СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Морфология и орфография".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Морфология и орфография.

План урока.

  1. Понятие термина «морфология».
  2. Система частей речи в русском языке (особенности ударения, словообразования)
  3. Некоторые проблемы в разграничении частей речи.

1.Термин «морфология» был введен в 19 веке взамен термина «этимология», применявшегося для названия того раздела грамматики, в котором описывались склонения и спряжения.

2.Сейчас это значение слова «этимология» является устаревшим, а термин «морфология» прочно вошёл в лингвистику для обозначения того раздела грамматики, который изучает формы слова, систему форм слова (парадигму), систему формоизменения.

3.Центральными понятиями морфологии являются грамматические разряды слов – части речи.

4.Важными понятиями в морфологии являются словоформа и формообразующая морфема.

5.В русском языке центральной формообразующей морфемой является окончание, или  флексия, поэтому русский язык относят к флективным языкам.

Части речи.

1.3 признака выделения частей речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Морфология и орфография".»

Морфология и орфография.

План урока.

  1. Понятие термина «морфология».

  2. Система частей речи в русском языке (особенности ударения, словообразования)

  3. Некоторые проблемы в разграничении частей речи.

1.Термин «морфология» был введен в 19 веке взамен термина «этимология», применявшегося для названия того раздела грамматики, в котором описывались склонения и спряжения.

2.Сейчас это значение слова «этимология» является устаревшим, а термин «морфология» прочно вошёл в лингвистику для обозначения того раздела грамматики, который изучает формы слова, систему форм слова (парадигму), систему формоизменения.

3.Центральными понятиями морфологии являются грамматические разряды слов – части речи.

4.Важными понятиями в морфологии являются словоформа и формообразующая морфема.

5.В русском языке центральной формообразующей морфемой является окончание, или флексия, поэтому русский язык относят к флективным языкам.

Части речи.

1.3 признака выделения частей речи.

2. Для каждой части речи характерна своя система ударений.

Так, существительные могут иметь постоянное ударение на основе ( заяц, зайца, зайцу…), постоянное ударение на окончании ( стол, стола, столу, столом…), подвижное ударение, перемещающееся с основы на окончание ( город, города, городу…города, городов, городам).

Прилагательные имеют постоянное ударение на основе (красивый, красивая, красивое, красивые), постоянное ударение на окончании (большой, большая, большое, большие). В редких случаях у прилагательных наблюдается перемещение ударения (молодой, молодая, молодое, молодые – молод, молода, молодо, молоды, моложе).

У глаголов ударение может быть постоянным на основе ( читаю, читаешь… читаем, читая, читавший), постоянным на окончании (кричу, кричишь, кричат), подвижное ударение (хочу, хочешь, хотят…). В настоящее время обнаруживается тенденция перемещение ударения с окончания на основу ( ср. 19 век: дарю, даришь, дарят; варю, варишь, варят и т.п. – в 20 веке: дарю, даришь, дарит, дарим; варю, варишь, варит, варим и т.п.)

3.Для каждой части речи характерна своя система словообразования.

Способ образования

существительные

прилагательные

глаголы

наречия

Суфф.

+

+

+

+

Преф.

+

+

+

+

Суфф.-преф

+

+

+

+

сложение

+

+

-

+

Безаффиксн.

+

-

-

-



4. 10 частей речи.

Знаменательные (имена, глагол, местоимение, наречие, слова категории состояния)

Неполнознаменательные (служебные слова, междометия, звукоподражания).

Открыт вопрос о причастиях, деепричастиях, местоимениях, порядковых числительных; словах категории состояния ( Л.В.Щерба, 1928 год)

Сегодня душно. На улице прохладно. И скучно и грустно, и некому руку подать.

Междометия - выражают чувства, выполняют разную синтаксическую роль.

Слова категории состояния - передают, воспроизводят звуки живой и неживой природы, выполняют роль сказуемого, а также функцию чужой речи в составе пря мой речи (Колокольчик дзинь-дзинь-дзинь).

Трудности в разграничении в тех случаях, когда эти слова передают эмоции и воспроизводят звук.

Одежду прочь! Перед челом

Протянем руки удалые.

И бух!-блистательным дождём

Взлетают брызги водяные.

Н.Языков.

Некоторые звукоподражательные слова квалифицируются как глаголы ультрамгновенного действия.

Там колокольчик где-то бряк,

Тут добрый человек аукнет,

То кто-нибудь в ворота стукнет,

То слышен лай дворных собак.

П.Вяземский.