Ответы детей по рядам. Поработаем над 1частью сказки. - Найдите и зачитайте зачин сказки. - Как жилось Хаврошечке в чужой семье? Расскажите. - Кто помогал девочке- сироте? - Расскажите как Крошечка разговаривала с коровушкой?( ласково, все сокровенное, тайное доверяла коровушке) -Как в литературе называется разговор нескольких лиц? - Кто участвует в диалоге? - Сейчас это отрывок мы прочитаем по ролям. - Как читать слова Хаврошечки?( жалостно, грустно, со слезами на глазах) - Обратие внимание на знаки препинания. Чтение по ролям ( стр 142) - Как вы думаете, почему коровушка помогла девочке?( маленькая, крошечная, росла без родителей, была сирота, коровушке было жалко девочку, она много трудилась) Озаглавливание 1 части. -Как можно озаглавить 1 часть? ( « Волшебная коровушка», « Жизнь Крошечки- Хаврошечки») Работа над 2 частью. - Сколько дочерей было у хозяйки? - Как их звали? - Почему? - Как вы представляете дочерей хозяйки? Расскажите. - Зачитайте, как говорит о них автор.( с143-144) - К каким людям можно отнести хозяйку и ее дочерей? - Как вы думаете , а хозяйка любила своих дочек? - Зачитайте, как хозяйка называла своих дочерей. ( в сказке наблюдаются словесные повторы) - Можно ли осуждать хозяйку за то, что она своих дочерей любила, а сироту нет? - А кто же все –таки увидел, что коровушка помогает сироте? - Как это случилось? Озаглавьте 2 часть.( « Слежка за Хаврошечкой», « Матушкино приказанье». Работа над 3 частью - После того, как Триглазка вернулась домой и рассказала матери об увиденном, что стала настоятельно требовать старуха от старика. ? - Действия Хаврошечки( предупредила коровушку о беде) - Какой наказ дала коровушка девочке?Зачитайте( стрюю145) ( Так и сделала Хаврошечка: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала) -А сейчас обратимся к рабочей тетради. Работа в тетради ( стр 83 №3) - Прочитайте описание яблоньки. - В каких словах слышится восхищение? - Какое чудо всех удивило? Подчеркните ответ ( Яблоки наливные, Листья золотые, Веточки серебряные) - А теперь проведем несложный эксперимент. Поменяем местами эти слова, так как мы говорим в обыденной речи. - Зачитайте, что получилось? - Что поменялось в звучании сказки? - Что исчезло из нее при подобных заменах? ( напевность, музыкальность, необычность). Этим и отличаются сказки от других произведений. Такая перестановка слов в литературе называется инверсией. - Почему же яблонька не дала сорвать сестрам яблок?( ленивые, не любили работать, обижали сироту) - Поработаем с текстом в учебнике. Найдите и зачитайте место, где говорится о том, как яблонька не давала сестрам сорвать яблоки.( стр 146) Представьте, что вы яблонька, ваши руки - это ветки. Три сестры хотят нарвать яблок, а яблонька поднимает высоко над головами ветки) - Почему веточки яблони приклонились к Хаврошечке?( это была любимая коровушка) - За что отблагодарила коровушка бедную сироту?( за то, что Хаврошечка сохранила человеческое достоинство, не озлобилась, не мстила хозяйке и ее дочерям, а радовалась всему : солнцу, коровушке, молодому кудреватому человеку) Озаглавливние 3 части.( « Счастливая Хврошечка») - Прочитайте концовку сказки. - Какая это сказка: волшебная, бытовая,о животных ?( бытовая с элементами волшебства) - Какие же волшебства произошли в сказке?( Хаврошечка коровушке в одно ушкол влезет,из другого вылезает,все готово: и наткано,и побелено, и втрубы накатано, Триглазка- девочка, коровушка превратилась в яблоню) |