1. Выведение понятия деление с остатком практическим способом ( с помощью рисунка); формирование представления о том, что при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя.
2. Развивать внимание, абстрактное мышление, наблюдательность, способность сравнивать, самостоятельно проводить анализ, делать выводы.
3. Воспитывать у обучающихся любовь к математике, навыки культурного общения, активную личность.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Комментарии |
I. Организационный момент. создание положительного эмоционального настроя на урок, концентрация внимания. | Приветствует, проверяет общую готовность, желает успеха. Сегодняшний урок я хочу начать словами французского философа Жан Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели к их достижению…» - Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж. Ж. Руссо. - Вы готовы к работе? - Тогда в путь. | Контролируют готовность, реагируют на слова учителя. | Мотивация. |
II. Вызов Задача данного этапа – актуализация знаний, необходимых для введение в новую тему. | Комментарий учителя. - На доске в столбик записаны выражения. 16: 4 21 : 3 52 : 4 84 : 6 14 : 5 | | Фронтальная устная работа. |
Возникновение проблемы. | - Назовите общий признак этих выражений. - По каким признакам деление можно разбить на три группы? - Найдём значения этих выражений. Подводит к проблеме. Выслушивает предполагаемые ответы. 14 : 5 - Вы смогли выполнить задание? - Чем это задание не похоже на предыдущее? - Какой возникает вопрос? | Приём «Корзина идей» : обучающиеся предлагают свои версии (все выражения на деление, делитель однозначное число, делимые чётные числа). Табличное и внетабличное деление. Показывают на сигнальных карточках. Рассуждают. Ответы детей. | Составление кластера
? |
Задача данного этапа – познакомить с делением с остатком; учить читать и понимать значение каждого знака в записи деления с остатком. Постановка проблемы, выведение темы. | - Давайте посмотрим, как выполнить деление с остатком. - Прочитайте задание про себя. Рассмотрите запись к рисунку. Постарайтесь объяснить, что означает каждое число в этой записи? Выслушивает ответы. Представление вывода. - Ребята, какова тема нашего урока? Открывает тему урока на доске. «Деление с остатком» | Работают с учебником. Заполняют таблицу «Инсерт» Рассуждают. Делают вывод. Работают с текстом со знаком -! Формулируют тему. | Фронтальная аналитическая работа с текстами. Диалог, подводящий детей к самостоятельному формированию темы урока. Мотивирующий диалог. |
III. Осмысление Развитие познавательных умений – умений анализировать, обобщать. Представить деление нацело как особый вид деления с остатком. | Задание №2. Предлагает работу в парах. Костик, Мишка и Павля разделили 14 мячей по-другому. Выясните и обсудите, как они это сделали? Выслушивает ответы. Предлагает вопрос-рассуждение: - Ребята, очень важна здесь запись в скобках? Можно ли сделать такую запись 14 : 2 = 7. Сделайте вывод. | Наблюдают. Находят пути решения. Дискуссия в парах. Сверяют. Делают общий вывод. Работают с текстом со знаком -! | Самостоятельная работа в парах. |
физминутка |
Учиться производить деление с остатком практическим способом. | Задание №3. - Выполни деление, сделав рисунок. - Ребята, сравните остаток и делитель во всех записанных выражениях. Что вы наблюдаете? | Работают у доски и в тетрадях. Выполняют решение выражений с комментариями. Сравнивают. Делают общие выводы. | Фронтальная коллективная практическая работа |
Задача данного этапа- формировать представление о том, что при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя. | Подводит к проблеме. - Сравни делитель и остатки. Можно ли к выражениям сделать такие рисунки? Выслушивает ответы. | Доказывают свои предположения. Сравнивают. Наблюдают. Поиск решения. Дискуссия в парах. Работают с текстом со знаком - ! | Диалог. Обобщение. Вывод. Самостоятельная работа в парах. |
| - Расскажите, какие остатки могут получиться при делении на 2, на 3, на 4, на 5, на 12? Самостоятельная работа | Обучающиеся предлагают свои версии. Выполняют сам. работу. Сверяют, корректируют ошибки при необходимости. Оценивают работу. | Фронтальная работа Самоконтроль. Дифференцированное задание по карточкам. Самопроверка. Коррекция. |
IV. Рефлексия Задача данного этапа – дать анализ успешности усвоения знаний. | | Составляют синквейн по теме урока | Работа в группах. Анализируют свою работу на уроке. |
V. Домашнее задание. | Придумайте, решите и запишите 3 выражения на деление с остатком, сделав рисунок. А дополнительное задание попробовать составить алгоритм деления с остатком. | | |