СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению на тему: "Звук [д] и буква Д д"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить со звуками [д] и [д'], буквой Д д, формировать умение выделять на слух в словах данные звуки, характеризовать их, вырабатывать навык осознанного чтения, развивать речь.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению на тему: "Звук [д] и буква Д д"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Кирсанова Тамбовской области









Урок по литературному чтению

на тему: «Звуки [д], [д]. Буква Д д.

1 класс

Учитель: Егоркина С.В.






2018 г.



Цель урока: формирование образовательных компетенций обучающихся начальных классов (познавательных, регулятивных, коммуникативных) в предметной области «Литературное чтение» по теме «Звуки [д] и [д’], буква Дд ».

Задачи:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения;

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

  • Развитие умения работать в паре.

  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. Развитие познавательных УУД:

  • Формирование умения решать проблему, ставить познавательные цели;

  • Учить поиску и выделению необходимой информации, применению методов информационного поиска, в том числе, с помощью компьютерных средств;

  • Учить осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной форме;

  • Формировать рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности

  1. Формирование коммуникативных УУД:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

  • формировать умение работать в паре в режиме интерактивного обучения.

  1. Формирование регулятивных УУД:

  • Формировать у обучающихся способность организовать свою учебную деятельность: целеполагание, планирование, контроль, коррекция и оценка своей деятельности, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Ш. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Познакомить со звуками [д] и [д’], буквой «Д д», формировать умение выделять на слух в словах данные звуки , дифференцировать их по твердости и мягкости, давать характеристику, проводить звуковой анализ слов, вырабатывать навык осознанного чтения; развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся; способствовать воспитанию любознательности и доброты.





















п/п



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Оценка результатов деятельности учеников

Примечания

1

Орг. момент.Мотивирование к учебной деятельности.

1-2мин.

Здравствуйте. Садитесь.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Я очень рада видеть ваши лица. Думаю, что урок принесет всем нам удовольствие общения. А чтобы это общение было еще более приятным, давайте мы улыбнемся друг другу, ведь улыбка помогает жить и трудиться, и с хорошим настроением приготовимся к разгадыванию новых тайн литературного чтения.

– Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко. Какое оно?

- Действительно, оно ласковое ,теплое и доброе.

- Поделитесь хорошим настроением друг с другом, со мной, с гостями, с солнышком.- А теперь поднимите руку вверх и отпустите солнышко. Пусть оно сверху посмотрит на наш урок.


Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация



Применение ИКТ на протяжении всего урока.


2.

Актуализация знаний


2 мин

Мы продолжаем с вами исследовать звуки и буквы русского алфавита.

- Чем отличаются звуки от букв? ( ответы детей)

- На какие 2 группы делятся звуки?

- Как произносятся согласные звуки? А гласные?

- Какими могут быть гласные в слове? (ударные и безударные)

- А как характеризуем согласные?( звонкие, глухие, парные, непарные)

Анализировать звуковой состав слова

Сравнивать соотносить звук и соответствую-щую ему букву






Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков


Самооценка


3.

.Формирование новых знаний и умений..

  1. подготовительная работа;


3 мин.














2) создание проблемной ситуации;



Учитель: Ребята, посмотрите на картинку и помогите мне закончить предложения. На слайде № 2  появляется картинка.

 Тут наш... (дом).

Из трубы идёт ... (дым).

У дома растёт… (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла сидит... (дятел).

К дому ведет ... (дорожка).

У дома стоит … (дед).

−       Повторите слова, которые вы добавили.

-Какие звуки чаще всего повторяются в этих словах?

Сегодня мы будем знакомиться с новыми звуками[ д],[ д] и узнаем новую букву, которая обозначается этими звуками.

Исследовать ситуации, требующие сравнения звуков и букв, которыми они обозначаются

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию





Слайд 2

4.

..«Открытие» нового знания

  1. формулирование темы и цели урока;

2 мин.


