№ п/п |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | Оценка результатов деятельности учеников | Примечания |
1 | Орг. момент.Мотивирование к учебной деятельности. 1-2мин. | Здравствуйте. Садитесь. Прозвенел звонок, начинается урок. Я очень рада видеть ваши лица. Думаю, что урок принесет всем нам удовольствие общения. А чтобы это общение было еще более приятным, давайте мы улыбнемся друг другу, ведь улыбка помогает жить и трудиться, и с хорошим настроением приготовимся к разгадыванию новых тайн литературного чтения. – Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко. Какое оно? - Действительно, оно ласковое ,теплое и доброе. - Поделитесь хорошим настроением друг с другом, со мной, с гостями, с солнышком.- А теперь поднимите руку вверх и отпустите солнышко. Пусть оно сверху посмотрит на наш урок. | | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация | | Применение ИКТ на протяжении всего урока. |
2. | Актуализация знаний 2 мин | Мы продолжаем с вами исследовать звуки и буквы русского алфавита. - Чем отличаются звуки от букв? ( ответы детей) - На какие 2 группы делятся звуки? - Как произносятся согласные звуки? А гласные? - Какими могут быть гласные в слове? (ударные и безударные) - А как характеризуем согласные?( звонкие, глухие, парные, непарные) | Анализировать звуковой состав слова Сравнивать соотносить звук и соответствую-щую ему букву | Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Самооценка | |
3. | .Формирование новых знаний и умений.. подготовительная работа; 3 мин.
2) создание проблемной ситуации; | Учитель: Ребята, посмотрите на картинку и помогите мне закончить предложения. На слайде № 2 появляется картинка. Тут наш... (дом). Из трубы идёт ... (дым). У дома растёт… (дерево). На дереве... (дупло). У дупла сидит... (дятел). К дому ведет ... (дорожка). У дома стоит … (дед). − Повторите слова, которые вы добавили. -Какие звуки чаще всего повторяются в этих словах? Сегодня мы будем знакомиться с новыми звуками[ д],[ д] и узнаем новую букву, которая обозначается этими звуками. | Исследовать ситуации, требующие сравнения звуков и букв, которыми они обозначаются | Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию
| | Слайд 2 |
4. | ..«Открытие» нового знания формулирование темы и цели урока; 2 мин. | Подумайте и предположите - Какая же тема нашего урока? ( тема открывается на доске) Звуки [д], [ д/ ] и новая буква. - Попробуем сформулировать цель урока. (познакомиться с новыми звуками, исследовать эти звуки, охарактеризовать их, научиться читать слоги, слова с этими звуками, узнать какой буквой обозначаются эти звуки) - Как вы думаете, что поможет нам в достижении этих целей? (знания, учебник, учитель , дружная работа и т.д) А девиз наш таков: Мы дружные, мы умные, мы внимательные, мы старательные. Мы хорошо учимся, всё у нас получится! | Прогнозировать результат своей работы | Регулятивные УУД: постановка учебной задачи и целей урока | | Тема урока записана на доске Цели урока записаны на табличках |
5. | Включение нового этапа в систему знаний. 1)Физминутка 2)знакомство со звуками д, д’ | Итак, мы определили с вами цель и для ее достижения выполним задание… А сначала отдохнем. Я превращаю вас в маленькие семена садовых цветов. Присядьте на корточки, Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекало солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь, руки – вдоль тела. Опуститесь на корточки.. И вдруг полил дождь, ожили цветы, снова тянутся к солнцу. | . | | | |
| 3)работа со схемами, исследование звуков | Посмотрите на доску. -Что изображено на доске? (схемы слов) -Что вы можете сказать об этих словах, не называя их? (двусложное, односложное) Чтобы узнать, что это за слова, отгадайте загадки (дятел, дуб) Разгадывание загадок. Все деревья с интересом Изучает доктор леса. Если дерево ест жук. Доктор сразу :тук! тук! тук! А на каком дереве сидит дятел? (дуб) Он из желудя пророс. А потом все рос и рос. Год за годом подрастал- И могучим ……….. стал. ) Слово – звуковой анализ слов дуб, дятел Выберите схему, соответствующую слову дуб ,дятел, Выделение новых звуков . Вывод - Дайте характеристику новым звукам (согласный, твёрдый, мягкий звонкий, парный )
Игра «Твердый - мягкий» (учитель называет слова, а ученики хлопают в ладоши ) Слова: Дима, дым, дельфин, дочка, дежурный, дача, дерево, Даша, дыня , дети. Мягкий звук хлопают девочки, а твердый- хлопают мальчики. Ребята, какие еще цели мы ставили перед собой в начале урока? (Узнать, какой буквой обозначаются эти звуки) - Звуки [д] [д’] обозначаются буквой Д. (карточка на доске) Открывается тема урока. - На что похожа? Д – это домик аккуратный С высокой крышею двускатной Вот стоит дымок пуская, Буква Д труба печная | Исследовать звуки и давать им характеристику согласно составленному алгоритму
Обозначение изученных звуков буквами. | Познавательные УУД: умение представлять информацию в виде схемы, использовать знаково-символические средства; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные УУД: моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; | Схемы на доске
