СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Класс: 3 класс

Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере жизни и творчества А.С. Пушкина.

 

Задачи урока, с учётом формирования универсальных учебных действий (УУД).

 

Личностные УУД

  • Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.
  • Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.

 

Регулятивные УУД

  • Постановка и сохранение учебной задачи.
  • Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.
  • Воспитание критического мышления.

 

Познавательные УУД

  • Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.
  • Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

 

 

Коммуникативные УУД

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению»



Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Класс: 3 класс

Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере жизни и творчества А.С. Пушкина.


Задачи урока, с учётом формирования универсальных учебных действий (УУД).


Личностные УУД

  • Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.

  • Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.


Регулятивные УУД

  • Постановка и сохранение учебной задачи.

  • Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.

  • Воспитание критического мышления.


Познавательные УУД

  • Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.

  • Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.



Коммуникативные УУД

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.

  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Оборудование:

  1. презентация « Пушкин и его сказки »;

  2. экран, проектор, компьютер;

  3. выставка книг Пушкина (у доски);

  4. «Сказка о царе Салтане…»




Ход урока


Примечания


  1. Организация класса.


  1. Актуализация знаний. Обозначение темы урока .


Учитель:

  • Сегодня наш урок будет посвящён творчеству одного очень необычного человека. Кто этот человек, вы догадаетесь, если разгадаете загадки и найдёте в загадках нужные буквы.

Учитель: - Как звали друга Пятачка?

Дети: – Винни-Пух.

Учитель: - Запомните вторую часть имени.


Учитель: - человек слышит …

Дети: - Ухом.


Учитель: - Назовите 1 букву в слове.

Дети:«У».


Учитель: - Отгадай загадку:

Не яблоко, а растет

На ветке без листьев,

А плодов много

Дети: – Шишка.

Учитель: - Назовите 3 букву в слове.

Дети: - «ш».


Учитель: - Еще одна загадка:

Порой за себя ему бывает неловко,

Торчит у него вместо носа морковка.

Дети: - Снеговик.

Учитель: - Назовите последнюю букву в слове.

Дети: - «К».


Учитель: - Чем шьют портные?

Дети: - Иголкой.

Учитель: - Назовите 1 букву в слове.

Дети: - «и».


Учитель: - Он в Африке живет,

И с собою рог несет
Он большой, кряжистый, толстый

Кто мне зверя назовет?

Дети: - Носорог.

Учитель: - Назовите 1 букву в слове.

Дети: - «Н».


Учитель: - Прочтите слово, которое получилось.

Дети: - Пушкин.


Учитель: - Да, сегодня мы будем читать книги замечательного поэта сказочника Александра Сергеевича Пушкина






  1. Выставка книг.


Учитель: - На какие группы можно разделить

книги на выставке?

Дети: - Книги- сборники и книга – одно

произведение.


  1. Рассказ об авторе.

Учитель:

Великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик.

Родился 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению.

В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева».

Еще до окончания лицея, в 1817 г., начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г.

В 1828 г самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии».

В 1830 г эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». В Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин».

В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».

Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету о взаимоотношениях его жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке. Поэт был смертельно ранен.

Учитель:

  • Кем же был Пушкин, кроме того, что был поэтом? (историком, сказочником).


  1. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

  1. Рассматривание иллюстраций.

  • Кто автор этой сказки?

  • Как вы думаете, почему такое длинное название сказки?

  • О ком эта сказка? Можно ли ответить на этот вопрос не читая сказку?

  • Кто еще является героями сказки?


  1. Чтение сказки учителем.



  1. Беседа о прочитанном.

Учитель: - Понравилось ли вам произведение?

- Что вам понравилось?

Дети: - Как Гвидон городом управлял и в комара превращался

Учитель: - Что вам не понравилось?

Дети: - Царь Салтан поверил клевете.

- Ткачиха, повариха и Бабариха оговорили царевича.


Учитель: - Докажите, что это сказка?

Дети: - Животные разговаривают, ведут себя как люди.

Учитель: - Какая это сказка?

Дети: - Волшебная сказка.


  1. Составление модели (кластера)

Учитель: - Кто главный герой в сказке?

Дети: - Гвидон.

Учитель: - С чего начинается сказка?

Дети: - «Три девицы под окном пряли поздно вечерком.…

Учитель: - Почему использовали

двустороннюю стрелку?

Дети: - Девицы разговаривают друг с другом

Учитель: - Как это явление называется в

литературе, в русском языке?

Дети: - Диалог.

Учитель: - Что было дальше?

Дети: - Родился Гвидон

Учитель:

  • Поверил ли Салтан наговору?

Дети: - да.

Учитель: - Что потом случилось с Гвидоном?

Дети: - Их бросили в море.

Учитель: - Как Гвидон стал царем?

Дети: - спас Царевну-Лебедь.

Учитель: - С кем произошла встреча дальше?

Дети: - С купцами.

Учитель: - Куда отплыли купцы?

Дети: - К царю Салтану.

Учитель: - Что потом Гвидон делал?

Дети: - Оборачивался насекомыми и подслушивал Салтана.

Учитель: - Чем окончилась сказка?

Дети: - "Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
День прошел — царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.

Учитель:

- А что бы вы сказали ткачихе, поварихе и Бабарихе, если бы оказались на месте Салтана?

Дети: - Нехорошо врать, клеветать.

Учитель:

- Да. Это и есть главная мысль сказки.




  1. Чтение сказки хорошо читающими детьми и учителем.


  1. Проверка рассматривания и чтения книги.

Учитель: - Какую сказку читали? Кто автор?

Дети: - А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

  1. Работа с иллюстрациями.

Учитель: - Давайте перелистаем еще раз сказку

вместе. Вспомним, кто помогал

Гвидону?

Дети: - Царевна-Лебедь, богатыри, белка,

Учитель: - Благодаря своим друзьям, их

помощи Гвидон смог вернуться

в семью. Только дружба и взаимовыручка способны творить чудеса!



  1. Составим синквейн.

  1. Пушкин

  2. Весёлый, добрый.

  3. Думает, сочиняет, творит.

  4. Его книги любят все.

  5. Сказки.


  1. Итог, дом.задание.

  • Мы познакомились со сказкой А.С. Пушкина.

  • Выучить отрывок сказки.




















































Слайд 3








Проектор выключить.










2-3 ученика работают у доски.



Слайд 2











































Слайд 3

















































План рассматривания сказки можно предложить детям на карточках.








Слайд 4-7



















Слайд 8-10











Дети работают в парах.





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!