Подумайте и предположите

- Какая же тема нашего урока? ( тема открывается на доске) Звуки [д], [ д/ ] и новая буква.

- Попробуем сформулировать цель урока.

(познакомиться с новыми звуками, исследовать эти звуки, охарактеризовать их, научиться читать слоги, слова с этими звуками, узнать какой буквой обозначаются эти звуки)


- Как вы думаете, что поможет нам в достижении этих целей? (знания, учебник, учитель , дружная работа и т.д)

А девиз наш таков:

Мы дружные, мы умные,

мы внимательные, мы старательные.

Мы хорошо учимся, всё у нас получится!

Прогнозировать результат своей работы


Регулятивные УУД: постановка учебной задачи и целей урока



Тема урока записана на доске



Цели урока записаны

на табличках

5.

Включение нового этапа в систему знаний.


1)Физминутка



2)знакомство со звуками д, д’



Итак, мы определили с вами цель и для ее достижения выполним задание…

А сначала отдохнем.



Я превращаю вас в маленькие семена садовых цветов. Присядьте на корточки, Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекало солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь, руки – вдоль тела. Опуститесь на корточки.. И вдруг полил дождь, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.


.











3)работа со схемами, исследование звуков



Посмотрите на доску.

-Что изображено на доске? (схемы слов)

-Что вы можете сказать об этих словах, не называя их? (двусложное, односложное) Чтобы узнать, что это за слова, отгадайте загадки (дятел, дуб)

Разгадывание загадок.

Все деревья с интересом

Изучает доктор леса.

Если дерево ест жук.

Доктор сразу :тук! тук! тук!


А на каком дереве сидит дятел? (дуб)


Он из желудя пророс.

А потом все рос и рос.

Год за годом подрастал-

И могучим ……….. стал.

)

Слово – звуковой анализ слов дуб, дятел

Выберите схему, соответствующую слову дуб ,дятел, Выделение новых звуков .

Вывод - Дайте характеристику новым звукам (согласный, твёрдый, мягкий звонкий, парный )



Игра «Твердый - мягкий» (учитель называет слова, а ученики хлопают в ладоши )

Слова: Дима, дым, дельфин, дочка, дежурный, дача, дерево, Даша, дыня , дети.

Мягкий звук хлопают девочки, а твердый- хлопают мальчики.


Ребята, какие еще цели мы ставили перед собой в начале урока? (Узнать, какой буквой обозначаются эти звуки)


- Звуки [д] [д’] обозначаются буквой Д. (карточка на доске) Открывается тема урока.

- На что похожа?

Д – это домик аккуратный

С высокой крышею двускатной

Вот стоит дымок пуская,

Буква Д труба печная


Исследовать звуки и давать им характеристику согласно составленному алгоритму





















Обозначение изученных звуков буквами.

Познавательные УУД:

умение представлять информацию в виде схемы, использовать знаково-символические средства;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение обобщать и классифицировать по признакам.



Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные УУД:

моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов



Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


Схемы на доске





Создание ситуации успеха для каждого ученика


Алгоритм изучения звука




4)Моделирование.



Задание: складывание из счетных палочек буквы Д Строим букву «Д» как дом,

Шесть разных палочек берем.

Пол, потолок и две стены,

И две подпорки ей нужны.

- Продемонстрируйте работу, покажите, что у вас получилось.






5)Просмотр видеофрагмента


А сейчас посмотрим видеофрагмент о букве д-

Задание: Какие слова встретятся со звуками д, д;, которые обозначены буквой Д ? (Дима, добрый ,.дом, беде, дракон)

Проверка






6.

Первичное закрепление




1)чтение слогов;




- А ещё какие цели ставили ? .Потренируемся читать слоги и слова с буквой Д.(чтение по одному, хором, по рядам – текст на слайде)







2)чтение слов

Прочитаем слова и проанализируем( Читаем слова с мягким звуком, твердым)






3) работа в парах;




-А сейчас мы проведём ещё одно небольшое исследование и узнаем - От чего зависит мягкость и твердость звуков д, д’.

