СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку на тему части речи

Категория: Русский язык
Тема: ЧАСТЬ 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок представляет сосбой методическую разработку, целью которой является знакомство с частями речи

Просмотр содержимого документа
«открытый урок по частям речи»



Конспект урока русского языка учителя начальных классов МБОУ СОШ №6 г. Каспийск Алисултановой Э.Р. Тема: " Части речи". Связь слов в предложении.

2-й класс

(УМК Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В.)

Мультимедийная презентация.

Работа в группах.













Цели урока.

  • Через самостоятельную работу учащихся в группах, провести исследовательскую работу на уроке по открытию новых знаний, а именно: связывать слова по смыслу ,делить на группы слова по их общим признакам, открыть название этих групп слов;

  • На основании полученных результатов после открытия нового, вывести понятие к какой части речи относится каждая группа слов, т.е. решить учебную задачу;

  • Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания.

  • Способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;

  • Развивать речь детей; обогатить словарный запас;

  • Закрепить навыки, полученные по теме "Части речи";

  • Повторить состав слова;

  • Учить быстро ориентироваться в тексте;



ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. мультимедийный проектор и экран;

  2. компьютер;

  3. презентация;

  4. задания на карточках;





ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие детей учителем.

Давайте приготовим тетради к работе. Запишите сегодняшнее число. Слова “Классная работа”.

На доске:

Шестнадцатое ноября.

Классная работа.

2. Тема урока.

Создание проблемной ситуации для объявления темы урока.

Слайд 2.

Придя сегодня в класс, я обнаружила следы пребывания кого-то в классе, а так как он был закрыт, я решила, что это были инопланетяне. И я не ошиблась. Посмотрите, пожалуйста, на экраан. (На экране– карта звездного неба и фотография инопланетянина). Это наш звездный друг Фригли, сам он остаться не смог, но оставил свое послание:

Я звать инопланетянин Фригли.
Я лететь другой планета.
Я немного хорошо русский знать язык.
Я хотеть просить у помощь ребята.
Просить я пригласить Фригли урок на русский..

За спасибо помощь. Ответ ждать я. Фригли.”

Вы что-нибудь поняли? Знает ли Фригли русские слова? А умеет ли он пользоваться законами изменения и соединения слов в словосочетания и предложения? А какая наука занимается изучением этих законов? Грамматика.

Слайд 3. Отправимся на помощь Фригли.

Слайд 4. Давайте запишем названия этой науки в нашем чистописании. Обратите внимание на удвоенную согласную “м” в слове грамматика. (Слово прописывается один раз с использованием элементов красивого письма).

А какой раздел грамматики занимается формами слова? Морфология. Что в переводе означает это слово? (“Морфо” - слово, “логос” - учение. Морфология – наука о форме слова). Давайте название этой науки тоже запишем красиво. (Слово прописывается один раз с использованием элементов красивого письма).

Слайд 5.

Чем же конкретно занимается морфология? Что изучает эта наука? (Морфология – наука о частях речи). Вероятно, составляя свое послание, Фригли ничего не знал о разных частых речи и о том, как слова ведут себя, попадая в предложения. Давайте попробуем с этим разобраться. А для этого проведем небольшое исследование. .

Слайд 6.

На доске поэтапно будет появляться план исследования.

ПЛАН

1. ПРОБЛЕМА.
2. ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
4. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

3. Актуализация знаний.

ПРОБЛЕМА нашего исследования будет звучать так: в чем ошибся и чего не знал Фригли при составлении послания. Что он должен узнать о секретах русского языка, чтобы исправить свои ошибки.

Слайд 7. Отправляемся на поиски ответов.

Слайд 8,9.

Начнем с ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА по нашей проблеме. Давайте вспомним, какие части речи мы с вами знаем? Имя существительное, имя прилагательное и глагол. Для продолжения работы мы разбились на группы.

Слайд 10-14.

4.Практические упражнения.

А) Словарная работа.


-Найдите однокоренные слова. (космонавт, космос)

-Докажите.

-Запишем слова в тетрадь.

-Что это за часть речи? Вопросы. ( одуш.,неодуш.)

-Придумайте слово, которое отвечает на вопрос какой.

