Брейн-ринг «Сундучок слов»
Фрагмент урока-повторения по теме «Лексика»
1.Обсуждение эпиграфа
Слова умеют плакать и сметься,
Приказывать, молить и заклинать,
И ,словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать ,и отзывом, и зовом,
Способно слово,изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют,и славят, и чернят.
Я. Козловский
Какую роль отводит автор слову?
Согласны ли вы с ним?
Проверим, насколько вы владеете словом(класс делится на 3 команды,.выбирает капитана, придумывает название)
2.Итак,начнём соревнованье,
Которое потребует от вас знаний и вниманья.
Если правильно заданье ты решаешь,
То конфетку получаешь.
Конфеты эти нужно сохранить-
По ним итог мы будем подводить.
Кто найдёт решенье первым,
Подаёт сигнал мне верный.
Не кричит он , не шумит-
В колокольчик он звонит.
Тур 1 Разминка
Команды по очереди отвечают на вопросы задания.
Ответ должен состоять из 1 слова. Если команда, которой был адресован вопрос, не знает ответа, то шанс ответить есть у других команд.
Задание 1. О каком понятии идёт речь?
1)Минус-плюс
Огонь-вода
Дерзкий-осторожный
Мы всегда противоположны.
2)Мы слова из русской речи,
Из родного языка.
Одинаково нас слышат,
Одинаково нас пишут.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки
Смысл запрятан в серединке.
Сходным лицам вопреки
мы по смыслу далеки.
3)Всегда близки по смыслу.
Разнятся лишь оттенками подчас.
Родимый край-Отечество-отчизна.
Как много в них священного для нас!
Задание 2
1)Каким ключом нельзя открыть замок?
2)Какую строчку не может прочесть ни один учёный?
3)Какой бор никогда не имеет листвы?
Задание 3 Определить слово по лексическому значению?
Заранее намеченный путь следования.
Место,где скрещиваются улицы
Начальный момент спортивного соревнования
Место на реке,где её можно перейти
Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания
Тот,кто любит своё Отечество
Тур 2. «Кто быстрее»
Задание 1. Закончить фразеологизм
1)Хоть караул...
2)Кто в лес...
3)Как баран...
4)Биться ,как рыба...
5)Вставлять палки...
6)Хоть волком...
7)Курам...
8)Душа уходит...
9)Мастер на …
Задание 2. Найти общее название для каждого ряда слов.
1)Существительное, прилагательное, глагол
2)Теннис, волейбол, хоккей
3)Молоток, стамеска,долото
Задание 3 В ряду слов найти то,которое не является синонимом другим
1)Здание, постройка, сооружение, сарай
2)Зрелище,опера,представление
3)Воин,артиллерист,солдат,боец
Физкультминутка(приседания)
Дружба,братцы,-это да!
Ссоры, склоки- ерунда!
Дружно вместе приседай,
От друзей не отставай.
Тур 3 «Дружная команда»
Победить поможет дружная слаженная работа(задания на карточках,работа в командах)
Задание 1 Выписать слова, употреблённые в переносном значении
1)В саду горит костёр рябины красной.
2)Зимой выпадет снег, ударят морозы.
3)Мой друг- добрый, мягкий человек.
Задание 2 Перепеписать,заменив отдельные слова фразеологизмами.
Петя плохо работал. Он дома тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шёл домой. Надо было усердно приниматься за работу.
Тур 4. Конкурс капитанов.
Назвать окружающие вас предметы, наименования которых являются омонимами.
Подведение итогов.
Что вы вынесете из нашего урока? Нужно ли знать такие лексические термины, как синонимы,антонимы,омонимы, фразеологизмы? Для чего? Нужно ли относиться к слову бережно? Что для вас бережное отношение к слову?