Кто хочет потренироваться и научиться лучше распознавать звуки д, д’?


.Продолжим работу в парах.


Задание: - Прочитайте слова на карточках у вас на столе. Проанализируйте внимательно слова ,обозначьте в каких словах звук д– твердый, в каких – мягкий


Слова, в которых, звук д – твёрдый

обведите синим цветом, а слова, в которых звук д’ – мягкий – зеленым цветом

Проверка. Чтение слов.Проверка.


- Подумайте, от чего зависит мягкость и твердость согласных звуков д, д’? (от того какая буква стоит после них: появляется схема

- е, и


- а, о, у , ы

Итак, проведя исследование, к какому выводу вы пришли?










Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного)

Включаться в парную работу, связанную с общением.



Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания

Анализировать влияние гласного звука на согласный


Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

определение способов взаимодействия, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД:

планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения но основе оценки и учета характера сделанных ошибок




Самоконтроль и самопроверка по презентац



Физминутка для глаз

Спал цветок (закроем глазки)

И вдруг проснулся .(моргают глазками)

Больше спать не захотел, (ручки вверх, глазки вверх)

Встрепенулся, потянулся (потягиваются)

Взвился вверх и улетел (дети имитируют полет ручками, голова вправо, влево)















7.

Работа с текстом.



1)рассматривание иллюстрации

2)составление рассказов

3)словарная работа

(ключевые слова на доске)

4)чтение, анализ текста

5)озаглавливание




А теперь откроем Азбуку и найдем нашу букву Д.

Работа с Азбукой с 12

Чтение слов, записанных под иллюстрацией.

По иллюстрации и ключевым словам давайте попробуем определить

О чём будет текст? (выслушиваются варианты ответов - предположения)

Давайте проверим предположение, прочитав текст.

Чьи предположения подтвердились?

Повторное чтение текста с анализом.

Где были дети?

Что они увидели в лесу?

Поставьте вопросы к предложениям .этого текста.

Выборочное чтение.

Озаглавливание текста.

Есть ли у этого текста заголовок ? ( нет, вместо него – пустая рамочка)

Вам предлагается самим выбрать заглавие.
Какие заглавия предлагаются в задании? ( «Дети», « Росток», «Дубок»)

Заглавие обычно отражает то главное, о чём говорится в тексте.

Как можно озаглавить этот текст? (« Росток», «Дубок»). Почему?

( Что главное в содержании этого текста: то, что дети были в лесу или то, что в лесу рос дубок?)

Творческое продолжение.

Приходилось вам видеть дуб? Какое это дерево? (Большое, с раскидистыми ветками).

Для того, чтобы маленькому ростку дуба превратиться в могучее дерево нужно много места и много солнца. Легко ли вырасти дубу в чаще леса?

Подумайте, как решили дети помочь маленькому ростку? Как бы вы поступили?

( Дети решили выкопать маленький росток и посадить его недалеко от своего дома на солнечной полянке)

Ориентироваться в учебнике. Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Описывать свои наблюдения и переживания Отвечать на вопросы. Читать выразительно текст: использовать интонацию


Описывать свои наблюдения и переживания


. УУД:

нравственно-этическое Личностные оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор)

Познавательные :УУД

Ориентироваться в



своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя.

Коммуникативные


УУД: оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения

Самооценка ученика по принятым формам


8

Итог урока.


Наш урок подходит к завершению.

Какая тема урока была?

Какие цели ставили? Чему научились?

Достигли мы поставленных целей?

Что помогло нам достичь поставленных целей?





9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Если вам всё удалось и вы довольны собой, задания были лёгкими - покажите зелёный квадратик

, если у вас не всё получалось, но вы старались - покажите синий квадратик,

если было очень трудно и вам нужна помощь – красный квадратик.

Я тоже хочу оценить вашу работу на уроке.

А наше солнышко улыбается нам, ей так понравились ребята.

Давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке

Метапредметные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Самооценка ученика по принятым формам