Окружающий мир 1 класс Учитель Иванова Нина Алексеевна
Тема «Когда появилась одежда?»
Цели: знакомить с историей происхождения одежды, специальной одеждой,
национальными особенностями одежды наших народов; расширять словарный запас; развивать устойчивость и переключаемость внимания, устную речь, зрительную и слуховую память, эстетический вкус, формировать положительную мотивацию к учению, познавательный интерес, воспитывать культуру внешнего вида.
Планируемые результаты: обучающиеся познакомятся с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением; появится возможность развивать умения внимательно относиться к своей одежде; подбирать одежду подходящую для конкретного случая.
Тип урока: урок получения новых знаний
Оборудование: интерактивная доска,презентация к уроку, учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь. 1 класс 2 часть; учебный фильм к уроку, карточки для работы в группах.
ХОД УРОКА
I.Орг. момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок!
II.Актуализация знаний.
Проверка усвоения предыдущего материала
-Кто такие орнитологи?
-На какие 2 группы делят птиц?
-Назвать перелетных птиц
-Назвать зимующих птиц
-Где зимуют перелётные птицы
-Как учёные об этом узнают?
III.Мотивация и целеполагание
- Сегодня на уроке мы продолжаем отвечать на вопрос « Когда?.»
- Отгадаете загадки и вы поймёте какая тема нашего урока. Работа в парах. Напомнить о правилах
работы в парах.
– Муравьишка предлагает отгадать следующие загадки.
Входишь в одну дверь,
А выходишь из трех.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошел.
(Рубашка)
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка.
(Шуба)
Как только отправляются
Они зимой гулять,
Жильцы в дома вселяются,
И в каждый целых пять.
(Перчатки)
- Как назвать все эти вещи одним словом? ( Одежда. На доске рисунки –отгадки и запись «Когда………одежда?»).
- На доске открыты два слова нашей темы:
«Когда………одежда?»
-Какое слово подходит для нашего вопроса? ( появилась).
-Сегодня будем отвечать на вопрос « Когда появилась одежда?»-это и есть тема нашего урока.
– Зачем нам одежда?
– Какая бывает одежда?
– Когда появилась одежда?
Iv.Освоение нового содержания и его применение
1.Беседа об одежде
– Когда мы с вами впервые встречаемся с одеждой? (ответы)
– Встречаемся с самого рождения и на протяжении всей жизни. Она у всех разная.
– Что такое одежда?
Одежда – это совокупность предметов, которые покрывают тело.
– На сегодняшнем уроке мы совершим виртуальное путешествие в прошлое и познакомимся с историей одежды.
Учитель – Одежда появилась давно. Человеку нужно было защитить тело от палящего солнца, ветра, дождя, снега. Потом одежда стала еще и украшением.
Первую одежду люди находили для себя в окружающей природе. В тех местах, где всегда тепло одежда могла быть сделана из листьев деревьев. Человек обвязывал себя листьями вокруг талии, делал «юбочку» из листьев.
В шкуры животных люди стали одеваться много-много лет назад, когда на Земле наступило похолодание. Первобытные люди сначала просто связывали и обматывали звериные шкуры вокруг тела, позже научились их сшивать.
Такую одежду носили в Древней Греции. Ее делали из большого прямоугольного куска ткани, который оборачивали вокруг тела, а на одном или двух плечах закрепляли брошью. У простых людей одежда была короткая, чтобы не мешала работать, а у богатых – длинная.
2) Работа по учебнику. (Стр.20 )
– Шло время, одежда менялась.
– Много лет назад костюмы мужчин были совсем непохожи на современные. Мужчины носили длинные приталенные пиджаки – сюртуки и высокие шляпы с маленькими полями.
– В прошлом девочки и женщины ходили в пышных платьях с очень широкими юбками. Одежду украшали бантами, цветами, кружевом, лентами, бусинами. Костюмы отличались большой выдумкой. Вместо головного убора у женщины могла быть прическа, украшенная цветами, драгоценностями, различными фигурами.
Мужчины носили кафтаны с большими отворотами на рукавах, короткие штаны, чулки и башмаки на высоких каблуках. На голове у них были огромные завитые парики. Прически у мужчин и женщин были посыпаны белой пудрой.
– Во что оделся Муравушка? (В доспехи рыцаря)
– Кто из людей на рисунке также в одежде для защиты в бою? (Богатырь)
– Из чего делали такую одежду?( из металла).
- Почему?
Физминутка
v. Просмотр учебного фильма про одежду
– Как вы думаете, одежда людей из разных стран будет отличаться? Почему?
– У каждого народа свои костюмы. По костюму можно определить, откуда, из какой страны человек. Такая одежда называется национальная
– Какая национальная одежда у русских? (Ответы)
vI.Продолжение работы по учебнику с.20-21
1) Рассмотривание рисунков с.21, чтение, какая еще бывает одежда, в каких случаях ее используют.
2)Знакомство с ВИДАМИ ОДЕЖДЫ ( по назначению).
-Рабочая( строитель, врач, повар, автосервис)
- Деловая ( костюм, школьный костюм)
- Спортивная ( Хоккеист, волейбол, плавание)
- Домашняя ( семья отдыхает у телевизора)
- Форменная ( летчик, моряк в парадной и полевой форме).
- Специальная ( сталевар, пожарник).
-Маскарад( карнавальный костюм)
- Времена года(шуба, сарафан, ветровка)
- От погоды и времени года зависит наша одежда?
-А как надо обращаться с нашей одеждой, чтобы она прослужила долго для нас?. (Аккуратно).
3)Чтение вывода по учебнику стр. 21
4)Рабочая тетрадь сть.15-16, з.1,2
Физминутка
. vII. Закрепление изученного материала.
Обсуждение подходящей одежды для конкретного случая. Специальная одежда.
– В какой одежде вы занимаетесь на уроке физкультуры? Почему в этой?
– Может быть у детей деловая одежда? Когда вы ее надеваете?
- Опишите деловую одежду ученика в нашей школе.
2) Разбор ситуаций при которых надо подбирать одежду подходящую для конкретного случая. Работа в группах. (3группы).
а) – Правильно ли поступит мальчик, если придет на спортивную площадку в школьной форме? Почему?
б)– Все ребята вышли на улицу убирать мусор. Девочка пришла в халате и в домашних тапочках. Что не так в ее одежде?
– Как нужно одеться в этом случае?
в)– Семья вечером расположилась у телевизора, чтобы посмотреть интересную передачу. Мальчик пришел в одежде хоккеиста. Соответствует ли его одежда этой ситуации? Почему?
vIII. Рефлексия
Оцени свою работу на уроке
Итог урока.
-Что узнали об одежде? ( узнали, что такое одежда и для чего она нужна).
-Какая бывает одежда по назначению ?( деловой, спортивной, рабочей, форменной, маскарадной)
- Что узнали о народном национальном костюме. (У каждого народа свои костюмы. По костюму можно определить, откуда, из какой страны человек. Такая одежда называется национальная)