I. Мотивация к деятельности Цель этапа: включение обучающихся в деятельность, формулировка темы урока. | 1. Психологическая разминка Встали дружно. Повернулись И друг другу улыбнулись. - Настроенье каково? - Во! - Все такого мнения? - Все, без исключения. 2. Формулировка темы. Игра «Четвёртый лишний» Дом, домишко, домашний, домик. - Как называются такие слова? Какое слово лишнее? Почему? - Какова тема нашего урока? Запишите её: «Имя прилагательное как часть речи». 3. Дифференциация обучающихся (уровень владения темой) Обучающиеся берут жетоны: - красный – высокий уровень; - жёлтый – средний; - синий – низкий уровень. | Подготовка класса к работе. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель этапа: подготовка мышления обучающихся | 1. Историческая справка о термине «прилагательное» - Как вы понимаете смысл названия части речи? Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное». 2. Составление кластер «Имя прилагательное» Методом мозгового штурма создаётся кластер на доске и в тетрадях обучающихся:  3. Релаксация «Сказка про краски» - Послушайте стихотворение и скажите, какую функцию имеют прилагательные в русском языке. Я слово ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное или ласкательное, Ещё называют его………………………. | Приложенное, добавленное к чему-то. Составляют кластер Проверка Оценивают себя. | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) |
III. Работа с новым материалом Цель этапа: составить план достижения целей; алгоритм правильного действия. | 1. Разноуровневое задание «Классификации прилагательных» Сказка Давным-давно все прилагательные были похожи. Королева Грамматика издала приказ: «Кто придумает для моих слов-прилагательных знаки различия, будет вознаграждён». - Перед вами на столах карточки с прилагательными. Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? Подумайте, обсудите в парах и разложите карточки. «Синие» - высказывают версию. «Жёлтые» говорят, как разложили слова. «Красные» обосновывают. (Ученики могут классифицировать прилагательные по разрядам, степени сравнения, краткая и полная форма). 2. Игра «Назовите одним словом» (записать в тетрадь) А) Склонный к чистоте и порядку. Содержащийся в порядке, тщательно сделанный. (аккуратный) Б) Сделанный из бархата – плотной шёлковой ткани с мягким стриженым ворсом на лицевой стороне. Приятный, мягкий (о голосе). (бархатный) Г) Лишённый таланта, дара. (бездарный) Д) Своенравный, своевольный, с постоянными капризами. Полный неожиданных перемен, случайностей, непостоянный. (капризный) Е) Нежёсткий, легко поддающийся давлению, сжатию и вызывающий приятное ощущение. (мягкий) Ж) Проживший много лет. Давно находящийся в употреблении. (старый) З) Имеющий низкую или относительно низкую температуру. Человек, крайне сдержанный в проявлении чувств . (холодный) И) Охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом, не жалеющий тратить, расходовать что-либо. Богатый, значительный по цене (о подарке). (щедрый) 3. Игра «Составьте словосочетания» Составьте три словосочетания с записанными словами (согласование главного и зависимого слова) 4. Проблемное задание «Найди прилагательные» Тройка, третий, три, тройной, лиса, лисий, красота, красивее, красивый, самый красивый, красивейший. - Ребята, давайте поясним, как надо действовать, чтобы определить прилагательные в ряду других частей речи. 5. Составление алгоритма Обучающиеся дают алгоритм действия: 1.Задать вопрос Какой? или Чей? 2.Значение – признак предмет. 3.Имеет ли разряд, степень сравнения, краткую или полную форму. 4.Изменяется ли по числам, падежам, по родам. 6. Работа с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи» Выписать из текста прилагательные вместе с существительными и определить род, число, падеж Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. | Намечают пути решения задач Работают в паре с теоретическим материалом, составляют схемы Работа по группам Проверка Оценивание | Планирование, прогнозирование (Р), Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: усвоение обучающимися новых знаний | 1. Физкультминутка «Найди лишнего» - Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным. Весёлый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, птичий, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные. 2. Синтаксическая функция прилагательных А) Какую синтаксическую роль играют прилагательные в этих предложениях? Как хороши, как свежи были розы. Сытый голодного не разумеет. Шли однажды по пустынной дороге слепой, глухой и немой. Б) Синтаксический разбор предложения Красивы осенние леса в России! 