МКОУ «Болотская СОШ»
Конспект урока по окружающему миру
на тему:
«Когда появилась одежда?»
Подготовила Васищева И. И.
Предмет: окружающий мир, урок-изучение нового материала
Тема: Когда появилась одежда?
Класс: 1 класс:
Прогнозируемые результаты
- познакомить первоклассников с историей одежды, видами одежды;
- научить подбирать для некоторых случаев подходящую одежду;
- развивать мышление, память, умение слушать;
- воспитывать у детей ответственное отношение к своему внешнему виду;
- воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ;
- формирование УУД.
1.Личностные УУД
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
• осознание ответственности ученика за общее благополучие класса
2.Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
• принимать и сохранять заданную учебную цель;
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
• адекватно понимать оценку взрослого;
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
3.Познавательные УУД
Школьник учится:
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
• обобщать полученные знания;
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4.Коммуникативные УУД
Школьник учиться:
• слушать собеседника;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Оборудование и учебные материалы:
- учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова;
- рабочая тетрадь на печатной основе, тесты;
- интерактивная доска;
- презентация Microsoft PowerPoint «Когда появилась одежда?»;
- мультимедийное приложение к учебнику;
- клей, ножницы, цветные карандаши, краски.
-хрестоматия (автор А.А. Плешаков)
Ход урока.
1.Организационный момент
Обращение учителя: «Ребята! Давайте, как гостеприимные хозяева поприветствуем гостей, которые к нам сегодня пришли. Повернитесь к ним, поздоровайтесь. Улыбнитесь и аплодисментами пожелайте друг другу хорошего настроения.
Давайте вспомним наш девиз, под которым мы будем работать».
Мы умные, мы дружные
Мы - внимательные, мы- старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
II. Актуализация знаний
- Как называется раздел, который мы изучаем? (Вывешиваются вопросы Где? Когда?)
- А о чем мы уже узнали, вы мне сейчас расскажите отвечая на вопросы по изученным темам.
- Где живут белые медведи? (Северный Ледовитый океан)
- Охотятся ли белые медведи на пингвинов? (Нет. Живут в Антарктиде)
- Какие жаркие районы есть на Земле? (Саванны. Тропические леса)
- Когда придет суббота? –Какой сегодня день недели?
- Когда наступит лето? – Какое время года за окном?
- Куда улетают перелетные птицы?
- Когда жили динозавры?
III. Мотивация и целеполагание.
- Сегодня на уроке мы продолжим отвечать на вопрос «когда».
- Нам предстоит выяснить какое же главное слово будет на нашем уроке.
-А вот о чем сегодня будем говорить, вы сейчас догадаетесь…
Выставка.
1. Посмотрите, очень красивые куклы, не правда ли? А почему они такие красивые, что их делает красивыми? (одежда делает их очень красивыми)
- Как выдумаете, о чем же пойдет речь у нас сегодня на уроке? (об одежде). (На доску прикрепляю табличку «Одежда»)
- Попробуйте сформулировать тему урока по этим словам.
- Вспомните, пожалуйста, как называется раздел нашего учебника, который мы сейчас с вами изучаем? (Ответы: Где? когда?)
( Когда появилась одежда?)
2. Муравей Вопросик принес нам вопросы, на которые мы ответим на уроке.
Когда появилась одежда?
Зачем нужна одежда?
Какая бывает одежда?
(Все вопросы детей записываются на доске и рядом ставим красный сигнал, т.е. надо найти ответ на вопрос).
После ответов детей зачитывается текст в рубрике „Что узнаем, чему научимся”
- Итак, мы сегодня узнаем: Когда появилась одежда?
Какая бывает одежда?
Научимся подбирать одежду.
3. - Что нам поможет найти ответы на вопросы?
(Учебник, тетрадь, энциклопедия, компьютер)
IV. Открытие нового знания.
1.- А как вы думаете, когда же появилась первая одежда? (Давным- давно)
- Действительно, в очень далеком прошлом.
- Посмотрите, кто это? (это первобытный человек).Слайд 1
- Посмотрите, похожа ли одежда первобытного человека на нашу?
-Из чего сделана одежда первобытного человека?
- Действительно, первобытный человек делал одежду из того, что он мог добыть на охоте, из шкур убитых животных.
- А зачем первобытным людям нужна была одежда? Для чего?
(чтобы защититься от ветра, холода, дождя, от жары).
На доску прикрепляю табличку «Защита».
- Верно. Сначала люди просто связывали и обматывали себя шкурами. Но постепенно они научились их обрабатывать, выделывать, шкуры стали более тонкими и удобными.
