Департамент образования города Москвы
Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 646
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
по русскому языку
во 2 классе «А»
«Повторение по теме «Части речи»
Составила и провела
учитель начальных классов
Вострякова Ирина Борисовна
2012 – 2013 учебный год
Открытый урок по русскому языку
во 2 классе «А»
«Повторение по теме «Части речи»
учителя начальных классов Востряковой Ирины Борисовны.
Цели урока:
Используемые оборудование и материалы:
Таблички с эмблемами (названиями) команд.
Карточки с заданиями на каждую команду.
Интерактивная доска с ноутбуком.
Презентация (слайды с этапами урока, заданиями).
Бонусы (карточки-ключики).
Таблица для записи результатов (на доске).
Песочные часы.
Шариковые ручки.
Открытый урок по русскому языку
во 2 классе «А»
«Повторение по теме «Части речи»
Ход урока.
Этапы урока | Содержание этапа урока | Примечание | Время |
| Предполагаемые ответы учеников | | |
I Организационный момент. | Проверить готовность к уроку. Установка на командную игру. Учитель: Сегодня у нас будет необычный урок. Это урок-соревнование. Вы распределены на команды. Выиграет та команда, в которой будут самые знающие, внимательные, дружные и дисциплинированные ребята, умеющие совместно принимать правильное решение. Команда, набравшая большее количество баллов, становится победителем. Каждый ученик, набравший бонусы-ключики за правильный ответ приносит дополнительные баллы для своей команды. Если команде во время урока делают замечания за выкрикивания ответов, …, то полученные ключики забираются. | | На доске таблица для занесения баллов за правильно выполненные задания. | 1 мин |
II Актуализация знаний. 1.Орфографическая минутка. | Учитель: Сегодня мы не просто будем соревноваться, но и путешествовать по большой знаменитой стране, в которой живут много жителей. Страну и жителей вы узнаете после того, как разгадаете загадки в кроссворде. Учитель: Команда, которая первая поднимет карточку и правильно дает ответ, вписывает слово в сетку кроссворда. 1.В школе учит он детей. Строг, но все прощает. Помогает стать умней, Все он объясняет. 2. Если ты его отточишь, Нарисуешь все, Что хочешь! Солнце, море, Горы, пляж… Что же это?.. 3. Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появиться опять. 4. То я в клетку, То в линейку. Написать по ним Сумей-ка! Можешь и нарисовать… Что такое я?.. 5. Отметки, замечания Учитель пишет в нем. Уроков расписание Мы тоже в нем найдем. Хранит и бережет его Примерный ученик. «Пятерок» в нем полным-полно, Как документ... 6. Корку хлебную таскает, Птиц других не подпускает. Крепко держит оборону, Громко каркая? 7. На грядке длинный и зелёный, А в кадке жёлтый и солёный. 8. Я уроки посещаю И всегда веду дневник. Сам себя я называю Школьник или... 9. Красный вкусный, хоть не сладкий. Зреет на обычной грядке, Но, как в сказке, с давних пор Все зовут его: «Синьор»! - К какой группе можно отнести все вписанные вами слова? - Прочтите словосочетание, получившееся в вертикальной колонке, выделенной зеленым цветом. | Учитель. Карандаш Снегирь Тетрадь Дневник Ворона Огурец Ученик Помидор Словарные слова Части речи | 1.Флипчарт. Кроссворд (сетка) Учащиеся вписывают слова в сетку кроссворда. Команда за каждые правильный ответ получают бонус. | 5 мин |
III Определение темы и постановка задач урока. | Учитель: Итак, по какой стране мы сегодня будем путешествовать? - А каких жителей мы там встретим, вы узнаете из следующих стихов – загадок. Есть один седой старик. Превращаться он привык В шляпу, в бабушку, в котлеты, В кактус, в зонтик, в сигареты, В тапочки, в слова, в конфеты. Словом, в разные предметы. Художницу нашу знает весь свет. Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие? Интересная часть речи В русском языке живет Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поет, Вышивает, или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам … Я и мы, ты и вы, Он, она, оно, они – Все слова отличные, Важные и личные. Это без сомнения Все…. - Какую часть речи мы еще можем встреть в этой стране? | Речь Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимения Предлоги | Слайд № 1 Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд № 4 Слайд № 5 Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8 | 2 мин |
