Открытый урок русского языка.
Тема «Главные и второстепенные члены предложения»2класс.
Цели:
Закрепить и обобщить знания детей о главных и второстепенных членах предложения, о частях речи.
Развивать познавательный интерес к предмету, орфографическую зоркость, речевые умения, память, мышление, внимание. Работать над развитием устной и письменной речи.
Воспитывать аккуратность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: таблицы, картины, карточки.
Ход урока:
Организационный момент.
-Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
-На уроке продолжаем красиво писать, думать и рассуждать.
Минутка чистописания.
- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
- Начнем урок с минутки чистописания, отгадайте, какую букву мы будем сегодня писать?
Буква эта завитушка, словно сдобная ватрушка? (З)
- Пишем строчку Зз, Ззз, Зззз, Ззззз, Зззззз, Ззззззз.
Итак, мы выполнили чистописание, молодцы.
- А теперь перейдем к словарно-орфографической работе.
Словарная работа
-Этот зверь на букву З, прыгает и скачет, а увидит он лису – сразу убегает. Кто это?(заяц).
-Словарное слово- за+яц.
- Вместо пустой клетки поставьте букву, которая должна писаться в этом слове.
-Обменяйтесь тетрадями и исправьте, если есть, ошибки соседа.
-Возьмите свои тетради, работаем вместе. Подберите проверочные слова к каждому.
-Составьте предложение со словом ЗАЯЦ. (По дороге бежит прыткий заяц).
-Запишите его.
(Дети записывают в тетрадях, один ученик – у доски.)
По дороге бежит прыткий заяц.
– Какие надо знать правила, чтобы грамотно написать это предложение?
Нужно знать следующие правила:
– предложение пишется с большой буквы;
– написание безударных гласных в корне слова;
– написание непроверяемой безударной гласной;
– парная согласная в корне слова;
– сочетание -жи; безударная гласная в окончании;
– написание предлогов;
– в конце предложения ставится точка.
- О ком говориться в предложении? (О зайце) Кто? Заяц. Подчеркнем это слово одной чертой.
- Что говориться о зайце? (Он бежит). Заяц что делает? Бежит. Подчеркнем это слово двумя чертами.
-Как мы называем эти слова в предложении? (Главные члены предложения).
-Какие вы видите второстепенные члены предложения? (по дороге-сущ. дат п., прытки – определение).
- К нам на урок пришли гости из страны Грамматики – подлежащее и сказуемое, а также второстепенные члены предложения.
-Они хотят проверить, умеем ли мы их находить в предложении.
-Сегодня мы будем находить главные и второстепенные члены предложения, и называть их. Это самое важное на уроке.
-А вот их визитка:
Подлежащее: Я обозначаю о ком или о чем говориться в предложении…….
И отвечаю на вопрос кто? или что? Меня в предложении подчеркивают одной чертой.
Сказуемое: Я обозначаю, что говориться о подлежащем (показывает в сторону подлежащего) и отвечаю на такие вопросы как: что делает ?, что делают?, что делал? что делали?. что сделает?, что сделают? В предложении меня подчеркивают меня двумя чертами.
Определение: Я обозначаю признак предмета. Отвечаю на вопросы какой, какая, какое, какие. В предложении меня подчеркивают волнистой линией.
Дополнение: Я дополняю вашу речь, отвечаю на все падежные вопросы, кроме именительного.
Определение- обозначаю признак предмета. Отвечаю на вопросы какой, какая, какое, какие. В предложении меня подчеркивают волнистой линией. Например: Слышны звонкие голоса птиц. Какие ? – звонкие. | | Дополнение- дополняю вашу речь, отвечаю на все падежные вопросы, кроме именительного. Например: Слышны звонкие голоса (кого?) птиц. |
4. Целеполагание.
-К концу урока мы должны:
Знать | Уметь |
Что такое главные и второстепенные члены предложения. | Находить в предложении подлежащее и сказуемое, а также второстепенные члены предложения. |
5.Закрепление и обобщение полученных знаний
- Прочитайте стихотворение, записанное на доске. О чем оно?
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня.
Солнце землю нагревает,
Топит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая,
И ручьями слезы льет.
-Найдите и выпишите любые 3 предложения подлежащее + сказуемое, подпишите части речи, а также 3 любые словосочетания существительное + прилагательное.
(Вьюга (что сделала?) отшумела. Ночь (что сделала?) стала.
Ветер (что делает?) дует. Капли (что делают) падают.
Солнце (что делает?) нагревает. Солнце (что делает?) топит.