Создание ситуации успеха для каждого ученика | Алгоритм изучения звука |
| 4)Моделирование. | Задание: складывание из счетных палочек буквы Д Строим букву «Д» как дом, Шесть разных палочек берем. Пол, потолок и две стены, И две подпорки ей нужны. - Продемонстрируйте работу, покажите, что у вас получилось. | | | | |
| 5)Просмотр видеофрагмента | А сейчас посмотрим видеофрагмент о букве д- Задание: Какие слова встретятся со звуками д, д;, которые обозначены буквой Д ? (Дима, добрый ,.дом, беде, дракон) Проверка | | | | |
6. | Первичное закрепление 1)чтение слогов; | - А ещё какие цели ставили ? .Потренируемся читать слоги и слова с буквой Д.(чтение по одному, хором, по рядам – текст на слайде) | | | | |
| 2)чтение слов | Прочитаем слова и проанализируем( Читаем слова с мягким звуком, твердым) | | | | |
| 3) работа в парах;
| -А сейчас мы проведём ещё одно небольшое исследование и узнаем - От чего зависит мягкость и твердость звуков д, д’. Кто хочет потренироваться и научиться лучше распознавать звуки д, д’? .Продолжим работу в парах. Задание: - Прочитайте слова на карточках у вас на столе. Проанализируйте внимательно слова ,обозначьте в каких словах звук д– твердый, в каких – мягкий Слова, в которых, звук д – твёрдый обведите синим цветом, а слова, в которых звук д’ – мягкий – зеленым цветом Проверка. Чтение слов.Проверка. - Подумайте, от чего зависит мягкость и твердость согласных звуков д, д’? (от того какая буква стоит после них: появляется схема - е, и - а, о, у , ы Итак, проведя исследование, к какому выводу вы пришли?
| Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного) Включаться в парную работу, связанную с общением. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания Анализировать влияние гласного звука на согласный | Познавательные УУД: поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: определение способов взаимодействия, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные УУД: планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения но основе оценки и учета характера сделанных ошибок | Самоконтроль и самопроверка по презентац | |
| Физминутка для глаз | Спал цветок (закроем глазки) И вдруг проснулся .(моргают глазками) Больше спать не захотел, (ручки вверх, глазки вверх) Встрепенулся, потянулся (потягиваются) Взвился вверх и улетел (дети имитируют полет ручками, голова вправо, влево) |
| | | |
7. | Работа с текстом. 1)рассматривание иллюстрации 2)составление рассказов 3)словарная работа (ключевые слова на доске) 4)чтение, анализ текста 5)озаглавливание | А теперь откроем Азбуку и найдем нашу букву Д. Работа с Азбукой с 12 Чтение слов, записанных под иллюстрацией. По иллюстрации и ключевым словам давайте попробуем определить О чём будет текст? (выслушиваются варианты ответов - предположения) Давайте проверим предположение, прочитав текст. Чьи предположения подтвердились? Повторное чтение текста с анализом. Где были дети? Что они увидели в лесу? Поставьте вопросы к предложениям .этого текста. Выборочное чтение. Озаглавливание текста. Есть ли у этого текста заголовок ? ( нет, вместо него – пустая рамочка) Вам предлагается самим выбрать заглавие. Какие заглавия предлагаются в задании? ( «Дети», « Росток», «Дубок») Заглавие обычно отражает то главное, о чём говорится в тексте. Как можно озаглавить этот текст? (« Росток», «Дубок»). Почему? ( Что главное в содержании этого текста: то, что дети были в лесу или то, что в лесу рос дубок?) Творческое продолжение. Приходилось вам видеть дуб? Какое это дерево? (Большое, с раскидистыми ветками). Для того, чтобы маленькому ростку дуба превратиться в могучее дерево нужно много места и много солнца. Легко ли вырасти дубу в чаще леса? Подумайте, как решили дети помочь маленькому ростку? Как бы вы поступили? ( Дети решили выкопать маленький росток и посадить его недалеко от своего дома на солнечной полянке) | Ориентироваться в учебнике. Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Описывать свои наблюдения и переживания Отвечать на вопросы. Читать выразительно текст: использовать интонацию Описывать свои наблюдения и переживания | . УУД: нравственно-этическое Личностные оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор) Познавательные :УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения | Самооценка ученика по принятым формам | |
8 | Итог урока. | Наш урок подходит к завершению. Какая тема урока была? Какие цели ставили? Чему научились? Достигли мы поставленных целей? Что помогло нам достичь поставленных целей? | | | | |
9. | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Е сли вам всё удалось и вы довольны собой, задания были лёгкими - покажите зелёный квадратик , если у вас не всё получалось, но вы старались - покажите синий квадратик, если было очень трудно и вам нужна помощь – красный квадратик. Я тоже хочу оценить вашу работу на уроке. А наше солнышко улыбается нам, ей так понравились ребята. | Давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке | Метапредметные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке | Самооценка ученика по принятым формам | |