Тема; «Доли и дроби».
Цель урока: дать общее представление о долях, научить учащихся называть, записывать и сравнивать доли
Задачи урока:
- обучающие – ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель»;
- развивающие – развивать логическое мышление, математическую речь, навыки устного счета, внимание, память, мышление;
- воспитывающие – воспитывать коллективизм, аккуратность.
Планируемые результаты;
Предметные:
Знать, что такое «доли», что такое числитель дроби, знаменатель дроби;
уметь называть, записывать и сравнивать доли
Метапредметные:
Выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификация по самостоятельно найденным основанием;
Находить способ решения учебной задачи
Личностные:
Находить общие цели и пути их достижения, распределять роли в совместной деятельности;
уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, раздаточный материал .
Ход урока
I. Организационный момент
Мы урок начнем с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Я, рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка - залог успеха в любой работе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
- Откройте тетради и запишите дату и классная работа.
II. Актуализация знаний.
Для того, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока мы должны выполнить несколько заданий. Итак начнём с разминки.
-Вычислив значения выражений и расположив их в порядке возрастания, вы узнаете тему урока, которая поможет нам разрешить данную проблему: (Слайд 2)
О 6300 : 100 : 7 x 9 = 81
Л 120 : 40 х 7 х 10 = 210
И 720 : 90 x 10 x 8 = 640
Д 9 x 30 : 100 x 1000= 27000
Д 16 x 100 : 10:40 = 4
Р 450:50 х100 х4 = 3600
О 160:8х10 х2 =400
Б 17х3х1000 = 51000
И 9х7х1000 = 63000
- Какие слова у вас получились? Что они обозначают?
II Сообщение темы урока (Слайд 3)
Тема сегодняшнего урока-«Доли и дроби»
III. Знакомство с темой урока.
– Людям часто приходится делить целое на доли. А помните известный мультик «Апельсин» Посмотрим, как животные делили апельсин. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы. (Слайд 4)
- Как в песенке, животные называют равные части? (Дольки).
– Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? (Пять долек).
– Сколько долек поучил каждый? (Одну дольку апельсина).
- Как вы думаете, апельсин был разделён на равные части? (Да).
- Как по – другому, можно назвать эти равные части? (Доли).
IV. Постановка учебных задач.
- Как на языке математики назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных? ( Не знаем)
- Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).
- В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока. (Научиться записывать, называть и сравнивать доли). (Слайд 5)
V. Работа над формированием понятий «Доли» и «Дроби».
- Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин
- Сколько частей досталось каждому животному? ( По одной части).
- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Равные).
- Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.
- Сделайте вывод, что такое доля. (Доля – это одна или несколько равных частей целого.)
(Слайд 6)
(На доске появляется запись: 1 часть из 5). (Слайд 7)
В математике пишут короче: 1/5. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись, запишите.
- Когда мы «делим» натуральные числа, то используем знак (:).
- Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Кто догадался, как называется данная запись? (Дробь).
- Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем.
- Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).
- Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).
VI. Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью. )Первичное закрепление)
1) Практическая работа.
-Возьмите полоску бумаги длиной 6 см и согните её пополам. Сколько равных частей получилось? (Две равных части).
- Верно. Каждая часть – это половина полоски или одна вторая часть полоски.
-А как получили1/2 часть полоски? (Согнули полоску пополам и взяли только одну часть).
-Закрасьте одну такую долю полоски.
2.Работа по учебнику
С.4 №1,2
V II. Закрепление нового материала.
1. Работа в рабочей тетради
С.10 №1,2 (в паре)
V I II. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику
С. 5 № 4 (решение задачи)
Решение
1) 176 : 22 = 8 (т) − крупы погрузили на баржу
2) 8 т − 2 т 5 ц = 7 т 10 ц − 2 т 5 ц = 5 т 5 ц − общая масса муки, крупы и сахара, погруженных на баржу
Ответ: 189 т 5 ц.
2. Решение примеров с.4 №3
VIII. . Итог урока
– Какая тема урока была?
- Какие задачи мы перед собой ставили?
– Что такое доля?
– Как называется число, которое пишем над чертой?
– Что показывает числитель?
– Как называется число, которое под чертой?
– Что показывает знаменатель?
IX
Домашнее задание с.11 №3,4,5(р.т.)