Русский язык
Тема: Проверка слов с парными согласными в корне
1. Индивидуальная работа
Распределите слова в два столбика: 1) со звонким согласным; 2) с глухим согласным. Выделите орфограмму.
Кре..кий, поез.., вре.., ло..ка, ре..кий, пля.., ши..ка, лё..кий, ре..кий, ска..ки, провс.ти, скорлу..ка, ла..ка, стру..ка, ука..ка.
Составьте из слов предложение. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах орфограммы, подчеркните подлежащее и сказуемое.
з..ма, сне..ком, зав.лила, лё..ким, горо..
2. Орфографическая минутка (Запись под диктовку.)
Снег, гладкий, мороз, узкий, обед, хлеб, сладкий, близкий, избушка, варежка, труд.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют орфограммы.)
— На какие две группы можно разделить эти слова? (Парные согласные на конце и в середине слова.)
3. Прочитайте слова.
Лёд, кружка, тетрадка, мороз, площадка, луг.
— Разделите их на две группы. (1) Лёд, мороз, луг; 2) кружка, тетрадка, площадка.)
— По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова с парными согласными на конце слова, во второй — в корнеслова.)
4. Упражнение в подборе проверочных слов
— Прочитайте слова.
сугро.. ре..кий
огоро.. плоша..ка
моро.. подру..ка
— Каким способом можно проверить написание слов в первом столбике? (Изменить форму слова.)
— А как проверить написание слов во втором столбике? (Нужно подобрать однокоренные слова, в которых после парного согласного стоит гласный.)
5. Работа по учебнику
Упр. 213 (с. 113).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают пары слов и называют букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук.)
Упр. 215 (с. 114).
— Прочитайте текст.
— О каких кружевах идёт речь?
— Объясните значение фразеологизма, встретившегося в тексте. {Нельзя выразить словами. Так говорят о чём-либо сказочно красивом, чудесном, необычном.)
— А как вы понимаете слово невзначай? {Неожиданно, случайно, ненамеренно)
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите слова с орфограммами. Какие это орфограммы?
6. Рефлексия
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Обозначьте в словах орфограммы. Рядом запишите проверочные слова.
В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама. (Варежки — варежечка.)
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала. (Губка — губочка.)
Под вражеским обстрелом
Стоят солдаты смело.
А если их собьют,
Они опять встают. (Городки — города.)
Еду не путём,
Погоняю не кнутом,
А оглянусь назад:
Следу нету. (Лодка — лодочка.)
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поёт — заливается.
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю ... (игрушки — игрушечка).
Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок,
Белые реснички. (Ромашки —ромашечка.)
— Как проверить парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова?
— Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание Упр. 214 (с. 113).