Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым "Бахчисарайская специальная школа-интернат"
Урок по предмету: Мир природы и человека в 1 классе по теме: Глаза - помощники человека.
Составитель: Старостюк А. И.
г. Бахчисарай, 2017г.
13 апреля 2017
Предмет: Мир природы и человека
Тема: «Глаза- помощники человека». Класс: 1 Автор-составитель: Старостюк Анна Ивановна, учитель начальных классов. Тип урока: Изучение нового.
Цель: формировать представление учащихся о глазах – органе зрения, их значении для человека;
познакомить с внешним и внутренним строением глаза (брови, веки, ресницы, зрачок, радужка), назначении каждой части глаза;
закрепить знания о том, что полезно, что вредно для глаз;
обогащать словарный запас;
развивать и корригировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; умение анализировать, сравнивать; связную речь; воспитывать желание заботиться о своём здоровье, бережное отношение к глазам, своему зрению.
Формировать УУД:
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов на иллюстрациях; составлять ответы на вопросы;
Личностные УУД - развитие интереса к познанию «самого себя».
Планируемые результаты.
Предметные: Знания:строение глаза; умения: составлять рекомендации личной гигиены для сохранения здоровья; применение: знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.
Оборудование: учебник «Живой мир» 1 класс, автор Н. Б. Матвеева, М.С.Котина.
- презентация к уроку, рисунки животных и цветов, раскраски глаза, цветные карандаши.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа.
- Какой сегодня день недели? (Сегодня четверг,13 апреля). - Апрель - это название месяца какого времени года? Какое сейчас время года? - Какие изменения произошли весной в жизни растений? (Учащиеся с помощью иллюстраций рассказывают): растёт молодая травка; цветут деревья и кустарники; набухают почки и появляются листочки; расцвели цветы. - А какие цветы, вы мне сейчас покажете глазками.
Динамическая пауза "Цветы". (Упражнение для глаз, на дыхание). В углах доски висят картинки с изображением цветов, найти их глазками. Нарциссов цветки Раскрывают лепестки.
К цветку носик приближаем
Аромат цветов вдыхаем.
Что помогает нам видеть эту красоту? Отгадаем загадку и ответим на вопрос.
3.Повторение изученного на прошлом уроке.
а) Отгадывание загадки:
Видеть папу,
Видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам …… Глаза. Слайд 1
Молодцы, быстро отгадали эту загадку.
- А что такое глаза? (Глаза-это орган зрения ).
б) Беседа.
- А у вас есть глаза?
- А у меня?
- Сколько у нас глаз?
- Где они находятся? (на лице).
- Правильно. А ещё глаза – наши помощники. С их помощью мы видим окружающиймир, любуемся природой, узнаём друг друга. На прошлом уроке мы узнали, для чего ещё нужны глаза. Давайте вспомним, в чём они нам помогают (выбрать игрушку, увидеть дорогу в школу, увидеть опасность на дороге). Слайд 2.
2. Работа по учебнику.
Ребята, рассмотрите рисунки и скажите, зачем человеку глаза, что он может определить с помощью зрения? (Благодаря глазам мы видим окружающий нас мир; с помощью глаз различаем форму, цвет, размер предметов, определяем расстояние между ними).
3. Глаза животных.
а) Рассматривание рисунков учебника.
- Скажите, а глаза есть только у человека? (Глаза есть у зверей, птиц, рыб, насекомых ( у всех животных). Глаза у животных разные или одинаковые?
б) Игра «Кто как видит». (На доске рисунки орла, совы, крота). Назвать и показать: - Кто видит ночью лучше всех? -У кого самое плохое зрение? - У кого самый зоркий глаз?
в) Физминутка для глаз «Бабочка». Бабочка прилетела, на кончик указки села. Глазками её поймай и за ней понаблюдай.
III.Собщение темы и целей урока. Мы вспомнили, для чего человеку нужны глаза, а сегодня мы узнаем, как жеустроен глаз человека и как сохранить зрение, потому что глаз очень тонкий и ценный инструмент.
