СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии "Пространство России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно – образовательная цель: сформировать у обучающихся представление о территории Центральной России; определить состав, особенности  экономико – географического положения и природы; установить значение региона в судьбе России.

Воспитательная цель: воспитание чувства гордости за свою страну, любви к родному Отечеству.

Развивающая цель: продолжить совершенствовать умение работать с картографическим материалом и текстом учебника, развивать географическое мышление, способность выделять главное из текста.

Предметные результаты: сформировать знания о составе Центральной России; уметь определять ЭГП региона; совершенствовать умения называть и показывать на карте объекты номенклатуры.

Метопредметные результаты: умение определять тему и познавательную цель урока, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию, развивать логическое мышление, речь, коммуникативные компетенции.

Личностные результаты: познание значимости изучения данного материала.

Методы: экспресс – конференция, тест – контроль, эвристическая беседа, работа в парах, работа с географической, контурной картой, атласами, текстом учебника.

Оборудование: Физическая карта России, атласы, контурные карты, мультимедийный комплекс.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии "Пространство России"»

Конспект урока по географии –9 класс

Учитель: Бедная Ирина Леонидовна

Место проведения: МБОУ «Советская СШ №2»

Уровень: школьный.

Тема: « Пространство Центральной России».

Дата проведения: 10.10.2018 г.

Учебно – образовательная цель: сформировать у обучающихся представление о территории Центральной России; определить состав, особенности экономико – географического положения и природы; установить значение региона в судьбе России.

Воспитательная цель: воспитание чувства гордости за свою страну, любви к родному Отечеству.

Развивающая цель: продолжить совершенствовать умение работать с картографическим материалом и текстом учебника, развивать географическое мышление, способность выделять главное из текста.

Предметные результаты: сформировать знания о составе Центральной России; уметь определять ЭГП региона; совершенствовать умения называть и показывать на карте объекты номенклатуры.

Метопредметные результаты: умение определять тему и познавательную цель урока, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию, развивать логическое мышление, речь, коммуникативные компетенции.

Личностные результаты: познание значимости изучения данного материала.

Методы: экспресс – конференция, тест – контроль, эвристическая беседа, работа в парах, работа с географической, контурной картой, атласами, текстом учебника.

Оборудование: Физическая карта России, атласы, контурные карты, мультимедийный комплекс.

Тип урока: урок новых знаний.

УМК: География 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений (А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина и др.); под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2014.



Ход урока.

Организационный момент.

I.Актуализация опорных знаний:


А) Экспресс – конференция на тему «Экологическая ситуация регионов России: моя позиция» (выступление обучающихся с докладами).


Б) Тест – контроль по теме «Регионы России»



1 вариант

1.Выберите верное утверждение, характеризующие Восточно-Европейскую равнину:

А) В основании равнины лежит древняя платформа

Б) большая часть территории равнины располагается в области резко-континентального климата

В) северная часть подвергалась древнему оледенению

Г) реки имеют преимущественно снеговое питание

Д) природные зоны сменяются с севера на юг от тундры до степей

Е) на территории равнины самая большая плотность населения

2.Выберите верный ответ. Река Обь протекает по территории:

А) Восточно-Европейской равнины

Б) Среднесибирского плоскогорья

В) Западно-Сибирской равнины

3. Выберите верный ответ. Крайняя северная континентальная точка России расположена на полуострове:

А) Ямал

Б) Кольском

В) Таймыр

Г) Чукотском

4. О каком из природных районов идет речь?

Молодое горное сооружение образовалось в альпийскую складчатость. Здесь находятся самые высокие вершины в России. Ярко выражена высотная поясность. В горах имеются месторождения полиметаллических руд.

5. Установите соответствие между объектом Всемирного природного наследия России и территорией, где он расположен:

1. Долина гейзеров А. Южная Сибирь

2. Золотые горы Алтая Б. Приморский край

3. Озеро Байкал В, Камчатка

4. Центральный Сихотэ-Алинь Г. Юг Восточной Сибири



2 вариант

1.Выберите верный ответ. На Западно - Сибирской равнине преобладает:

А) тайга

Б) смешанные леса

В) тундра

2. Выберите верное утверждения, характеризующие природу Урала:

А) Западный и Восточный склоны равномерно увлажнены

Б) Уральские горы имеют небольшую высоту

В) Урал состоит из нескольких горных цепей, протянувшихся параллельно в меридиональном направлении

Г) Вершины Уральских гор покрыты ледником

3. Выберите верное утверждение, характеризующие Северо-Восточную Сибирь:

