Тема урока: «Великая отечественная война в задачах».
Цели урока:
- Образовательная: закрепить знания и умения решать текстовые задачи;
- Развивающая: создание условий для развития мышления, памяти, интереса к предмету;
- Воспитательная: воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, уважения к старшим.
Оборудование: ПК, экран, проектор.
Ход урока
- Организационный момент
Слайд 1
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы проведем его в канун Победы нашей страны в Великой Отечественной войне.
Тема урока: «ВОВ в задачах».
ВОВ была тяжелая и страшная. На уроке попробуем с помощью цифр проследить за некоторыми событиями и фактами самой жестокой войны в истории человечества.
Слайд 2
Воскресенье. Выпускники советских школ встречают рассвет. 4 часа утра и в это время германская армия без объявления войны обрушивается на советскую землю, на нашу страну. Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь кровопролитной войны.
Решение задач
Слайд 3
Задача. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.
Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет удивительный квадрат. В каждой строке квадрата необходимо выбрать наибольшее число, остальные числа по вертикали и горизонтали зачеркнуть.
Найдем сумму этих наибольших чисел. Получим число дней продолжительности войны.
413
|
218
|
474
|
567
|
569
|
374
|
630
|
979
|
195
|
о
|
256
|
349
|
221
|
26
|
282
|
375
|
Например:
218+569+349+282=1418
474+569+349+26 =1418
4 года войны, 1418 дней беспрерывного народного подвига, 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России. Конечно, о войне можно говорить много, но мы сегодня затронем только малую часть этой боли и горя, а именно…
Враг рвался к МОСКВЕ
Слайд 4
Задача. В таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной Армии под Москвой.
|
Численность войск
|
Численность вооружения
|
орудия и минометы
|
танки
|
самолеты
|
СССР
Германия
|
1100000
1708000
|
7652
13500
|
774
1170
|
1000
615
|
Сопоставьте численность войск и вооружения СССР и Германии под
Москвой.
Под Москвой действовали 3 фронта: Западный, Резервный и Брянский.
Слайд 5
Задача. Численность советских войск составляла 1250000 человек, а потери – 49 % от численности. Каковы потери?
Слайд 6
Задача. Завод в Нижнем Тагиле в январе 1942 г выпустил 75 танков, а в декабре – 765 танков. Во сколько раз выросла производительность труда?
Задача. Советская артиллерийская промышленность за годы войны изготовила 351 495 минометов, что в 4,5 раза больше, чем в Германии и в 1,5 раза больше, чем в США и странах Британской империи. Сколько минометов было выпущено неприятелем?
Для успешной победы нужно знать расположение противника, для этого осуществлялась разведка.
Разведгруппа отправилась в многодневный поход. Им надо взять точно рассчитанное количество продуктов. Если взять больше, то тяжело нести,
если меньше - придется голодать.
Слайд 7.
Задача.Сколько продуктов требуется группе из 4 человек, отправляющейся в 12 дневный поход, если дневная норма продуктов на одного человека-700 г?
Слайд 8.
Задача. Фляжка с водой весят 900 г. Сколько весит пустая фляжка, если фляжка наполненная наполовину весит 550 г.?
В разведгруппу часто включали снайперов
Слайд 9
Задача. Большинство отечественных снайперов обычно брало с собой 120 винтовочных патронов, причём из них около 60% - патроны с лёгкой или тяжёлой пулей, 25% - патроны с бронебойно-зажигательной пулей и 15% – с зажигательной и трассирующей пулями. Какое количество патронов с разными видами пуль брали в бой снайперы?
Слайд 10.
Задача. Максимальная скорость советского истребителя военного времени “ЯК-3” 720 км/час, немецкого истребителя “Мессершмидт – 109” на 120 км/час меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/час больше скорости другого истребителя “Фокке-Вульф 190-А”. Найдите скорость немецких истребителей и сравните их со скоростью “ЯК-3”.
Самая тяжелая участь выпала на долю г. Ленинграда, который был зажат в кольце врагами.
Слайд 12. “блокада”? Блокада длилась почти 900 дней. Самым трудным периодом была зима 1941-1942 года, когда основные городские запасы уже закончились или были уничтожены немецкими самолетами. В городе оставалось много детей, стариков, раненных и больных людей. Увезти их из города не было возможным, так как город был окружен фашистами. Только зимой 1942 года лед стал на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная “дорогой жизни”. Но Ленинград не сдавался. Люди от мала до велика работали на заводах и фабриках, помогая фронту. Декабрь 1941 года. Выдавался хлебный паек: 500 грамм рабочим, 400 грамм служащим, 300 грамм иждивенцам и детям. Давали также немного мяса, крупы, сухих овощей. Но запасы продуктов ограничивались, и паек все уменьшался и уменьшался
Слайд 13.
Одна “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города
Ребята, решив следующую задачу, вы узнаете, сколько граммов хлеба получали жители Ленинграда в ноябре 1941 года..
Слайд 14
Слайд 15
Задача. 125-граммовый кусок хлеба:
Пищевая целлюлоза – 10%
Хлопковый жмых – 10%
Обойная пыль – 10%
Вытряски из мешков – 2%
Кукурузная мука – 3%
Ржаная мука – 73%.
Вычислите, сколько граммов составляет каждый компонент хлеба?
Страна продолжала наращивать свою мощь.
Слайд 17.
Задача. В конце августа 1941 года на вооружение Красной Армии было принято противотанковое ружье. Всего в 1941 году было изготовлено 17765 ружей. К началу 1944 года в войсках их стало в 17 раз больше. Сколько противотанковых ружей было в 1944 году?
Росла мощь Советской Армии, она уверенно продвигалась к Берлину.
Слайд 18
Задача. В Берлинской операции участвовало 2,5 млн. человек. 40% солдат и офицеров, были награждены медалью «За взятие Берлина». Сколько воинов получили эту медаль?
Решив устно примеры мы увидим факты ВОВ.
Слайды 19-22
624 : 6 = Удостоены дважды звания Героя советского союза
224 : 8 = героев панфиловцев
28000 * 3 = разрушено школ
117 : 9 = городов героев
ПЕРЕЧИСЛИТЬ ГОРОДА_ГЕРОИ Слайд 23
ПОБЕДА. «Радость со слезами на глазах». Слайды 24-25
Слайд 26
ПОТЕРИ
Ò Разрушено 1700 городов
Ò 700000 сел и деревень
Ò 84000 школ
Ò Лишились жилья 25 млн. человек
Ò Угнано на каторгу 5 млн. человек
ПОМНИТЕ. Слайд 27
ВОЙНА-4 года
1418 дней и ночей
Более 20 млн. погибших
22 человека на каждые 2 метра нашей земли,
это 13 человек в каждую минуту
Сайд 28
Если за каждого погибшего в ВОВ объявить минуту молчания мир молчал бы
50 лет
Вечная память героям Великой Отечественной войны