Морфология и орфография.
План урока.
Понятие термина «морфология».
Система частей речи в русском языке (особенности ударения, словообразования)
Некоторые проблемы в разграничении частей речи.
1.Термин «морфология» был введен в 19 веке взамен термина «этимология», применявшегося для названия того раздела грамматики, в котором описывались склонения и спряжения.
2.Сейчас это значение слова «этимология» является устаревшим, а термин «морфология» прочно вошёл в лингвистику для обозначения того раздела грамматики, который изучает формы слова, систему форм слова (парадигму), систему формоизменения.
3.Центральными понятиями морфологии являются грамматические разряды слов – части речи.
4.Важными понятиями в морфологии являются словоформа и формообразующая морфема.
5.В русском языке центральной формообразующей морфемой является окончание, или флексия, поэтому русский язык относят к флективным языкам.
Части речи.
1.3 признака выделения частей речи.
2. Для каждой части речи характерна своя система ударений.
Так, существительные могут иметь постоянное ударение на основе ( заяц, зайца, зайцу…), постоянное ударение на окончании ( стол, стола, столу, столом…), подвижное ударение, перемещающееся с основы на окончание ( город, города, городу…города, городов, городам).
Прилагательные имеют постоянное ударение на основе (красивый, красивая, красивое, красивые), постоянное ударение на окончании (большой, большая, большое, большие). В редких случаях у прилагательных наблюдается перемещение ударения (молодой, молодая, молодое, молодые – молод, молода, молодо, молоды, моложе).
У глаголов ударение может быть постоянным на основе ( читаю, читаешь… читаем, читая, читавший), постоянным на окончании (кричу, кричишь, кричат), подвижное ударение (хочу, хочешь, хотят…). В настоящее время обнаруживается тенденция перемещение ударения с окончания на основу ( ср. 19 век: дарю, даришь, дарят; варю, варишь, варят и т.п. – в 20 веке: дарю, даришь, дарит, дарим; варю, варишь, варит, варим и т.п.)
3.Для каждой части речи характерна своя система словообразования.
Способ образования | существительные | прилагательные | глаголы | наречия |
Суфф. | + | + | + | + |
Преф. | + | + | + | + |
Суфф.-преф | + | + | + | + |
сложение | + | + | - | + |
Безаффиксн. | + | - | - | - |
4. 10 частей речи.
Знаменательные (имена, глагол, местоимение, наречие, слова категории состояния)
Неполнознаменательные (служебные слова, междометия, звукоподражания).
Открыт вопрос о причастиях, деепричастиях, местоимениях, порядковых числительных; словах категории состояния ( Л.В.Щерба, 1928 год)
Сегодня душно. На улице прохладно. И скучно и грустно, и некому руку подать.
Междометия - выражают чувства, выполняют разную синтаксическую роль.
Слова категории состояния - передают, воспроизводят звуки живой и неживой природы, выполняют роль сказуемого, а также функцию чужой речи в составе пря мой речи (Колокольчик дзинь-дзинь-дзинь).
Трудности в разграничении в тех случаях, когда эти слова передают эмоции и воспроизводят звук.
Одежду прочь! Перед челом
Протянем руки удалые.
И бух!-блистательным дождём
Взлетают брызги водяные.
Н.Языков.
Некоторые звукоподражательные слова квалифицируются как глаголы ультрамгновенного действия.
Там колокольчик где-то бряк,
Тут добрый человек аукнет,
То кто-нибудь в ворота стукнет,
То слышен лай дворных собак.
П.Вяземский.