IV Работа по теме урока. | Учитель: Итак, начинаем наше путешествие. Отправляемся в гости к Жителям страны Речь. При встрече с жителями, вы должны выполнить их задания и заработать для своей команды ключик-бонус. Готовы? Приготовьте сигнальные цветные карточки. По моей команде капитан команды будет поднимать карточку того цвета, которому соответствует правильный ответ. Открыть дверь в эту страну вам поможет первый заработанный вами ключик. 1.  2.  Учитель: Дверь в страну открыта. Первый наш житель – это дедушка Имя Существительное. Давайте ему расскажем, что мы о нем уже знаем. 3.  - По какому признаку вы определили, что это имена существительные? 4.  - Какие имена существительные относятся к неодушевленным? - Какие еще бывают имена существительные? - Какие предметы относятся к этой группе? - На какой вопрос они отвечают? 5.  - Какие имена существительные относятся к собственным? 6. - В каком числе еще могут употребляться имена сушествительные? - Выберите ряд, в котором все имена существительные употреблены во множественном числе.  Учитель: Молодцы Дедушка Имя Существительное вами доволен и предлагает вам поиграть в игру-прятки «Имена существительные». 7.  Ваша задача найти как можно больше предметов на этом рисунке и записать их за 1 мин. на листе бумаги. Учитель: Молодцы! Отправляемся в гости к дочке дедушки Имени Существительного - Имени Прилагательному. Она тоже приготовила вам задания. 8.  - По какому признаку вы определили, что это имена прилагательные? 9.  - Как вы определили, что эти имена прилагательные употреблены во множественном числе? Учитель: Имя Прилагательное тоже хочет поиграть с вами в «прятки», она очень любит эту игру, как и папа Имя Существительное. Ваша задача: найти в тексте имена прилагательные, подчеркнуть их волнистой линией. 10.  Учитель: Маленькие, хитренькие, внимательные и умненькие дети отыскали все имена прилагательные. За это – приз! Большой торт.  11.  Учитель: Посмотрите, сколько признаков – прилагательных записано. Какие из них относятся к торту, а какие нет? Смотрите не ошибитесь, а то торт разом станет несъедобным! Учитель: Ваша задача по одному выходить из команды и вычёркивать то слово, которое не подходит к торту. За каждое правильное слово – ключик. Учитель: Прочитайте что получилось. Какая вкуснятина! Учитель: Подкрепились, теперь можно пойти и к Глаголу. И сразу вам задание от дядюшки Глагола. 12.  - По какому признаку вы определили, что это глаголы? | Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что? ..отвечающие на вопрос что? …одушевленные. Люди и животные. Кто? ФИО людей, клички животных, … Во мн.ч. Имена прил. отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Имена прилагательные во мн.ч., отвечают на вопрос КАКИЕ? Глаголы отвечают на вопросы: Что делать?... | Капитан команды поднимает сигнальные карточки. Слайд № 10 Ключик Слайд № 11 Ключик Слайд № 12 Слайд № 13 Ключик Слайд № 14 Ключик Слайд № 15 Ключик Слайд № 16 Ключик Слайд № 16 Ключик Слайд № 17 Дети записывают на листе слова, жюри подсчитывает количество «предметов». Баллы Слайд № 18 Слайд № 19 Ключик Слайд № 20 Ключик Слайд № 21 Команда на листах подчёркивает имена прилагательные, жюри подсчитывает количество правильно выбранных слов. Баллы Слайд № 22 Слайд № 23 Работа на доске (Флипчарт) ученики вычеркивают слова, неподходящие к торту. Ключик Слайд № 24 Слайд № 25 Ключики | 1 мин 3 мин 1 мин 1 мин 1 мин. 2 мин 1 мин 1 мин |
V Физкультурная пауза. | Учитель: Дядюшка Глагол очень любит свою племянницу Имя Прилагательное, а значит любит играть в ее любимую игру «Прятки». Он вам предлагает свою игру в прятки.  Будьте внимательны! | | Слайд № 26 Ученики встают и занимают свободное пространство в классе. Две девочки показывают упражнения, другие повторяют. (Муз. Зарядка (Камчия)) | 1 мин |
VI Работа по уроку. | Учитель: Назовите все глаголы, которые встретились в физминутке. Учитель: Мы с помощью дядюшки Глагола дошли до следующих жителей страны. Только вот случилась с ними беда! Они тоже занимались зарядкой и пока прыгали, бегали, у них закружилась голова и они перепутали свои домики. Они просят вас им помочь отвести их по домам. У вас на партах лежат эти «жители», распределите их на две группы: местоимения и предлоги. Кто закончит, поднимает сигнальную карточку (зеленую). 13.  Учитель: Теперь можно и в гости сходить. Отправимся к местоимениям. Они уже приготовили вам задания. Приготовьте карточки с местоимениями. Ваша задача. По команде поднять ту карточку с местоимением, которое заменит повторяющееся имя существительное. 14.  15.  16.  17.  Учитель: С этими заданиями вы тоже справились. Остался один житель ….