Кравченко А.В.,
Учитель русского языка и литературы
Государственного учреждения образования
«Трилесинская средняя школа»
КОНСПЕКТ УРОКА С ПОЗИЦИИ КОМПЕТЕНТНОСНОГО ПОДХОДА
Тема: «Орфография»
5 класс
Цель:
Совершенствовать знания учащихся по основным типам орфограмм и умения обосновывать свой выбор
Задачи:
1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение проблемы: выполнение обязанностей корректора;
2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить основные типы орфограмм, 3) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по изученным орфограммам; 4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; умение работать в команде.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Форма урока: урок – практикум, деловая игра «Корректор».
Оборудование: карточки, толковый словарь Ожегова.
Ход урока
Организационный момент
Психологическая минутка
“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – самое мудрое необходимо не только читать и записывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм.
– Согласны вы с этими словами?
– Предлагаю знания, полученные на уроках, применить в практике на нашем уроке русского языка.
– Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не волнуйтесь и верьте в свои силы.
Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
– Проверим, насколько готовы мы к работе.
Что изучается в орфографии? (Это система правил, правописание)
Каким принципом надо руководствоваться при выделении ошибкоопасных мест? (пользоваться правилом или словарем)
Давайте назовём несколько самых известных орфограмм. (безударные гласные и согласные в корне слова, правописание о,ё после шипящих, правописание приставок на з,с, правописание ы, и посе шипящих)
Вспомните и назовите слов, где есть корень с чередованием (соберу - собирать, касаться – коснуться и др.)
– Я рада вашим ответам.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Запишем ее.
- Предположите, каковы будут цели урока.
Я буду учиться… находить орфограмму в тексте и слове
Я буду учиться… правильно писать букву на месте орфограммы
Практическая часть.
1.Слово учителя. Представьте себе, что вы великий учёный – физик, который открыл новый закон. Он родился в вашей голове, и вы спешите изложить на бумаге результаты своего труда. Или вы поэт, который сочинил прекрасное стихотворение. Вы хотите сохранить своё творение для будущих поколений, подарить его другим людям. И вдруг… Вы открываете книгу со своим произведением, читаете. Гордость вдруг сменяется ужасом и разочарованием. Одна досадная ошибка или описка при печати – и ваше гениальное творение становится посмешищем, а новый физический закон – набором цифр. «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Надо развивать в себе эту полезную способность», – так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Росс, корректор по профессии. М – Встречалось ли вам в жизни слово корректор? Где? Сейчас я вам прочитаю определение этого слова из «Толкового словаря» Ожегова.
Корректор – работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру (т. е. исправляющий ошибки на оттиске типографического набора).
– Давайте составим со словом корректор по предложению в тетрадях.
– В течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора. Поэтому давайте выясним, какими данными должен обладать корректор? (Хорошим знанием языка; орфографической и пунктуационной зоркостью; внимательностью; аккуратностью).
2) Задания.
– Итак, вы пришли на работу и видите перед собой несколько заданий от редактора журнала, в котором вы работаете.
Задание 1.
На доске загадка: На окне стоит горшок (без ударения пишу о),
А в горшке растёт (перед ст пишем а) цветок.
Посмотреть – не разберёшь: (глагол 2 лицо)
Не растение, а ёж (муж. род).
(Кактус).
Выписать из загадки слова с орфограммами, обозначить их.
Задание 2.
Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.
Жалоба
Дядя, прашу тебя, помаги твоей плимяннице Оле,
Мне вчера за дектант учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу даже не смок прчитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку и паставить мне пять.
А то не будет маей наги в этой пративной школе.
Физкультминутка
Вторичное закрепление
Задание 3.
Запишите слова в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы. С выделенными словами составьте словосочетания.
Еж, ямка, белка, шу..ка, ш..пот, ду..ло, гр..бы, медв..жата, доч.., ус..лана.
( белка, грибы, дочь, дупло, еж, медвежата, устлана, шепот, шутка, ямка)
Задание 4.
Составьте и запишите словосочетания с данными словами. Вставте пропущенные буквы.
Гр..за –
Д..ждем –
Ц..пленок –
Лисиц..н –
Мыш.. –
Ц..ган –
Читаеш.. –
Задание 5 (Итоговое). Тест «Проверь себя».
Проверь себя | Ключ к заданию |
Прош(о,ё)л Ш(ё,о)рох Деш(ё,о)вый Г(а,о)реть Ц(ы,и)фра В(о,а)лна Ш(о,ё)колад Хо(т,д)ьба (З,С)доровье К(а,о)рниз Р(а,о)стов К(а,о)саться Уд(е,и)вительный Ц(и,ы)п – ц(ы,и)п | Прошёл Шорох Дешёвый Гореть Цифра Волна Шоколад Ходить Здоровье Карниз (сл. сл.) Ростов (искл) Касаться Удивительный Цып-цып (искл) |
Поставьте себе оценки: «5» - за 14 правильных ответов, «4» - за 11 – 13 правильных ответов, «3» - за 7 – 9 правильных ответов.
Поднимите руки, у кого – 5, 4, 3, 2.
– Вы сегодня молодцы!
Подведение итогов. Сегодня на уроке мы говорили о профессии корректора.
Выяснили, какими качествами должен обладать человек этой профессии. Каждый из вас побывал в этой роли и, надеюсь, понял. Что исправлять чужие ошибки – сложная и кропотливая работа. Сложная, но интересная, творческая. Залог успеха в работе корректора – отличное знание русского языка, внимательность, аккуратность. Но только ли корректору необходимы эти знания? Уверена, что каждому из вас, какую бы профессию вы ни избрали, они помогут в жизни, в работе, в общении.
– А ваше мнение, ребята?
Главным для меня на уроке было то, …
Теперь я буду знать, что …
Меня огорчило то, что …
Я рад, что…
Я хотел бы, чтобы …
– Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.
– Следовали ли мы сегодня этому мудрейшему совету?
8. Домашнее задание
Найти в художественном тексте 3 предложения на орфограмму «чередование гласных в корне слова» 1 вариант
Найти в художественном тексте 3 предложения на орфограмму «и, ы после шипящих и ц » 2 вариант
Придумайте и запишите предложение, в котором все слова будут с орфограммой «Правописание о, е, ё после шипящих».