-Какие ещё однокоренные слова можете назвать.

-Что такое космодром? (толковый словарь)


Слайд 15. 5.Физ. мин.


Слайд 16-18.


Б) Работа в парах.


-Найдите лишнее по смыслу слово.

-Слово, где звуков больше, чем букв.

-Слова, которые нельзя перенести.

-Слова, где все согласные твёрдые.

-Что ещё общего? (имена собственные)


Слайд 19-21.

В) Коллективная работа.

-Разделите слова на группы по частям речи.

-Какие получились группы?



звезда


Смелый


падает


к


космонавт


Огромный


выходит


в


ракета


Космический


летит


с


корабль


Яркая


возвращается


на


-Составьте предложения, используя дополнительные слова.



неба.


космос.


звёздам.


Землю.


Проверка.


-Выделите грамматическую основу.

-Командиры экипажей оцените работу группы.


Слайд 22-25.

6.Зарядка для глаз.


Слайд 26.

7. Подведение итогов. Вывод.

На доске появляется третий пункт плана исследования.

Давайте теперь попробуем ответить на поставленный вопрос в начале урока. Чего же не знал Фригли о частях речи, когда составлял свое послание.

Как вы поняли, что надо знать, чтобы правильно составлять предложения? Нужно знать, что такое части речи, как они изменяются и соединяются в предложениях.

Слайд 27.

8. Практический эксперимент.

На доске появляется четвёртый пункт плана исследования.

Смотрите, еще одно послание от Фригли. Прочитать?

Я инопланетянин по имени Фригли.
Я прилетел с другой планеты.
Я постараюсь хорошо узнать правила русского языка.
Я благодарен вам за помощь и за ваш урок.
Вам на память оставляю свои фотографии и Несколько интересных заданий.

Жду новых встреч. Ваш Фригли.”

Слайд28

Задание.

-Замени словосочетание глаголом.

Я нашёл дорогу к сердцу (понравился)

Держите язык за зубами (молчите)

Вылетело из головы (забыли)

Мне кажется для Фригли, наш сегодняшний урок не прошел даром. Он усвоил все, о чем мы ему рассказали. Ну а все ли так просто в русском языке мы сейчас проверим.

Слайд 29.

Прочитайте предложения, найдите в них одинаковые слова, и определите, какими частями речи они являются.

Мы увидели небесные дали.

Нам дали полезные советы.

Готовы? Проверяем вслух. Смотрите, как интересно – одинаковые слова оказываются разными частями речи. Это значит, что не все в русском языке просто, как кажется, и у нас с вами еще много интересного, но пока неизвестного.

9. Подведение итогов.

Вывод: чтобы правильно и красиво говорить на любом языке (а особенно на родном), мало знать слова, нужно знать законы, по которым они соединяются в словосочетания и предложения.

10. Рефлексия.

Спасибо вам за нашу работу. На уроке мы провели настоящее исследование, а из вас получились настоящие исследователи.

Я знаю, что…

Теперь я умею …

Сегодня я убедился…

У вас на партах лежит по два квадратика. Если вам понравился урок, и вы уходите с него с хорошим настроением поднимите пожалуйста красный квадрат, если урок вам не понравился или оставил равнодушными, то поднимите синий квадрат.

Я очень рада. Еще раз, огромное спасибо, ребята, за работу. Урок окончен.






























Просмотр содержимого презентации
«Части речи. 2 кл»

Автор презентации – Алисултанова Э.Р. МБОУ СОШ № 6 г. Каспийск

Автор презентации –

Алисултанова Э.Р.

МБОУ СОШ № 6 г. Каспийск

“ Я звать инопланетянин Фригли.  Я лететь другой планета.  Я немного хорошо русский знать язык.  Я хотеть просить у помощь ребята.  Просить я пригласить Фригли урок на русский.. За спасибо помощь. Ответ ждать я. Фригли.”

Я звать инопланетянин Фригли. Я лететь другой планета. Я немного хорошо русский знать язык. Я хотеть просить у помощь ребята. Просить я пригласить Фригли урок на русский..

За спасибо помощь. Ответ ждать я. Фригли.”

В космос я лечу, лечу – И красиво я пишу!