- Кроме шкур, материалом для одежды служила кора деревьев: ее вымачивали и отбивали до размягчения, пропитывали маслом и раскрашивали. Охотники и рыболовы использовали для изготовления рыбью кожу, птичьи шкурки.
Слайд 2
2. -Шло время… Прошло много лет, прежде чем люди научились делать ткани изо льна и хлопка, научились скручивать шерсть животных в длинные нити и делать шерстяные ткани.
Сколько на свете стало разных вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие...
-Итак, люди научились делать ткань, и стали одеваться в эти ткани.
- Посмотрите, Слайд 3.
– Такую одежду носили в Древней Греции. Ее делали из большого прямоугольного куска ткани, который оборачивали вокруг тела, а на одном или двух плечах закрепляли брошью. У простых людей одежда была короткая, чтобы не мешала работать, а у богатых – длинная.
-Позже люди изобрели иголку, догадались вдеть в нее нитку и с этого момента одежда начала быстро изменяться.
3. Слайд 4.
- Посмотрите на этих людей. Посмотрите, какая разная одежда на них. Вспомните древнего человека. Вспомните, для чего ему нужна была одежда, Как вы думаете, этим людям одежда нужна только для защиты от холода, ветра, жары, дождя.
Посмотрите, какие юбки у женщин, какая одежда у мужчин. Как вы думаете, в таких юбках удобно было ходить. Для чего одевали такую одежду? (для красоты)
(Прикрепляю табличку «Красота»).
Слайд 1
– Девочки и женщины стали наряжаться в пышные платья с очень широкими юбками. Одежду украшали бантами, цветами, кружевом, лентами, бусинами. Костюмы отличались большой выдумкой. Вместо головного убора у женщины могла быть прическа, украшенная цветами, драгоценностями, различными фигурами.
Мужчины носили кафтаны с большими отворотами на рукавах, короткие штаны, чулки и башмаки на высоких каблуках. На голове у них были огромные завитые парики. Прически у мужчин и женщин были посыпаны белой пудрой.
Слайд 5.
4. - Особую одежду для защиты в бою делали из металла.
Её носили рыцари. Такая одежда называлась доспехи.
Работа по иллюстрации учебника с.20
-Посмотрите на рисунок в учебнике, во что оделся Муравьишка? (В доспехи рыцаря)
-Зачем была нужна такая одежда?
-Кто из людей на рисунке также в одежде для защиты в бою? (Богатырь)
-Из чего делали такую одежду? (Из металла)
-Сделаем вывод: одежду в прошлом делали не только из ткани, но и из металла.
Выставка
– Как вы думаете, одежда людей из разных стран будет отличаться? Почему?
-Сейчас – почти нет. А вот раньше по одежде можно было узнать из какой страны человек.
– У каждого народа свои костюмы. По костюму можно определить, откуда, из какой страны человек. Такая одежда называется национальная.
- Рассказ учителя.
-Рассмотрите русский национальный костюм.
-Что носили женщины на Руси?
Женщины Древней Руси носили простую одежду, удобную для работы: длинную рубаху, поверх которой надевали юбку или сарафан. Сверху надевался передник, душегрейка. Украшали одежду вышивкой, лентами. На голове носили ленты или кокошники.
Зимой женщины носили шубы и платки.
Слайд 7. -Какую одежду носили мужчины на Руси?
Мужчины носили штаны и рубаху. Карманов в рубахе не было. Рубахи имели закрытый ворот и длинные рукава. Длина рубахи была ниже колена. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали поясом. Рубаху украшали вышивкой. Называлась такая рубаха- косоворотка. Были рубахи повседневные и праздничные.
Зимой мужчины носили шапки и тулупы.
-Как называется такая одежда, о которой мы только говорили? (Национальная)
Прикрепляю табличку (Национальная)
Слайд 8.
– Обувь была различная: носили сапоги, но в основном лапти., которые плели из липовой коры – лыка. Лапти носили бедные люди.
V. Физкультминутка
- Лапти – старинная обувь, а сейчас носят другую.
Вот такие тапочки и кроссовки помогут нам сейчас отдохнуть.
VI. Открытие нового знания.
-А какую одежду носит современный человек? Назовите предметы современной одежды.
- Много ли у вас одежды? Она одинаковая? Зачем современному человеку столько разной одежды? ( На это есть много причин)
От чего это зависит выбор одежды?
( от вида деятельности, рода занятий), (чтобы было удобно, комфортно)
- Прикрепляю табличку «удобство», обеспечение комфорта.
Вывод: у каждой одежды есть свое назначение, одежду можно распределить по группам, по видам.
- Какие виды одежды по назначению бывают?
5. Работа по иллюстрации учебника с.21
- Рассмотрите рисунок на с.21 и прочитайте, на какие группы можно разделить современную одежду?
