СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме " Омонимы. Паронимы".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Омонимы.Паронимы". Цель: научить детей различать паронимы, определять их значение.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме " Омонимы. Паронимы".»

Русский язык 5 класс Дата: 11.01.2023

Тема: Омонимы. Паронимы.

Цели: дать учащимся понятие об омонимах и паронимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарём омонимов; воспитывать интерес к слову.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать интерес к русскому языку; формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.

Метапредметные:

Коммуникативные:  определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:  прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Предметные: овладеть сведениями об омонимах и паронимах. Опознавать омонимы и паронимы. Различать омонимы и многозначные слова. Оценивать уместность и точность использования слов в тексте.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Ход урока

I. Организационный этап. Приветствие класса

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами недавно открыли

двери в страну Лексики. Теперь мы продолжим наше путешествие и познакомимся еще

с одним загадочным явлением.

Чтобы узнать то, что ждет нас впереди, мы должны открыть тетради и записать дату.

II. Актуализация

Поверка домашнего задания. Повторение лексических понятий.

Разминка - «Узнай лексическое явление»

Чёрный, белый, Вниз и вверх , Пораженье и успех

(Это антонимы - слова одной и той же части речи с противоположным лексическим

значением).

Мчался я, летел и нёсся.

И бежал, бежал, бежал.

Захихикал, засмеялся,

А потом захохотал.

( Это синонимы - слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся

по- разному, но одинаковы или очень близки по лексическому значению).

Загорелся яркий свет.

Дома не был много лет.

Целый свет объехал я.

Здравствуй, родина моя!

(Это омонимы - слова, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют совершенно

разные лексические значения)

Определите, где здесь омонимы, а где многозначные слова.

  • горький лук – лук охотника;

  • подземный ключ – ключ от входной двери;

  • кисть рябины – кисть для рисования:

  • шуба из норки – мышиные норки

III. Формирование новых понятий и способов действия

- А теперь прослушайте детское стихотворение.

Я сегодня так расстроен!

Позвала меня сестра

И сказала: «Ты невежда!

Ты не знаешь дважды два!»

Я обиделся, надулся,

Ну, конечно, нагрубил.

И услышал от сестрёнки:

« Ты невежа, Михаил!»

-Найдите в нем похожие слова (НЕВЕЖДА и НЕВЕЖА). Определите их значение.

Поступком он смелым всех- всех удивил.

Меня же друзья за проступки ругают.

Порой осуждают, порой обсуждают.

Удачливым парнем считают меня.

Удачной покупкой хвалилась сестра.

- Попытайтесь самостоятельно определить, что обозначает этот термин.

-Скажите, по вашему мнению, чем являются эти слова?

Такое явление в лингвистике называется ПАРОНИМЫ,

Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.

- Встречались ли вам такие слова, приведите примеры?

  1. Дружеский – дружный 2.Злой – злостный 3.Заглавный - главный.

4.Единственный - единый.

- Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Что нужно знать, чтобы избежать смешения паронимов?

Знакомство и работа со «Словарем паронимов современного русского языка» Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшевой.

IV. Первичное закрепление нового материала.

Задание 1. (Слайд 12)

Лингвистическая задачка.

К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом.

Воздух, край (лесной, лесистый);
луг, кинофильм (цветной, цветистый);
вдох, вздох (неожиданный, сильный).

Задание 2. (Слайд 13)

Какие слова не являются паронимами?

Конный - конский

Цветная – цветовая

Посидеть (на стуле) – поседеть (от горя).

Задание 3.

Отметьте крестиком или галочкой паронимы.

Стрелок – стрелец, гоночный- гончий, полоскать – поласкать, высший – вышний, охотный– охотничий, одеть- надеть.

4. Самостоятельная работа. Работа по карточкам.

Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу паронимы.

1.Мой отец –… хозяин.2. В стране отмечается … рост. 3. Встреча президентов …

держав прошла успешно. 4. Мне нужен твой … совет. 5. В процессе работы был ..

достигнут.. … и был.. подписан.. … о сотрудничестве.

Слова для справок: экономный, экономический; дружеский, дружественный; договор, договоренность.

V. Итог урока. Рефлексия.

Прозвенит сейчас звонок,

Пора заканчивать урок.

- Давайте подведем итог нашего урока.

- Что нового вы узнали? Оцените свою работу на уроке.

VI.ДЗ перейти по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/7671/main/306622/

прослушать видео урок и выполнить тренировочные задания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!