Скирдина Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Большие Копёны Лысогорского района Саратовской области»
Тема урока: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»
(Урок литературы по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)
Эпиграф: «Самого главного глазами не увидишь.
Зорко одно лишь сердце»
(Антуан де-Сент Экзюпери)
Место урока: заключительный урок, который отводится на обобщение повести и подготовку к сочинению «Путь Васи к правде и добру».
Цель: создать условия для достижения образовательных результатов через анализ текста повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Личностных (усвоение гуманистических ценностей; формирование целостного мировоззрения, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, умение сопереживать, воспитание культуры общения, формирование умения выслушать и учитывать мнение другого);
Метапредметных (умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, умение осознанно использовать речевые средства);
Предметных (развитие умения осмысленного чтения художественного текста, эстетического и сравнительного анализа текста и характеристики героев; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне эмоционального восприятия, интеллектуального осмысления).
Используемые технологии: ТРКМ через чтение и письмо, стратегия «Направленное чтение», информационно-коммуникационные, дифференцированное обучение (групповая исследовательская деятельность).
Оборудование: проектор, презентация к уроку.
Ход урока:
Стадия «Вызов».
(Цель: сформировать умения целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.).
Актуализация.
Слово учителя. Ребята, мы заканчиваем изучение повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
Своим творчеством писатели и поэты пытаются пробудить в нас добрые чувства. В.Г. Короленко в своей повести сумел показать, что самый великий дар человека – это чуткое сердце. В основе мироощущения писателя лежат сострадание, сочувствие. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Как вы понимаете эти слова? Сегодня мы проследим этапы движения (пути) главного героя повести Васи к правде и добру. Что такое «путь», каковы синонимы этого слова?
Составление кластера. Учитель пишет на доске слово «Путь», ребята записывают свои ассоциации с этим словом.
Работа в группах.
Задание 1 группе: Какие записанные нами синонимы к слову «путь» ассоциируются с темой урока?
Задание 2 группе: Как вы понимаете фразу Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога прошла через нашу»?
II.Стадия осмысления.
- Изменился ли Вася после встречи с «детьми подземелья»?
-Какие этапы можно выделить на пути Васи к правде и добру?
- Какие тексты нам следует отобрать для прослеживания этого пути?
Исследовательская работа.
- История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения. Повесть Короленко – это урок милосердия и любви к людям. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества характера Васи.
Учащимся предлагается в парах заполнить данную таблицу с этапами примерами из текста. (Накануне повесть «В дурном обществе» была прочитана с пометками)
1 | Жизнь Васи до встречи с Валеком и Марусей | |
2 | Первая встреча Васи с «детьми подземелья» | |
3 | Чувства Васи по отношению к Марусе | |
4 | Разговор с Валеком об отце Васи | |
5 | Размышления Васи о воровстве | |
6 | История с куклой | |
7 | На могиле Маруси | |
-Вернёмся к нашему эпиграфу: «Самого главного глазами не увидишь.
Зорко одно лишь сердце»
- Ребята, серому камню противостоит в повести человеческое сердце. Какие ассоциации у вас вызывает слово сердце? Давайте запишем эти слова: доброта, сочувствие, милосердие, справедливость, понимание, забота, честность…
Вывод: если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.
Творческая работа (составление синквейна)
1 ряд составляет синквейн к слову «Серый камень»
2 ряд составляет синквейн к слову «Сердце»
IV. Домашнее задание.
Написать сочинение «Путь Васи к правде и добру».
Использованные ресурсы:
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2021.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2021.
Интернет-ресурсы:
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200302402
http://www.uchportal.ru/load/258-1-0-28058