СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "2 склонение имен существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме 2 склонение имен существительных, повторение существительных 1-го склонения.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "2 склонение имен существительных"»



Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Петриловская начальная общеобразовательная школа»











Предмет – русский язык

Класс – 4 класс

Учебник – В.П. Канакина «Русский язык»

Тема урока - «2-е склонение имён существительных»











































































Тема: 2-е склонение имён существительных.

Цель урока: познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения.

Задачи:

обучающие:

  • формировать умение распознавать имена существи­тельные 2-го склонения

  • закреплять знания об изменении имен существительных по падежам;

  • развивать умение правильно писать слова с непроверяемыми и проверяемыми гласными в корне слова;

развивающие:

  • развивать речь обучающихся;

  • развивать умственную деятельность (выполнять операции анализа и синтеза, способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);

воспитательные:

  • воспитывать интерес к родному языку;

  • воспитывать чувство взаимопомощи.



Оборудование: В.П. Канакина учебник «Русский язык» 4 класс 1 часть, карточки с заданиями, карточки со словами-опорами, карточки для мини-морского боя,презентация.

Ход урока

  1. Организационное начало. Самоопределение к деятельности


На уроке не зевай,

Сразу всё запоминай,

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!


- А почему так важно хорошо знать русский язык? (Потому что стыдно не знать свой родной язык).


  1. Актуализация знаний. Блиц-опрос


- Вот сейчас мы и проверим, на сколько хорошо вы знаете русский язык. На мои вопросы давайте короткие и быстрые ответы.


- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?(Имя существительное)

- Имя существительное изменяется по … (Числам и падежам)

- Сколько падежей в русском языке?(6)

- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?(И.п.)

- Определите падеж существительного после прогулки (Р.п.)

- Начальная форма имени существительного(Форма именительного падежа единственного числа.)

- На какие вопросы отвечает Д.п.?(Кому?Чему?)

- Каким членом предложения являются существительные в И.п.? (Подлежащим)

- Какие имена существительные относятся к 1 скл? (Ж.р. и м.р. с окончаниями –а, –я)

- Как определить склонение имени существительного?Алгоритм

(Учитель прикрепляет к доске карточки-опоры)

  1. Поставить в начальную форму

  2. Определить род

  3. Найтиокончание

  4. Если это существительное ж.р. или м.р.

с окончанием–а или

5. 1 склонение


(Учитель вывешивает на доску слова-опоры алгоритма)

  1. Постановка учебной задачи



- Используя алгоритм, выберете слова, которые относятся к 1 скл. и выпишите их в столбик.

На доске записаны слова

Зв..зда, в..лна, в..скр..сенье, п..м..дор, д..ждинка, к..рабль, обл..ко, д..дуля, т..пор, скв..рчиха.



Самостоятельная работа. Взаимопроверка по образцу



- Что еще объединяет эти слова?(Орфограмма проверяемый безударный гласный в корне)

- Объясните написание букв.

- Выпишите оставшиеся слова во второй столбик. Что можете сказать об этой группе слов?(Словарные слова.Непроверяемый безударный гласный в корне).

- Почему я выбрала слова с этими орфограммами? (В этих орфограммах чаще всего допускаются ошибки, поэтому надо тренироваться, чтобы их избежать)


- Можете ли вы сказать, к какому склонению относятся эти слова? (Можем только предположить, что ко 2-му).

- Да, вы выписали слова, которые относятся ко 2-му склонению.

- Какова же будет тема урока?(2-е склонение имен существительных)

- Чему будем учиться?(Находить слова, которые относятся ко 2-му склонению, определять склонение)


- На данном этапе урока мы можем заполнить таблицу.


- Что мы уже знаем об определении склонения имен существительных?

- Что хотим узнать на уроке?

-А что узнали, мы заполним в конце урока.


Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал(а)

К существительным

1 скл. относятся

существительные

ж. р. и м. р.

с окончаниями - а, -я


Какие

существительные

относятся

ко 2 скл.?





  1. Открытие новых знаний


- Выполните Алгоритм определения склонения с выписанными словами. Сделайте вывод, какие существительные относятся ко 2 склонению.

- Давайте проверим наш вывод, прочитав сведения о языке в учебнике на с. 93.

  1. Первичное закрепление


Учебник с. 93 № 163





  1. Физминутка


Наклонились вниз, руки в пол.

Выпрямились, потянули руки к потолку.

Наклонились влево, руки к окну.

Наклонились вправо, руки к коридору.


  1. Включение в систему знаний


- Заметили ли вы в физминутке что-то по теме урока? (Слова пол, потолок, окно, коридор – 2 склонения)


- Посмотрите вокруг. В нашем классе есть еще много слов-имен существительных 2 склонения.Назовите их.(Окно, ведро, стол, компьютер, проектор, экран, мел, учитель, ученик, портфель, пенал, карандаш, учебник, стеллаж и т.д.).


- Составьте небольшой рассказ, используя эти слова. (Выслушать несколько ответов).


- Я тоже составила рассказ, но вы должны мне помочь его собрать.



Работа в группах


Каждой группе дается деформированное предложение. Группа записывает его на строку с номером своей группы. Затем представитель группы это предложение диктует всем остальным группам, подходя к ним по очереди. В итоге получается, что у каждой группы будет записан полный текст.



  1. подошёл, доске, учитель, к


  1. задание, написал, он


  1. приступили, работе, к, ученики


  1. найти, 2-го склонения, существительные, надо


  1. справились, задачей, этой, все, с



Текст


Учитель подошёл к доске. Он написал задание. Ученики приступили к работе. Надо найти существительные 2-го склонения. Все справились с этой задачей.


- Какое было дано задание?

- У ребят получилось?

- Давайте и мы в полученном тексте найдем существительные 2-го склонения.



  1. Самостоятельная работа



«Мини-морской бой»

-Определите склонение существительного и «выстрелите» в нужную позицию.

1 скл.











2 скл.












1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Урок, тема, правило, учёба, знание, труд, работа, терпение, итог,

1 2 3 4 5 6 7 8 9

молодец.

10

Проверка по ключу



  1. Рефлексия деятельности

- Заполним последнюю колонку таблицы

Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал(а)

К существительным

1 скл. относятся

существительные

ж. р. и м. р.

с окончаниями - а, -я


Какие

существительные

относятся

ко 2 скл.?


К существительным

2 скл. относятся

существительные

м. р. с □ окончанием

и ср. р. с

окончаниями - о, -е




  1. Оценивание

- Чью работу на уроке вы могли бы отметить, как активную, результативную?

  1. Домашнее задание

1 уровень – с. 94 № 164

2 уровень – составить рассказ на тему «Школа», определить склонение имен существительных.

3 уровень – составить рассказ, в котором будут имена существительные только 2 склонения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!