СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это заключительный урок, который отводится на обобщение повести и подготовку к сочинению «Путь Васи к правде и добру".  Используемые технологии: ТРКМ через чтение и письмо, стратегия «Направленное чтение», информационно-коммуникационные, дифференцированное обучение (групповая исследовательская деятельность).

Просмотр содержимого документа
«Урок по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"»

Скирдина Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Большие Копёны Лысогорского района Саратовской области»



Тема урока: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»

(Урок литературы по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)


Эпиграф: «Самого главного глазами не увидишь.

Зорко одно лишь сердце»

(Антуан де-Сент Экзюпери)


Место урока: заключительный урок, который отводится на обобщение повести и подготовку к сочинению «Путь Васи к правде и добру».

Цель: создать условия для достижения образовательных результатов через анализ текста повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»


  • Личностных (усвоение гуманистических ценностей; формирование целостного мировоззрения, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, умение сопереживать, воспитание культуры общения, формирование умения выслушать и учитывать мнение другого);

  • Метапредметных (умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, умение осознанно использовать речевые средства);

  • Предметных (развитие умения осмысленного чтения художественного текста, эстетического и сравнительного анализа текста и характеристики героев; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне эмоционального восприятия, интеллектуального осмысления).


Используемые технологии: ТРКМ через чтение и письмо, стратегия «Направленное чтение», информационно-коммуникационные, дифференцированное обучение (групповая исследовательская деятельность).

Оборудование: проектор, презентация к уроку.


Ход урока:

  1. Стадия «Вызов».

(Цель: сформировать умения целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.).

  1. Актуализация.

Слово учителя. Ребята, мы заканчиваем изучение повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Своим творчеством писатели и поэты пытаются пробудить в нас добрые чувства. В.Г. Короленко в своей повести сумел показать, что самый великий дар человека – это чуткое сердце. В основе мироощущения писателя лежат сострадание, сочувствие. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Как вы понимаете эти слова? Сегодня мы проследим этапы движения (пути) главного героя повести Васи к правде и добру. Что такое «путь», каковы синонимы этого слова?

Составление кластера. Учитель пишет на доске слово «Путь», ребята записывают свои ассоциации с этим словом.

Работа в группах.

Задание 1 группе: Какие записанные нами синонимы к слову «путь» ассоциируются с темой урока?

Задание 2 группе: Как вы понимаете фразу Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога прошла через нашу»?



II.Стадия осмысления.


- Изменился ли Вася после встречи с «детьми подземелья»?

-Какие этапы можно выделить на пути Васи к правде и добру?

- Какие тексты нам следует отобрать для прослеживания этого пути?

Исследовательская работа.

- История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения. Повесть Короленко – это урок милосердия и любви к людям. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества характера Васи.

Учащимся предлагается в парах заполнить данную таблицу с этапами примерами из текста. (Накануне повесть «В дурном обществе» была прочитана с пометками)

1

Жизнь Васи до встречи с Валеком и Марусей


2

Первая встреча Васи с «детьми подземелья»


3

Чувства Васи по отношению к Марусе


4

Разговор с Валеком об отце Васи


5

Размышления Васи о воровстве


6

История с куклой


7

На могиле Маруси




    1. Стадия рефлексии. Прием «Синквейн»

-Вернёмся к нашему эпиграфу: «Самого главного глазами не увидишь.

Зорко одно лишь сердце»

- Ребята, серому камню противостоит в повести человеческое сердце. Какие ассоциации у вас вызывает слово сердце? Давайте запишем эти слова: доброта, сочувствие, милосердие, справедливость, понимание, забота, честность…

Вывод: если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.


Творческая работа (составление синквейна)

1 ряд составляет синквейн к слову «Серый камень»

2 ряд составляет синквейн к слову «Сердце»


IV. Домашнее задание.


Написать сочинение «Путь Васи к правде и добру».


Использованные ресурсы:


  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2021.

  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2021.


Интернет-ресурсы:


  1. http://lit.1september.ru/article.php?ID=200302402

  2. http://www.uchportal.ru/load/258-1-0-28058


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!