(Предлог). - Что вы знаете о Предлоге? - С какой частью речи дружит Предлог? - С какой никогда не встречается? - Вы ещё не устали путешествовать? - Время путешествия подходит к завершению, но Предлог не может вас оставить без своего задания. Он просит вас расставить своих детишек на свои места. Помогите ему вычеркнуть ненужный предлог так, чтоб получилось верное словосочетание. 18.  Учитель: И с этим заданием вы тоже справились. | Ответы детей. Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении. Имя существительное. Глагол | За каждый ответ - ключик. Слайд № 27 Ученики распределяют на две группы карточки со словами. Ключики изымаются, если есть ошибки. Слайд № 28 Ключик Слайд № 29 Ключик Слайд № 30 Ключик Слайд № 31 Ключик Слайд № 32 У каждой команды бланк с заданием. Жюри проверяет правильность выполнения задания. Баллы | 1 мин 2 мин 2 мин 2 мин 1 мин |
VII Подведение итогов. | Учитель: На сегодня наше путешествие по стране Речь и встреча с ее жителями завершились. - Вспомните, кто живет в стране Речь? - * На самом ли деле мы завершили путешествие? - Хотелось бы вам еще больше узнать о частях речи? - Понравился ли вам сегодняшний урок? - Что больше всего понравилось? - Жюри готово назвать победителей! | Части речи:……. Нет. Мы ежедневно употребляем части (слова) в нашей речи. | Жюри подводит итоги. Капитаны команд подсчитывают ключики. Подсчет и запись баллов в общую таблицу. Награждение команды. | 5 мин |
Таблица для записи результатов.
Команда | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 |
Игры - Задания |
1.Имена существительные | | | | |
2.Имена прилагательные | | | | |
3.Предлоги | | | | |
Всего баллов | | | | |
 | | | | |
ИТОГ | Баллы | Место | Баллы | Место | Баллы | Место | Баллы | Место |
Самоанализ открытого урока – игры
с использованием технологии ГСО и применением средств ИКТ
по русскому языку во 2 классе «А»
по теме: «Правописание слов с проверяемыми
и непроверяемыми орфограммами»
учителя начальных классов Востряковой Ирины Борисовны.
Урок проводился как урок закрепления учебного материала по теме «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами».
Тема безударные гласные в корне слова начинается еще в период обучения грамоте (пропедевтика) и продолжается на протяжении всего обучения в школе. Во 2 классе затрагиваемый материал подкрепляется терминами русского языка (орфограмма, проверяемые орфограммы, непроверяемые орфограммы, форма слова, однокоренные слова и т. д.), а также правилами русского языка.
Данный урок научит ребят работать более активнее, внимательнее, организованнее. Ученики научатся стремиться получать знания на уроке для дальнейшего применения их на последующих уроках.
Открытый урок проводился в классе не в первый раз (был открытый урок в 1 классе, несколько открытых мероприятий в 1-ом и во 2-ом классах), поэтому присутствие учителей других классов, администрации школы не помешали ребятам быть сдержанными, а наоборот, настрой классного руководителя дал детям возможность активного проявления на уроке.
На уроке присутствовало 14 человек (19 по списку). Большинство учеников данного класса за год обучения научились «правильно» вести себя на уроках, видно, как формируются навык произвольного внимания, навык перевода действий внутреннего плана во внешний, но в связи с тем, что эти навыки находятся на начальном этапе и не у всех учащихся они формируются, то одними из главных целей урока были: тренировать навык совместной групповой деятельности и формировать нормы учебного сотрудничества.
Для достижения целей урока, мною была выбрана форма дидактической игры - соревнование, где учащиеся были распределены по командам, в каждой команде был свой капитан. На команды ребята распределены уже с сентября месяца, капитанов выбирали сами.
Обучающий аспект триединой цели урока можно сформулировать так:
закрепить знания о правописании слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова;
формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова;
развивать письменную речь;
проверить, как качественно выполняется домашняя работа;
заучиваются ли правила русского языка, понимаются ли ребенком их формулировка.
Развивающий аспект позволяет поставить развивающие цели:
развитие зрительной памяти произвольного внимания, логического мышления;
развития умения слушать и слышать другого ученика и учителя;
развивать умение аргументировано отвечать на вопросы, доказывать свое мнение;
тренировать навык совместной групповой деятельности;
формировать навык перевода действий внутреннего плана во внешний.
Воспитывающей целью данного урока считаю следующее:
Исходя из целей урока была проведена подготовительная работа:
Распределение класса на команды, выбор капитана членами команд.
