Этап (элемент) урока | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий контроль |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организационный момент | Фронтальная беседа | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность | Наблюдение учителя |
II. Повторение изученного о порядковых отношениях | Творческое задание. Практическая работа | На доске узор: – Рассмотрите узор. – Какую закономерность заметили? – Перенесите узор в свои тетради и продолжите его, соблюдая подмеченную вами закономерность. Рассказывает, как раскрасить узор. – Кружки между квадратами закрасьте зелёным цветом. | Анализируют узор, выделяют закономерность в узоре. Переносят узор в тетрадь, соблюдая закономерность. Взаимопроверка. Самостоятельно раскрашивают узор по заданию учителя. | Осуществляют анализ объектов. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Используют наглядный материал для решения учебной задачи | Работа в тетради по заданию учителя |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | – Первый квадратик и первый кружок закрасьте синим цветом. – Квадратик и кружок, которые расположены за ними, – красным. – Следующие за ними фигуры – жёлтым цветом | Самопроверка | | |
| | Проводит физкультминутку. Руки ставим все вразлет: появился самолет. Мах крылом туда-сюда, делай «раз» и делай «два». Раз и два, раз и два! Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите. Раз и два, раз и два! Опустили руки вниз, и на место все садись! | Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения | Осуществляют профилактику утомления | Наблюдение учителя |
III. Изучение нового материала. 1. Составление рассказа по сюжетной картинке | Эвристическая беседа. Работа по учебнику (с. 12) | – Рассмотрите в учебнике рисунок 1 и задайте по нему друг другу вопросы. (Необходимо нацелить учеников на то, чтобы вопросы были на сравнение количества предметов и начинались со слов: «На сколько…» или «Хватит ли…».) – Ответьте, не считая, кого на рисунке больше: мальчиков или девочек. – Обоснуйте своё мнение. – На сколько девочек больше? | Задают друг другу вопросы на сравнение количества предметов, которые начинаются со слов: «На сколько…» или «Хватит ли…». Рассматривают рисунки в учебнике и отвечают на вопросы учителя | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Используют наглядный материал для решения учебной задачи | Работа с иллюстрациями в учебнике |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | – Как вы думаете, откуда идут дети? – Какие листья у них в руках? – Сравните листья клёна и дуба. – Каких листьев больше? – Каких листьев меньше? – На сколько больше (меньше)? | | | |
| Работа по заданиям 2, 3 учебника (с. 12) | – Каких кубиков больше: маленьких или больших? На сколько? Докажите. – Каких кубиков меньше: жёлтых или красных? – Почему так считаете? – Каких кубиков столько же, сколько синих? – Рассмотрите рисунок с треугольниками. – Как можно сделать так, чтобы красных и синих треугольников стало поровну? – Чтобы красных треугольников стало больше, чем синих? – Чтобы синих стало меньше, чем красных? | Сравнивают количество кубиков (задание 2). Важно, чтобы учащиеся заметили разные признаки, по которым различаются кубики: размер, цвет. Уравнивают количество красных и синих треугольников (разными способами) | | |
2. Сравнение групп пред- метов | Фронталь- ная беседа на сравнение групп предметов | Учитель проводит работу по сюжетному рисунку в учебнике (с. 12) | Составляют рассказ, задают вопросы друг другу. – Хватит ли шариков всем гномам? – Как вы это узнали? – Достаточно ли шариков для того, чтобы каждый | Осуществляют анализ объектов. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте | Работа по сюжетному рисунку |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | гном получил по два шара? – На сколько шариков больше, чем гномов? | | |
– Рассмотрите узоры на полях учебника (с. 13). – Из каких фигур составлены эти узоры? – Как расположены фигуры по отношению друг к другу? – Выполните эти узоры в тетради | Рассматривают узоры, отвечают на вопросы, выполняют узоры (с. 7 тетради) | Осуществляют анализ объектов, описывают расположенные объектов с использованием слов: справа, слева, за |
Проводит физкультминутку. Мы ногами тот-тот, мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик. Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Сели – встали, сели – встали, Ванькой-встанькой словно стали | Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения | Выполняют упражнения для профилактики утомления | Наблюдение учителя |
3. Работа в печатной тетради | Практическая работа (задание 1, с. 7 тетради № 1) | – Что изображено на рисунке? – Первую группу шариков закрасьте красным цветом. – Вторую группу шариков закрасьте синим цветом. | – Воздушные шарики. Закрашивают шарики по заданию учителя. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу | Работа в печатной тетради |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | – Что можно сказать о количестве шариков справа и слева? – Докажите. – На сколько красных шариков меньше, чем синих? – Как можно сделать число шариков равным? – Дорисуйте красный шарик | – Красных шариков меньше, чем синих. Соединяют стрелкой пары шариков: красный – синий, красный – синий и т. д. – На один шарик. – Дорисовать один красный шарик. Рисуют красный шарик | | |
IV. Работа над развитием внимания, смекалки | Эвристическая беседа. Работа по учебнику (с. 13) | Читает текст на с. 13. – Кто вышёл на прогулку первым? – Кто пришёл позже всех? – Как рассуждали? – Сравните картинки. – Сравните фигуры на верхнем рисунке и на нижнем. – Составьте из данных фигур свой узор и выполните его в тетради. Помните, что вы должны соблюдать составленную вами закономерность | – Петушок. – Собака. Выясняют, чем похожи картинки и чем они отличаются. – На обоих рисунках одинаковые фигуры, но они расположены в разной последовательности. Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка | Осуществляют анализ объектов. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи | Работа с сюжетными картинками |