоставляет также компьютер. С его помощью можно работать с электронными учебниками, картами и атласами.

- Какие преимущества имеют электронные учебники перед обычным?

(Они могу содержать речь диктора, разнообразные иллюстрации, анимации, интерактивные задания, мультимедийные эффекты).

Географии необходим выход в мировое пространство.

ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ МИРА.

Социально-экономическая география предлагает вам познакомиться с деланием мира на историко-географические регионы.

Европа: Западная Европа, Центральная и Восточная Европа.

Азия: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Восточная Азия, Центральная Азия, Северная Азия.

Африка: Северная Африка, Тропическая и Южная Африка.

Америка: Англо-Америка, Латинская Америка.

Австралия и Океания.








IV. Закрепление изученного материала.

Дайте ответы на вопросы.

1.Дайте определение социально-экономической географии мира.

2.Роскройте сущность понятия «территориальная организация общества».

3.Назавите задачи социально-экономической географии.

4.Какие вы знаете источники географических знаний?

V. Обобщение и систематизация знаний.

Задание 1.

Современную социально-экономическую географию можно рассматривать как группу наук, которая включает географию населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг, культуры, политическую географию. Постройте в тетради схему, которая будет отображать социально-экономическую географию как группу наук.

Задание 2.

Блицопрос.

1.Что изучает социальная география?

2.Что изучает экономическая география?

3.Перечислите какие методы изучения географии вы знаете?

4.Объясните как вы понимаете «историко-географический регион»?

5.Назовите причины формирования историко-географических регионов.

Задание 3.

Пользуясь картой атласа «Историко-географические регионы мира», определите, к какому европейскому субрегиону относиться Беларусь.

Проблемное задание.

  1. Границы частей света проведены довольно условно. Так, в последних изданий атласов 10 класса к Азии отнесена часть острова Новая Гвинея, которая раньше традиционно считалась частью Австралии и Океании. Такой подход, наверное, не совсем последователен. Поскольку если руководствоваться исключительно проведением границ регионов по границам государств, то Гавайские острова нужно относить не к Океании, а к Америке (это территория США). Но при таком подходе больше всего вопросов могут вызывать границы между Европой и Азией. Приведите примеры стран, территория которых расположена в двух частях света, и предложите свой подход к тому, относить их к Европе или Азии.

Таблица 1

Страны, расположенные в двух частях света.

Страна

Часть света

Дания

Европа и Америка

Египет


Индонезия


Испания


Казахстан


Россия


США


Турция


VI. Итог урока.

Прием «Микрофон»

Дети, пятью предложениями скажите, что вам понравилось на уроке?


VIII. Домашнее задание.

§ 1.