В космос я лечу, лечу –

И красиво я пишу!

Грамматика . Морфология .

Грамматика .

Морфология .

Морфология Морфе – слово Логос – учение (греч.)  Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Морфология

Морфе – слово

Логос – учение (греч.)

Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

План. 1. Проблема. 2. Изучение материала. 3. Подведение итогов. 4. Практический эксперимент.

План.

1. Проблема.

2. Изучение материала.

3. Подведение итогов.

4. Практический эксперимент.

Тема: «Части речи»

Тема:

«Части речи»

имя прил.   части речи названия помощники  предметов имя  сущ. предлоги  признаков  действий глагол

имя прил.

части речи

названия помощники

предметов

имя сущ.

предлоги

признаков

действий

глагол

В космос я лечу, лечу – Словарные слова учу!

В космос я лечу, лечу –

Словарные слова учу!

Чтобы космонавтом стать, Чтобы космос покорять – Надо очень много знать!

Чтобы космонавтом стать,

Чтобы космос покорять –

Надо очень много знать!

Космос, космонавт.

Космос, космонавт.

Космос, космонавт, космический, космодром.

Космос, космонавт,

космический,

космодром.

Толковый словарь. Космодром – место для запуска космических кораблей.

Толковый словарь.

Космодром – место для запуска космических кораблей.

Физкультминутка

Физкультминутка

В космос я лечу, лечу – В паре я работаю. Слова обсуждаю, Фонетически разбираю, Лишние определяю.

В космос я лечу, лечу –

В паре я работаю.

Слова обсуждаю,

Фонетически разбираю,

Лишние определяю.

В космос я лечу, лечу – Части речи я учу. В группы собираю, Предложения составляю!

В космос я лечу, лечу –

Части речи я учу.

В группы собираю,

Предложения составляю!

Грамматическая основа  неба   космос   звёздам   Землю    Яркая звезда падает с  Смелый космонавт выходит в  Огромная ракета летит к  Космический корабль возвращается на

Грамматическая основа

неба

космос

звёздам

Землю

Яркая звезда падает с

Смелый космонавт выходит в

Огромная ракета летит к

Космический корабль возвращается на

Зарядка для глаз

Зарядка для глаз

Зарядка для глаз

Зарядка для глаз

Зарядка для глаз

Зарядка для глаз

Зарядка для глаз

Зарядка для глаз

В экипажах мы работаем, Друг другу помогаем. Задание выполняем, К звёздам мы летаем!

В экипажах мы работаем,

Друг другу помогаем.

Задание выполняем,

К звёздам мы летаем!

Подведение итогов.

Подведение итогов.

“ Я инопланетянин по имени Фригли.  Я прилетел с другой планеты.  Я постараюсь хорошо узнать правила русского языка.  Я благодарен вам за помощь и за ваш урок.  Вам на память оставляю свою фотографию. Жду новых встреч. Ваш Фригли.”

Я инопланетянин по имени Фригли. Я прилетел с другой планеты. Я постараюсь хорошо узнать правила русского языка. Я благодарен вам за помощь и за ваш урок. Вам на память оставляю свою фотографию.

Жду новых встреч. Ваш Фригли.”

Нашёл дорогу к сердцу понравился молчать забыл Держать язык за зубами Вылетело из головы

Нашёл дорогу к сердцу

понравился

молчать

забыл

Держать язык за зубами

Вылетело из головы

сущ. Мы увидели небесные дали. глагол Нам дали полезные советы.

сущ.

Мы увидели небесные дали.

глагол

Нам дали полезные советы.

Вывод: чтобы правильно и красиво говорить на любом языке, мало знать слова, нужно знать законы, по которым они соединяются в словосочетания и предложения.

Вывод:

чтобы правильно и красиво говорить на любом языке, мало знать слова, нужно знать законы, по которым они соединяются в словосочетания и предложения.

Я знаю, что… Теперь я умею… Сегодня я убедился…

Я знаю, что…

Теперь я умею…

Сегодня я убедился…

Автор презентации – Алисултанова Э.Р. МБОУ СОШ №6 г.Каспийск

Автор презентации –

Алисултанова Э.Р.

МБОУ СОШ №6 г.Каспийск