Организационно-мотивационный (8:00-8:03) | Настроить учащихся на работу, создать психологический благоприятный климат. | Словесный(беседа) | Фронтальный | -Здравствуйте девочки. -Здравствуйте мальчики. -Здравствуйте всем, кто любит конфеты. -Здравствуйте всем, кто любит осень . -Здравствуйте всем, кто хочет стать умнее. Здравствуйте, меня зовут Полина Ивановна. Сегодня я буду вашим учителем. Присаживайтесь. | -приветствуют учителя | К: в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
Ориентировочный этап (8:03-8:12) | Вспомнить предыдущие темы | Словесный(бесед,вопросы) Нагладный(наглядность на доске) практический (тест) | фронтальная , самостоятельная | Чтобы закрепить наши знания давайте немножко поиграем. Но сначала вспомним тему прошлого урока, как она называлась? Вам нужно придумать вопрос по прошлым темам. Даю вам время на раздумья. А потом я кому-нибудь из вас передам клубочек, и вы задаёте вопрос и кидаете клубочек тому, кому хотите задать вопрос и т.д. Всем понятно? Сейчас все подумали. (если дети не смогут придумать вопросы, вопросы буду задавать я) отгадайте загадку и скажите к какой группе животных относится животное: 1.Живет спокойно, не спешит. На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет... (черепаха — пресмыкающееся). 2. У маленькой животинки Сто серебристых Монеток на спинке. (Рыба.) 3.Лежит веревка, Шипит, плутовка, Брать ее опасно — Укусит. Ясно? (Змея — пресмыкающееся.) 4. Деловитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком — Он поделится медком. (Пчела — насекомое.) 5. У меня ходули — Не страшит болото. Лягушат найду ли — Вот моя забота. (Цапля — птица.) А кем у нас питается цапля? А теперь проверим как вы выполнили домашнее задание. Будем сами себя проверять. Кто дома сравнил жабу и лягушку? Поделитесь своим открытием. Кто хочет нам прочитать? А все остальные слушают внимательно и проверяют себя (основные отличия выводятся на экране) Поднимите руки, у кого всё правильно? Есть ли чем дополнить? -Вот клубок состоит из нитей, для чего нам нужны нити в жизни? -а ещё я знаю, что нити есть в природе. Знает ли из вас кто-нибудь о них? Как вы думаете что это? А ещё я вас расскажу секрет, эти нити невидимые. Вот сейчас и узнаем. Какова же тема нашего урока? -Тема нашего урока это Какие цели поставим на урок? Будем учиться находить связи: 1.в природе, 2.между природой и человеком; 3.научимся изображать изученные связи с помощью моделей. | -красота животных -лягушками -для шитья, вязания,для того, чтобы что-то,завязать Невидимые нити | |
Поисково-исследовательский (8:12-20) | Изучить новую тему | Словесный(беседа, вопросы) Наглядный(наглядности) Словесный(рассказ) | фронтальная, самостоятельная, парная групповая | На экране появляются изображения листьев дуба, гусеницы, птицы. - Подумайте, как связаны между собой листья дерево, гусеница, птица? Проверим (стрелки на экране) -Да, всё верно. А что бы было, если бы исчезли деревья, гусеницы, птицы? Посмотрите, у меня разбросались слова, но мы должны составить из них схему. Кто хочет попробовать? Давайте поработаем и тогда у нас всё получится.(на доске слова, живая и неживая природа, животные, растения, человек, животные, природа) Итак, у вас на столах есть листочки с текстом. Прочтите его и найдите ответ на вопросы: Невидимые нити - это связи в окружающем мире. Например, дятел зимой ест семена сосны и ели, которые достаёт из шишек. Стучит так, как кузнец в кузнице, вот почему иногда место, где он питается, называют дятловой кузницей. А потом из остатков семян весной вырастут новые деревья. А летом он достаёт вредных насекомых из-под коры деревьев, тем самым лечит их. Так же между собой связаны неживая и живая природа, растения и животные, различные животные. 1.О каких невидимых нитях говорится в тексте? 2.Как бы вы озаглавили этот текст? 3.Какие же невидимые нити создаёт дятел? Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки. Итак, вы называете, а я буду делать схему на доске: какую пользу приносит дятел дереву? А дерево дятлу? Дерево-это что? а дятел? Какая же схема у нас получится? Растения=======животные Давайте подытожим, какую пользу дают растения животным( на слайде): 1.служат пищей для животных; 2.обеспечивают животных кислородом; 3.дают место для жизни; 4.служат материалом для построения жилищ (гнёзд, нор). А животные растениям? 1.опыляют растения; 2.распространяют плоды и семена; 3.защищают растения от насекомых А теперь будем работать в группах. - Какие существуют связи в природе? Вам сейчас это предстоит выяснить. Вам будем предоставлен текст и картинка. А вы должны определить связь и сделать вот такую же схему. 1 группа Текст: Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы воздух, вода. Ответ:Связь между неживой и живой природой. 2 группа Текст: Многие животные заботятся о своём потомстве. Так же сильные животные поедают слабых. Ответ: Связи между различными животными 3 группа Текст: Человек с давних пор использует богатство природы. Одни - в строительстве, другие - для изготовления украшений. Ответ: Связь между природой и человеком. А теперь кто-то из группы выходит и рассказывает нам и составляет схему. Какой мы можем сделать вывод? А скажите мне бывает ли такое, что люди пренебрегают богатствами природы? Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называются невидимыми. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Все действительно связано друг с другом как бы нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи. Что человек может сделать для того, чтобы «невидимые нити» сохранялись? | Гусеница питается листьями деревьев, а птица питается гусеницами. -не получается, потому что непонятно по какому принципу (растение) (животное) | |
Практический (8:20-8:33) | Закрепление полученных знаний | Словесный(объяснение)практический (работа в тетради) | Индивидуальная парная | А теперь откроем рабочие тетради и поработаем самостоятельно. Найдём упражнение под номером 1 на странице 45. Прочитайте, что нужно сделать. Что вас в этом поможет? Приступаем к работе Давайте проверим, что у вас получилось? А теперь вы сами должны подумать и вспомнить связи в природе. Каждая пара придумывает по 3 пар связей в природе. Сначала вспомним, как мы должны работать в парах: | -схемы не ссориться, не ругаться, слушать друг друга | |
Рефлексивно-оценочный (8:33 – 8:40) | Подвести итоги работы, оценить свою работу | Наглядный(наглядности) словесный(беседа) | фронтальная, самостоятельная | Запишите домашнее задание: -Посмотрите, у меня есть такие предметы: Мясорубка, Чемодан и Мусорка -Вам нужно положить свои кружочки которые я вам раздам в один из них. В чемодан- если вы возьмёте эти знания с собой и они вам пригодятся, в мясорубку, если вам нужно их ещё доработать и повторить, в мусорку, если знания, которые вы сегодня получили совсем вам не нужны и вы можете их выбросить. Поднимите руки, кто положил свои кружочки в чемодан и возьмёт с собой, кто выкинет их в мусорку, кто переработает в мясорубке? О чём мы сегодня говорили? Скажите мне, что нового вы сегодня узнали на уроке? Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока? -Вы большие умницы, я вижу как вы стараетесь, спасибо вам за этот замечательный урок и активную работу. | -записывают д\з оценивают свою работу. | |