IV. Тема урока.
1.Внешнее строение глаза. Слайд 3.
Рассказ учителя, с элементами беседы.
Глаз похож на окошечко. У каждого окна есть шторки, и, если их закрыть, в комнате будет темно. У глаз тоже есть такие шторки, когда их закрываешь, наступает полная темнота. Называются эти шторки веки. (Учитель предлагает учащимся открывать и закрывать веки).
– А для чего нужны веки? (Они предохраняют глаза от пыли, яркого света, если в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем). Векам помогают в этом ресницы.
И ещё есть помощникиресницам и векам. Это брови. – Может кто-то из васзнает, для чего нам нужны брови? ( Они помогают защищать глаза от пота, который появляется в жаркую погоду на лбу).
2. Внутреннее строение глаза. Слайд 4.
Впереди кружочек тонкий, чёрная точка – называется зрачок. Через зрачок свет попадает внутрь глаза. Именно он помогает видеть предметы и всё, что нас окружает. Вокруг зрачка радужная оболочка – радужка. Она бывает разного цвета: голубая, коричневая, зелёная, серая. Это и есть цвет ваших глаз. Если радужка коричневая, то такие глаза называют карими, если серая – сероглазые, голубая – голубоглазые, зелёные – зеленоглазые.
3.Разукрашивание радужки глаза. Работа в парах. Ребята, а сейчас мы определим, какого цвета ваши глаза. Вы посмотрите друг другу в глаза и определите, какого цвета глаза у вашего соседа по парте. Нам об этом расскажете, а затем вы разукрасите радужку таким цветом, какого цвета ваши глаза. (Дети повторяют хором, индивидуально). У Андрея коричневые глаза, значит он кареглазый ...
4. Зарядка для глаз – игра «Мы посмотрим»:
Мы посмотрим далеко,
(ладонь у лба, смотрим вдаль)
Мы посмотрим близко,
(ладони перед грудью, словно держим раскрытую книгу)
Мы посмотрим высоко,
(не поднимая голову, смотрим вверх)
Мы посмотрим низко,
(не опуская голову, смотрим вниз)
А теперь по сторонам -
Тут и там, тут и там.
(не поворачивая голову, смотрим по сторонам).
Вдаль на палец посмотри.
(отводят палец далеко, смотрят на него)
Близко к носу поднеси.
(подносят палец к кончику носа, скашивают на него взгляд).
Раз, два, три — глаза закрой.
(закрывают глаза0.
Раз, два, три — глаза открой.
открывают глаза.
V.Закрепление и осмысление знаний учащимися.
1.Повторение строения глаз. Работа по учебнику.
2.Правила заботы о глазах. Слайды 5-10. Узнаем, что полезно для глаз, а что вредно. - Для того, чтобы быть здоровыми, нужно очень внимательно относиться к своим глазам, потому что очень хрупок этот дом, тонки, нежны, стенки в нём.
1. Глаза днём всё время работают – смотрят, поэтому ночью им нужно отдыхать. 2. По утрам нужно умываться. 3. Не читать лёжа. 4. Не читать в транспорте. 5. Оберегать глаза от инородных попаданий предметов. 6. При чтении и письме свет должен падать с левой стороны. 7. При просмотре телевизора надо садиться подальше от экрана. 8. Нельзя много времени проводить у телевизора.
9. Нужно есть продукты, содержащие полезные для зрения витамины.
Помни истину простую,
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или пьет морковный сок.
Ребята, если о глазах плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности, поэтому нам надо беречь глаза. Сейчас мы поиграем в игру. Вы с помощью весёлого и грустного смайликов определите, что полезно, а что вредно для глаз.
3. Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз». Слайд 11.
VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Дети, зачем человеку глаза? (Это наши помощники, помогают видеть и т.д.).
-Через что мы видим? Как называется чёрная точка в середине глаза? Что бывает у всех разного цвета?
Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку…глаза!»