Прикрепляю табличку (деловая, рабочая, спортивная, домашняя)
-Повторим все вместе. (Слова проговорить хором)
-Что относится к «деловой одежде»? Перечислите…
- Куда в такой одежде ходят взрослые? дети?
-В какой одежде вы занимаетесь на уроке физкультуры?
-Правильно поступит мальчик, если придёт заниматься
на спортивную площадку в школьной форме? Что неправильно?
-Какая спортивная одежда есть у вас?
- Где можно увидеть новинки современной модной одежды?
(Журнал модной одежды)
- Мы попробуем сделать свой модный журнал.
VII. Закрепление нового. Проектная деятельность.
Работа в группах.
Вспомним правила работы в группах.
1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.
Деление класса на 3 группы по видам одежды:
1-я группа страничка «Спортивная одежда»
2-я группа страничка «Деловая одежда»
3-я группа страничка «Домашняя одежда»
Учащиеся отбирают из комплекта картинок нужные виды одежды и наклеивают на лист.
Учитель предлагает свою страничку «Рабочая одежда»
Сборка и демонстрация журнала.
- Можно ли по одежде определить, кем работает человек?
Приведите примеры.
Интерактивная игра «Найди пару» (Электронное приложение)
- Как можно назвать одежду полицейского, военного, спортсмена одним словом? (форма)
- А у кому еще нужна форма? (ученикам)
4. Выполнение оценочного цветового теста:
-
Форма ученика должна быть аккуратной? (Да )
-
Пуговицы на форме должны быть расстегнуты? (Нет )
-
Ученику нужна сменная обувь? (Да )
-
Ученики в школы должны приходить в джинсах (Нет )
-
Ученики должны ходить в школу в форме каждый день? (Да )
Проверка
Вывод: учащиеся должны ходить в школу в форме.
Профессии людей, которые делают одежду.
Задание: определить по описанию, о какой профессии идет речь.
- Какие профессии людей, которые создают одежду, вы знаете?
Швея – специалист по пошиву изделий из различных материалов .
Портной – специалист по пошиву изделий из различных материалов. Соединяет в себе и закройщика, и швею. Этот умелец все делает сам – от снятия мерок и составления эскизов до передачи готового изделия заказчику.
ЗАКРОЙЩИК – мастер, занимающийся кройкою материала для шитья одежды.
Модельер - специалист, который отвечает за качество ткани, подобранные цвета и аксессуары.
Модельер занимается разработкой чертежей и изменением модельных линий изделия согласно эскизам дизайнера или заказчика. Модельер подбирает методы пошива, раскроя, дизайна изделий или разрабатывает новые, упрощая процесс и модернизируя этапы изготовления.
ДИЗАЙНЕР
Дизайнер - изобретатель новой одежды.
Дизайнер – творческая профессия среди швейных направлений. Дизайнер воплощает полет фантазии и генерирует интересные идеи.
Профессия крайне популярна, привлекательна и востребована. Но модным показам и вспышкам фотокамер предшествует монотонный труд.
Кутюрье – именно таким модным словом сегодня называют человека этой профессии.
VIII. Итог урока.
- Давайте подведём итог урока.
-Вернёмся к началу урока, на какой главный вопрос хотел найти ответ Муравьишка?
-Когда появилась одежда? Как ответите на этот вопрос?
- Из чего делал одежду первобытный человек?
-Из чего ещё делали одежду в далёком прошлом?
-Зачем нужна одежда?
-Какие виды одежды для разных случаев знаете?
- Давайте сравним ваши ответы с выводами Мудрой Черепахи на с.21 в учебнике.
Читает хорошо читающий ученик.
(Возвращаемся к вопросам, сформулированным в начале урока, вместо красного сигнала ставим зеленый, если ответили)
IX. Рефлексия
- Наш урок подошел к концу и настало время оценить свою работу.
Жёлтый цветок – у меня всё получилось, я доволен своей работой.
Зеленый цветок – испытывал затруднение в работе, кое-что не получилось.
Красный цветок – я не доволен своей работой, работа была неудачной.
Давайте наклеим эти цветы на первую страничку нашего журнала мод.
- Платье получилось очень красивое. Это благодаря вашим знаниям и отличной работе на уроке.
X. Рекомендации для занятий дома.
Вручение подарков.
- Нарисуйте эскиз костюма или платья для учёбы в школе, домашней одежды, костюма для карнавала.
- Узнайте у взрослых, когда так говорят: «Одет с иголочки», «Встречают по одежке, провожают по уму»
- Молодцы, ребята! Мне было очень приятно сегодня с вами взаимодействовать. Спасибо за работу!