Работа с электронным приложением к учебнику.
Также использование непосредственно на уроке оборудования и материалов:
Таблички с эмблемами (названиями) команд.
Карточки с заданиями на каждую команду.
Карточки с заданиями на каждого ученика.
Карточки с буквами А, О, И, Е, Я на каждого ученика.
Учебник «Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: ОАО «Московские учебники», по лицензии ОАО «Издательство «Просвещение», 2011.
Рабочая тетрадь «Русский язык. 2 класс: пособие для учащихся учреждений. В 2 ч. Ч. 1 – М.: «Издательство «Просвещение», 2012.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 2 класс / Сост. В. А. Синякова. – М.: ВАКО, 2012. (Тест 10. С.34-35)
Рабочие тетради.
Приложение к учебнику на электронном носителе.
Интерактивная доска с ноутбуком.
Бонусы (карточки-ключики).
Таблица для записи результатов (на доске).
Песочные часы.
Мною были спланированы следующие учебно-воспитательные моменты:
I Организационный момент, имеющий своей целью воспитание культуры учебного труда. Он прошел быстро, так как ученики уже заранее были распределены по командам и рабочие места – парты были расставлены для командной игры.
Дидактическая задача организационного этапа состояла в подготовке учащихся к работе на уроке. В этот этап входило сообщение о предстоящей работе на уроке.
II и III Дидактической задачей второго и третьего этапов (Актуализация знаний и Проверка домашнего задания) – проверить знания детей по теме урока, готовность их к дальнейшей работе, к этапу закрепления темы. На данных этапах ещё раз были повторены темы: «Предложение», «Ударение», «Безударные гласные».
Использование на уроке электронного приложения к учебнику и рабочей тетради способствовало зрительному запоминанию материала, а также эмоциональному подъему учащихся на уроке, желанию активно работать на уроке, стремиться правильно и четко выполнять задание.
На IV этапе (Определение темы и постановка задач урока) – задание (Работа по учебнику: упр.172.) в выборе нужной буквы способствовало совместному обсуждению в группе. Кроме того, в отстаивании собственного мнения, так как мною предполагалось посмотреть, насколько ученики понимают задание; умеют находить правильное решение, подбирать проверочные слова; знают ли изученные словарные слова.
По команде учителя называлось слово, а ученики должны были поднять ту гласную букву, которую необходимо написать в слове. За каждую правильную букву ребята получали ключики-бонусы, что мотивировало их к дальнейшей работе.
Итог выполненного упражнения - самостоятельное называние учениками темы и задач урока.
Дальнейшая (Работа по теме урока) работа строилась на закрепление темы, где проговаривались не только буквы, которые необходимо написать в данных словах, но и правила, на основании которых был сделан этот выбор. На этом этапе у ребят была возможность пополнить свою «копилку» ключиками-бонусами.
V Физкультурная пауза на уроке была проведена на 27 минуте, что способствовало небольшому отдыху и переходу к следующему этапу.
Этап VI Закрепление изученного материала - самостоятельное выполнение упражнения с последующей коллективной проверкой был пропущен, так как на предыдущих этапах темп был снижен из-за не четких ответов.
Этап VII Рефлексия – работа в КИМах – был направлен на самостоятельное выполнение тестовых заданий: для проверки и закрепления знаний по теме урока; для анализа учителем, тех заданий, вопросов, которые дети не четко усвоили; какие задания необходимо включить на последующих уроках для закрепления.
VIII Подведение итогов. На этом этапе были сделаны выводы по теме урока: о каких орфограммах говорили; как можно проверить безударную гласную; что нужно сделать, если безударную гласную проверить нельзя.
Также подсчитывались баллы, накопленные совместно командой и ключики-бонусы, вычет баллов за нарушение правил игры. В одной команде («Комета») были сняты 2 балла. В результате определены победители («Звёзды») и распределены места. Члены победившей команды получили отметку «5». Ученикам, получившим 3 и более ключиков-бонусов, выставлены также отметки «5».
Считаю, что урок прошел эффективно, четко, в хорошем темпе. Распределение времени, отведенного на все этапы урока, было рационально. Все этапы урока логически взаимосвязаны. Постоянная смена деятельности способствовала высокой работоспособности учащихся. 90% учащихся было опрошено на уроке, не считая того момента, что ученики сами активно работали на всех этапах.
В перспективе своей педагогической деятельности планирую дальнейшую работу с использованием технологии ГСО на всех учебных предметах; использование ИКТ как для демонстрации нового материала, так и для закрепления и обобщения, а также для самостоятельного выполнения заданий.