Русский язык 5 класс Дата: 11.01.2023
Тема: Омонимы. Паронимы.
Цели: дать учащимся понятие об омонимах и паронимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарём омонимов; воспитывать интерес к слову.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать интерес к русскому языку; формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.
Метапредметные:
Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Предметные: овладеть сведениями об омонимах и паронимах. Опознавать омонимы и паронимы. Различать омонимы и многозначные слова. Оценивать уместность и точность использования слов в тексте.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Ход урока
I. Организационный этап. Приветствие класса
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами недавно открыли
двери в страну Лексики. Теперь мы продолжим наше путешествие и познакомимся еще
с одним загадочным явлением.
Чтобы узнать то, что ждет нас впереди, мы должны открыть тетради и записать дату.
II. Актуализация
Поверка домашнего задания. Повторение лексических понятий.
Разминка - «Узнай лексическое явление»
Чёрный, белый, Вниз и вверх , Пораженье и успех
(Это антонимы - слова одной и той же части речи с противоположным лексическим
значением).
Мчался я, летел и нёсся.
И бежал, бежал, бежал.
Захихикал, засмеялся,
А потом захохотал.
( Это синонимы - слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся
по- разному, но одинаковы или очень близки по лексическому значению).
Загорелся яркий свет.
Дома не был много лет.
Целый свет объехал я.
Здравствуй, родина моя!
(Это омонимы - слова, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют совершенно
разные лексические значения)
Определите, где здесь омонимы, а где многозначные слова.
горький лук – лук охотника;
подземный ключ – ключ от входной двери;
кисть рябины – кисть для рисования:
шуба из норки – мышиные норки
III. Формирование новых понятий и способов действия
- А теперь прослушайте детское стихотворение.
Я сегодня так расстроен!
Позвала меня сестра
И сказала: «Ты невежда!
Ты не знаешь дважды два!»
Я обиделся, надулся,
Ну, конечно, нагрубил.
И услышал от сестрёнки:
« Ты невежа, Михаил!»
-Найдите в нем похожие слова (НЕВЕЖДА и НЕВЕЖА). Определите их значение.
Поступком он смелым всех- всех удивил.
Меня же друзья за проступки ругают.
Порой осуждают, порой обсуждают.
Удачливым парнем считают меня.
Удачной покупкой хвалилась сестра.
- Попытайтесь самостоятельно определить, что обозначает этот термин.
-Скажите, по вашему мнению, чем являются эти слова?
Такое явление в лингвистике называется ПАРОНИМЫ,
Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.
- Встречались ли вам такие слова, приведите примеры?
Дружеский – дружный 2.Злой – злостный 3.Заглавный - главный.
4.Единственный - единый.
- Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Что нужно знать, чтобы избежать смешения паронимов?
Знакомство и работа со «Словарем паронимов современного русского языка» Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшевой.
IV. Первичное закрепление нового материала.
Задание 1. (Слайд 12)
Лингвистическая задачка.
К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом.
Воздух, край (лесной, лесистый);
луг, кинофильм (цветной, цветистый);
вдох, вздох (неожиданный, сильный).
Задание 2. (Слайд 13)
Какие слова не являются паронимами?
Конный - конский
Цветная – цветовая
Посидеть (на стуле) – поседеть (от горя).
Задание 3.
Отметьте крестиком или галочкой паронимы.
Стрелок – стрелец, гоночный- гончий, полоскать – поласкать, высший – вышний, охотный– охотничий, одеть- надеть.
4. Самостоятельная работа. Работа по карточкам.
Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу паронимы.
1.Мой отец –… хозяин.2. В стране отмечается … рост. 3. Встреча президентов …
держав прошла успешно. 4. Мне нужен твой … совет. 5. В процессе работы был ..
достигнут.. … и был.. подписан.. … о сотрудничестве.
Слова для справок: экономный, экономический; дружеский, дружественный; договор, договоренность.
V. Итог урока. Рефлексия.
Прозвенит сейчас звонок,
Пора заканчивать урок.
- Давайте подведем итог нашего урока.
- Что нового вы узнали? Оцените свою работу на уроке.
VI.ДЗ перейти по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/7671/main/306622/
прослушать видео урок и выполнить тренировочные задания.