3. Определите разряд прилагательных Каменный дом, вчерашняя газета, великолепный век, мамино кружево, грустный взгляд, лисий хвост, тихий шорох, соловьиная песня, голубой небосклон, городской автобус. 4. Разноуровневое задание «Разряды прилагательных» «Синие» - определить разряд. Красивый дом, деревянная ложка, медвежья лапа. «Жёлтые» - составить словосочетания со словом прилагательным лисий в роли разных разрядов. Лисья шапка, лисий хвост, лисья хитрость (перен). «Красные» - Написать алгоритм определения разряда. 5. «Краткая и полная формы прилагательных» Образуйте краткую форму прилагательных Медвежий, пригожий, кипучий, могучий, жгучий, ребячий, птичий, горячий 6. Степени сравнения. Работа с текстом. Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – декабрь. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята всё равно проводят всё своё свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками. - Какие ошибки допустил автор в этом тексте? (неправильно поставил прилагательные в степени сравнения) - Вы должны устно отредактировать текст. 7. Степени сравнения Сейчас давайте устно образуем от прилагательного холодный все степени сравнения. (холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный). |
Проверка
Оценивание
| Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
V. Самостоятельная работа Цель этапа: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности | 1. Работа с текстом Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тих.. зимн.. день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубок.., чист.. лежат под деревьями сугробы. Над лесн.. тропинками кружевн..бел.. арками согнулись под тяжестью инея стволы молод.. берез. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты темно(зелён..) ветви высок.. и маленьк.. елей. Идёшь по зимн.. тих.. лесу и не налюбуешься. Высок.., недвижн.. спят сосны. Синеват.. тени их стройн.. стволов лежат на бел.. нетронут.. сугробах. Невидимой жизнью полнится зимн.. лес. От дерева к дереву тянутся легк.. белич.. следы, маленьк.. мышин.. и птич.. следочки. (И.С. Соколов – Микитов) «Синие» - Вставить пропущенные окончания «Жёлтые» - Определить разряд, род, число, падеж прилагательных. «Красные» - Определите тип текста. (Описание). - Озаглавьте текст. - Каковы тема и основная мысль текста? - Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль? - А для чего автор использует столько много имен прилагательных. - Определить синтаксическую роль прилагательных. - Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке? 2. Эпитеты. Их роль в тексте - Прочитайте текст. Найдите в нём эпитеты. Наступила осень. Подули сердитые ветры. В зеркале озера перестало отражаться небо и прибрежные кусты. Грустные камыши, тихо шурша, жаловались мутной воде, покрытой рябью, на свою судьбу. Серые облака повисли на верхушках деревьев. Время как будто остановилось, и наступило царство хмурых дней. (Сердитые ветры, грустные камыши, хмурых дней) - Определите роль данных эпитетов в тексте. (образная характеристика, выразительность речи, настроение автора) - Перед нами эпитеты, которые передают грустное настроение. Придумайте эпитеты, которые передавали бы весёлое настроение и напишите похожий текст про другое время года (весна, лето) (счастливое солнце, шустрый лучик, радостный ручей и т. д.) 3. Распределительный диктант (на листочках) Определить, к какому разряду относятся названные учителем имена прилагательные. В соответствующей колонке указать только номер прозвучавшего имени прилагательного. Разряды имен прилагательных 1.заячий 2.сильный 3.небесный 4.лисий 5.приветливый 6.твердый 7.деревянный Взаимопроверка. Проверочный код воспроизведён учителем | Работа по уровням
Проверка | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
VI. Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Какую цель ставили? Удалось достичь поставленной цели? Каким способом? Какие получили результаты? Что вызвало особые затруднения? Где можно применить новые знания? Называют ключевые слова темы. | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) |