урок по русскому языку в 5 классе на тему :
«Имя прилагательное как часть речи»
Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цель: Формирование понятия об имени прилагательном.
Задачи:
Обеспечить усвоение основных признаков имени прилагательного как части речи.
Продолжать формировать специальные умения анализа слова, как части речи, установки связи слов в предложении.
Развивать умение устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными.
Развивать аналитические способности учащихся, память.
Содействовать развитию речевых навыков детей.
Воспитывать стремление применять новое знание на практике.
Учить работать в группах, парам
Форма урока: урок – проект; проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка с использованием ИКТ.(презентация)
Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; развивающая технология – развитие творчества.
Ход урока.
1.Организационный момент
Учитель. : Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.
ДЕВИЗ НАШЕЙ РАБОТЫ: «ДРУЖБА В ДЕЛАХ ПОМОЩНИК!»
Итак, успешной вам работы! (1мин) (слайд 3)
2.Постановка цели (2мин)
Сегодня проект по русскому языку. И тема его спряталась в стихотворении.
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё …(прилагательное) (слайд4)
Как вы думаете, какой теме русского языка мы посвятим сегодняшний урок?
Вы правы! Имени прилагательному! А тема звучит так: «И сказало прилагательное: «Я слово привлекательное!»
Какова цель нашего сегодняшнего урока?
( вспомнить то, что изучили о прилагательном и узнаем новое, уметь находить прилагательные в тексте, отличать прилагательные от других частей). Я думаю, что прилагательные сегодня вас удивят.
2. Основная часть урока.
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
- Назовите автора этого чудного стихотворения
– Какую картину вы представили С.А. Есенин из стихотворения «Черемуха»? Какое настроение почувствовали? Какие слова помогли вам почувствовать настроение стихотворения?
– Какова роль прилагательных в речи? (Они украшают, уточняют речь, передают настроение, рисуют картины.) (3мин) (слайд8)
Задание №1
Учитель. Ребята! Сегодня по окончанию урока мы создадим памятку по русскому языку об имени прилагательном. Памятка должна быть красивой, привлекать внимание и выполнять свою самую главную роль – помощницы. Для этого нам надо повторить всё, что мы знаем о прилагательном.
Задание №2
Учитель. Назовите:
-Что обозначают имена прилагательные?
-На какие вопросы они отвечают?
Выслушиваются ответы детей.(2мин)
Правильно ребята имя прилагательное обозначает признаки предметов и роль их велика в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин 1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.)
Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)
Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)
2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак»
Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.
1 группа – трава
2 группа – цветы
3 группа - горы
Вывод:
Так для чего нужны имена прилагательные? (слайд18)
(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)
Молодцы! Вы хорошо усвоили признаки имён прилагательных. Но имя прилагательное такая удивительная часть речи, которая таит в себе ещё много интересного, важного, и на сегодняшнем уроке мы с вами в этом убедимся. Когда мы говорим о прилагательных, то понимаем, что речь пойдёт о словах, обозначающих признаки предметов.
А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.
Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?
Поэтому прилагательные о себе говорят так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
Задание № 4 (2мин) (слайд 21)
А сейчас мы с вами попробуем составить словосочетания
Добросовестный погода
Фарфоровая рассказ
Интересный чашка
Ненастная ученик
Вкусный хвост
Лист пирог
Из данного задания мы можем сделать вывод, что прилагательное сочетается с существительным! А в чем они сочетаются ?
Задание № 5 (слайд 22)
ФИЗМИНУТКА
2.Встаем. Игра «Найди лишнего».
Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.
- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.
3. Мы листочки, мы листочки
Мы весёлые листочки
Мы на веточке сидели, ветер дунул-полетели
Мы летели и летели
И на землю тихо сели
(за парты) (3мин)
Осталось повторить синтаксическую роль прилагательных. Какова роль прилагательных в предложениях? Давайте запишем предложения и выделим грамматическую основу и второстепенные члены, посмотрим только ли определением может быть прилагательное?
Умн… с…бака ре…ко лает.
Наша с…бака умна.
Учитель Ребята! Наиболее ярко употребляются прилагательные в текстах художественного стиля. И сейчас я предлагаю вам собрать такие тексты, которые рассыпались,
команда
1. (… ) утром приятно побродить по лесу, подышать (… )воздухом.
2.С (… ) утра и до (… )ночи слышится (… )пение птиц.
1 команда. Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.
2 команда.
2Только в (… )лесу сквозь (… ) деревьев пробивались (… ) лучи.
2 команда. Прилагательные:, знойный, зеленый, высокий, солнечный.
3 команда.
1 (… ) птичка сидела на верхушке (… ) ели.
2. Сквозь (… )облака неожиданно появились (… ) тучи.
3 команда. Прилагательные: маленький, зеленый , голубой, мрачный.
(Время работы 5минут)
Ребята! Как вы думаете, получились бы у писателей такие замечательные строки, если бы в русском языке не было прилагательных? Конечно, нет. И мы не можем себе представить русский язык без них.
Задание № 5
закончим данную схему.
обозначает |
изменяется |
отвечает на вопросы |
А теперь перейдём к выполненному Оформите свои работы.
Представление работ.
Закончить наш урок я хочу одной притчей.
Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и сказал:
– Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: “Я принимаю радость в свою жизнь”, но радости в моей жизни нет.
Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
– Назови, что ты выбираешь из них.
Ложку, ответил юноша.
– Произнеси это пять раз
– Я выбираю ложку, – послушно повторил юноша пять раз
– Вот видишь, – сказал мудрец, – повторяй хоть миллион раз, она не станет твоей. Надо…
Что же надо? (Надо протянуть руку и взять ложку.)
Вы поняли, почему я рассказала эту притчу? Какие знания вы «взяли» сегодня? Что вам удалось? Что вызвало затруднения? Запишите свои наблюдения в лист самооценки.
Д\з. На выбор
№325; составить 5 предложений на тему «Зима», употребив прилагательные; сочинить грамматическую сказку об имени прилагательном; выписать из художественного текста 5 предложений с прилагательными, обозначить род, число, падеж прилагательных.