Баба (что делает?) тает. Баба (что делает?) льет.
Вьюга (какая?) злая. Ветер (какой?) теплый. Баба (какая?) снеговая.)
Дидактическая игра:
-А теперь поиграем.
-Если называю существительное – присядьте, прилагательное – наклоны, глагол – прыжок и хлопок.
-После зимы какое время года к нам приходит? (весна).
-Весна – прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
- Прочитайте слова, записанные на доске.
Тают, яркое, весна, наступила, ручьи, светит, звонкие, почки.
-На какие три группы можно их разделить?
- Что нужно сделать, чтобы определить часть речи.
(Дети записывают слова на доске в три столбика)
- Докажите, что слова первого столбика – имена существительные; второго – имена прилагательные; третьего – глаголы.
(Открываются таблицы-опоры.)
Имя существительное кто? что? предмет | | Имя прилагательное какой? какая? какое? признак предмета | | Глагол что делает? что сделал? что будет делать? действие предмета | |
по карточкам, разным по сложности.
-Задание для всех команд: установить связь слов в предложении, произвести синтаксический разбор.
Настали весенние дни. Началась теплая пора. Дует легкий ветерок. | Закончилась зимняя пора. Пришла долгожданная весна. Миновали холодные дни. Проходит грибная пора. | Пришли теплые деньки. Начались долгожданные каникулы. Чувствуется теплый ветерок. Моросят кратковременные дожди. Возвращаются перелетные птицы. |
-Скажите, какой цветок считается первым весенним цветком? (подснежник).
Расцвел ранний весенний цветок.
-Подчеркните подлежащее и сказуемое.
-Найдите второстепенные члены предложения. Докажите.
- Ребята, очень трудно представить нашу жизнь без цветов. С весны до поздней осени в лесах, на полях в садах и парках цветут разные растения. Люди спешат рвать цветы, собирать их в букеты. А стоит ли губить цветы из-за нескольких дней красоты? Нет! Ведь не даром в говорят: “Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу”.
-Давайте не будем срывать полевые, луговые, лесные цветы. Пусть они радуют своим ароматом и ярким нарядом. Если мы будем заботиться о природе, мы станем добрее.
-Объяснить орфограммы. В первом предложении подчеркнуть грамматическую основу, во втором определить, какими частями речи выражены слова в предложении.
Пришла теплая весна. Тает последний снег.
-Проверяем.
- Назовите, какие действия выполняет весна?
Весна приходит. Весна расцветает. Весна разливается.
- Составьте предложение, используя схему. Запишите одно предложение на выбор. Подчеркните главные члены предложения.
предложения.
-А какое время года наступит после весны? (лето).
-Задание для всех: собрать предложение и подчеркнуть главные члены предложения.
1 вариант
Бабочка, большая, летит, пестрая. (Летит большая, пестрая бабочка.)
2 вариант.
Стебли, дикого, ветер, качает, клевера. (Ветер качает стебли дикого клевера.)
-Проверяем. А есть ли здесь второстепенные члены предложения? Докажите.
7. Подведение итогов урока.
- Давайте вспомним над чем мы работали сегодня на уроке?
(Ребята перечисляют все этапы урока, раскрывая основные моменты работы.)
-Мы знаем, какие члены предложения называются главными,
а какие – второстепенными?
-Умеем находить в предложении подлежащее и сказуемое, а также второстепенные члены предложения?
Отметка работы наиболее активных учеников.
8. Домашнее задание.
-Дома придумайте текст на тему «Весна», состоящий из 4 предложений, в которых есть главные и второстепенные члены. Подчеркните их.
9.Рефлексия.
–Какое задание больше всего понравилось на уроке?
– За что можете себя похвалить?
– У вас на партах лежат квадраты красного и синего цвета.
Кто из вас считает, что работал на “отлично”– покажите красный квадрат, а кто работал не в полном объёме – покажите синий квадрат.
Резерв.
Учитель читает стихотворение Ф. Тютчева.
Учащиеся должны, внимательно прослушав, назвать подлежащее и сказуемое.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось.
Все гонит зиму вон,-
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
- Докажите, что назвали подлежащее и сказуемое. Какие вы запомнили второстепенные члены предложения?
1 группа Настали весенние дни. Началась теплая пора. Дует легкий ветерок. | 2 группа Закончилась зимняя пора. Пришла долгожданная весна. Миновали холодные дни. Проходит грибная пора. | 3 группа Пришли теплые деньки. Начались долгожданные каникулы. Чувствуется теплый ветерок. Моросят кратковременные дожди. Возвращаются перелетные птицы. |