2 | Повторение пройденного материала (5 мин) | Давайте коротко остановимся на основных моментах темы, которую вы изучали на прошлом уроке. Итак, в языке Паскаль имеется оператор ветвления, или условный оператор. Формат неполного и полного ветвлений следующий (Приложение 1: слайды1, 2). В домашнем задании №2 (Приложение 1: слайд3) (нахождение большего из двух чисел) вы решали задачу, имеющую два последовательных ветвления: первое – полное, второе – неполное. | Фронтальный опрос и обобщение ответов учителем. |
3 | Закрепление изученного материала (31 мин) | Эту же задачу можно решить с помощью алгоритма, имеющего структуру вложенных ветвлений. Перед вами блок-схема алгоритма «БИТ» с вложенными ветвлениями. ((Приложение 1: слайд 4). Попробуйте самостоятельно составить программу на языке Паскаль. Не забывайте, что перед else запятая не ставится. Запустите полученную программу, проверьте результат. Если у вас что-то не получилось, сверьте свою программу с тем, что написано у меня. ((Приложение 1: слайд 5). Сейчас мы рассмотрим задачу на сортировку. Смысл этой задачи следующий: нужно упорядочить значение двух переменных Х и Y по возрастанию. То есть, если для исходных значений справедливо X≤Y (например, Х=1, Y=2), то оставить их без изменения; если же XY, то выполнить обмен значениями. На экране вы видите блок-схему, алгоритм на АЯ и программу на Паскале к данной задаче. ((Приложение 1: слайд 6). Скажите, чем программа на Паскале отличается от всех программ, которые мы составляли до сих пор? Все верно, этот пример иллюстрирует следующее правило Паскаля: если на какой-то из ветвей оператора ветвления находится несколько последовательных операторов, то их нужно записывать между служебными словами begin и end. Конструкция такого вида: begin «последовательность операторов» end называется составным оператором. А сейчас мы с вами составим еще один вариант решения нашей задачи на определение большего из трех, применяя логические операции. С логическими операциями вы уже встречались. Напомните мне, какие логические операции вам знакомы. Программа перед вами, запишите её пожалуйста в тетрадь. ((Приложение 1: слайд 7). |
Выполняют задание, если возникают затруднения, задают вопросы учителю.
В ней дважды повторяются слова begin и end.
And – И (конъюнкция) Or –ИЛИ (дизъюнкция) Not – НЕ (отрицание) |
5 | Сообщение учащимся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 мин) | Составить блок-схемы и программы на языке Паскаль к следующим задачам: 1.Даны два числа а и d. Если число d отрицательное, то вычислить произведение этих чисел, в противном случае вычислить их сумму. 2. Даны три числа, большее из них заменить удвоенным произведением двух оставшихся, а меньшее – суммой двух оставшихся. * Второе задание на «5» | Записывают домашнее задание в тетрадь. |