А) Здесь находится полюс холода Северного полушария

Б) Это территория. Приуроченная к кайнозойской складчатости

В) Здесь повсеместно распространена многолетняя мерзлота

Г) Природные зоны сменяются с севера на юг от тундры до лесной зоны

Д) Это золотоносная провинция России

Е) Эта территория слабо заселена

4. Действующие вулканы есть на территории:

А) Чукотки

Б) Алтая

В) Урала

Г) Камчатки

5. Установите соответствие между рекой и территорией, по которой она протекает:

А) Терек А. Восточно-Европейская равнина

Б) Северная Двина Б, Западно - Сибирская равнина

В) Иртыш В. Дальний Восток

Г) Уссури Г) Северный Кавказ

Взаимопроверка теста обучающимися.

II. Тема, цель урока.

Целеполагание – сегодня мы поговорим о территории, где начиналось формирование Русского государства, основной очаг национальной культуры. Здесь расположена столица нашей Родины – Москва – сердце и мозг России.

  • О какой территории пойдёт речь?

  • Что мы должны изучить?

(Определение темы и цели урока обучающими).

III.Мотивация учебной и познавательной деятельности обучающихся.

Специфика Центральной России выражена в её названии. Такое название было дано ещё в середине 19 века, ведь на протяжении столетий территория была центром Русского государства. Здесь находится наша древняя столица Москва. Каковы особенности Центральной России мы выясним на уроке.

IV. Первичное изучение нового материала.

1) Что мы знаем о Центральной России.

2) Состав территории.

3) ЭГП Центрального района.

4) Особенности природы.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова.

Но я люблю – за что не знаю сам-

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям…

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи кочующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

О чем говорит поэт в своем стихотворении? (ответы обучающихся).

ИКТ. Презентация «Пространство Центральной России».





Задание 1. Используя текст п.11, а также имеющиеся знания создать кластер.




Задание №2. Работа в паре: Используя карту атласа и текст учебника охарактеризуйте ЭГП Центральной России.

Эвристическая беседа:

  • В какой части страны находится Центральная Россия?

  • Определите природно-географическое положение региона.

  • Граничит ли Центральная Россия с другими странами?

  • С какими экономическими районами граничит?

  • Какие в Центральной России выделяют экономические районы?

  • Определите положение региона к транспортным магистралям.

  • Выгодно ли ЭГП Центрального района? (ответы обучающихся).

Вывод: ЭГП Центрального района очень выгодно:

-является центром европейской части страны;

-имеет столичное положение;

-расположен на пересечении важнейших транспортных магистралей;

-соседство с сырьевыми базами;

-является историческим и экономическим ядром России.

Физминутка.

Природные условия этой территории в наибольшей степени олицетворяют собой то, что принято называть Средней полосой России. Рельеф в основном равнинный, встречаются возвышенности.

  • Используя карту, назовите формы рельефа (ответы обучающихся: Среднерусская, Смоленско – Московская, Валдайская возвышенности; Окско-Донская равнина и Мещёрская низменность).

  • Какие реки протекают по территории? (Днепр, Волга, Дон, Западная Двина)

  • Какой климат характерен для этой территории? (умеренно – континентальный)

  • В каких природных зонах находится Центральная Россия? ( лесная, лесостепная, степная).

  • Богата ли территория полезными ископаемыми? Определите по карте. ( Нет. Выделяется район огромными запасами железных руд КМА, есть фосфориты).

Задание №3. Работа с контурными картами: нанести на контурную карту границу Центральной России, формы рельефа, реки.

V. Осмысление нового материала.

ИКТ: Вставить в текст пропущенные слова.

 В Центральной России выделяют 3 экономических района: ______1_____________     Центральная Россия находится в центре _____2________ равнины. Отсюда берут начало  крупные реки _________3____________  Здесь расположены природные зоны:  _________4____________________  Регион находится на пересечении крупных _____5_________________. Единственным недостатком является отсутствие выхода к _____6_______.

Центральная Россия ____7________ полезными ископаемыми. Из значимых запасов выделяются  огромные запасы _______8_____________.



VI.Систематизация: Экономико – географическое положение Центральной России , как мы выяснили, очень выгодное. Главная черта региона – его центральное положение. Но природными ресурсами, в частности полезными ископаемыми, территория не богата. По словам Н.Н. Баранского, здесь не богатства недр привели к развитию промышленности, а наоборот, сложившаяся на других основаниях промышленность привлекла к эксплуатации имеющиеся полезные ископаемые, особенно минеральное топливо.



VI. Рефлексия:

-я узнал на уроке…

-было интересно…

-было трудно…

-я приобрёл…



Д/з: §11, ответить на вопросы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!