Организация класса. Актуализация знаний. Обозначение темы урока . Учитель: Учитель: - Как звали друга Пятачка? Дети: – Винни-Пух. Учитель: - Запомните вторую часть имени. Учитель: - человек слышит … Дети: - Ухом. Учитель: - Назовите 1 букву в слове. Дети: – «У». Учитель: - Отгадай загадку: Не яблоко, а растет На ветке без листьев, А плодов много Дети: – Шишка. Учитель: - Назовите 3 букву в слове. Дети: - «ш». Учитель: - Еще одна загадка: Порой за себя ему бывает неловко, Торчит у него вместо носа морковка. Дети: - Снеговик. Учитель: - Назовите последнюю букву в слове. Дети: - «К». Учитель: - Чем шьют портные? Дети: - Иголкой. Учитель: - Назовите 1 букву в слове. Дети: - «и». Учитель: - Он в Африке живет, И с собою рог несет Он большой, кряжистый, толстый Кто мне зверя назовет? Дети: - Носорог. Учитель: - Назовите 1 букву в слове. Дети: - «Н». Учитель: - Прочтите слово, которое получилось. Дети: - Пушкин. Учитель: - Да, сегодня мы будем читать книги замечательного поэта сказочника Александра Сергеевича Пушкина Выставка книг. Учитель: - На какие группы можно разделить книги на выставке? Дети: - Книги- сборники и книга – одно произведение. Рассказ об авторе. Учитель: Великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик. Родился 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева». Еще до окончания лицея, в 1817 г., начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г. В 1828 г самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии». В 1830 г эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». В Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин». В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник». Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету о взаимоотношениях его жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке. Поэт был смертельно ранен. Учитель: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Рассматривание иллюстраций. Кто автор этой сказки? Как вы думаете, почему такое длинное название сказки? О ком эта сказка? Можно ли ответить на этот вопрос не читая сказку? Кто еще является героями сказки? Чтение сказки учителем. Беседа о прочитанном. Учитель: - Понравилось ли вам произведение? - Что вам понравилось? Дети: - Как Гвидон городом управлял и в комара превращался Учитель: - Что вам не понравилось? Дети: - Царь Салтан поверил клевете. - Ткачиха, повариха и Бабариха оговорили царевича. Учитель: - Докажите, что это сказка? Дети: - Животные разговаривают, ведут себя как люди. Учитель: - Какая это сказка? Дети: - Волшебная сказка. Составление модели (кластера) Учитель: - Кто главный герой в сказке? Дети: - Гвидон. Учитель: - С чего начинается сказка? Дети: - «Три девицы под окном пряли поздно вечерком.… Учитель: - Почему использовали двустороннюю стрелку? Дети: - Девицы разговаривают друг с другом Учитель: - Как это явление называется в литературе, в русском языке? Дети: - Диалог. Учитель: - Что было дальше? Дети: - Родился Гвидон Учитель: Дети: - да. Учитель: - Что потом случилось с Гвидоном? Дети: - Их бросили в море. Учитель: - Как Гвидон стал царем? Дети: - спас Царевну-Лебедь. Учитель: - С кем произошла встреча дальше? Дети: - С купцами. Учитель: - Куда отплыли купцы? Дети: - К царю Салтану. Учитель: - Что потом Гвидон делал? Дети: - Оборачивался насекомыми и подслушивал Салтана. Учитель: - Чем окончилась сказка? Дети: - "Царь для радости такой Отпустил всех трех домой. День прошел — царя Салтана Уложили спать вполпьяна. Учитель: - А что бы вы сказали ткачихе, поварихе и Бабарихе, если бы оказались на месте Салтана? Дети: - Нехорошо врать, клеветать. Учитель: - Да. Это и есть главная мысль сказки. Чтение сказки хорошо читающими детьми и учителем. Проверка рассматривания и чтения книги. Учитель: - Какую сказку читали? Кто автор? Дети: - А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Работа с иллюстрациями. Учитель: - Давайте перелистаем еще раз сказку вместе. Вспомним, кто помогал Гвидону? Дети: - Царевна-Лебедь, богатыри, белка, Учитель: - Благодаря своим друзьям, их помощи Гвидон смог вернуться в семью. Только дружба и взаимовыручка способны творить чудеса! Составим синквейн. Пушкин Весёлый, добрый. Думает, сочиняет, творит. Его книги любят все. Сказки. Итог, дом.задание. |