Модуль (тема): Наречие |
Тема урока: Разряды наречий по значению |
Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать, уметь после прохождения темы): 1.Знать, на какие разряды делятся наречия по разряду. 2.Знать алгоритм определения разряда наречий. 3.Уметь находить наречия в тексте и определять их разряды по значению. | Целеполагание для учителя: 1. Организовать деятельность учащихся, способствующую усвоению знаний о разрядах наречий по значению, сорганизовать гармонизированную работу обоих полушарий мозга и способствовать их эффективному развитию. 2.Научить учащихся находить наречия по их опознавательным морфологическим признакам, определять разряды наречий по значению, обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты. 3.Помочь осознать необходимость внимательного отношения к слову, как единице родного языка, социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, развивать личностную мотивацию к изучению темы, в том числе через систему интеллектуальных и творческих заданий, создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения. |
Опорные понятия, термины: морфология, части речи, морфологические признаки, синтаксическая роль, разряды по значению | Новые понятия, термины: разряды по значению |
Домашнее задание (по выбору): 1) сочинить экологическую сказку «Приключения маленькой ёлочки», используя наречия разных разрядов 2) Составить текст- проект «Ёлочка в доме без ущерба для леса», используя наречия разных разрядов |
Информационная карта урока для учителя |
Этапы урока | Деятельность обучающихся, учителя | Дидактическое обеспечение |
1. Организационный этап | 1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы продолжаем изучение большой темы «Наречие». По лестнице знаний мы поднимаемся всё выше, открывая для себя наречие как часть речи. Сегодня вы познакомитесь с разрядами наречий. Но сначала я предлагаю вашему вниманию притчу «Отличие умного от глупца» Однажды Ученик пришёл к Учителю и спросил: «Учитель, чем умный человек отличается от глупца?» Было тихое солнечное утро, Учитель пил зелёный чай и предавался размышлениям о сути вечности. Однако ради Ученика он отставил пиалу с недопитым чаем, прекратил свои размышления, встал и повёл Ученика за собой. Учитель привёл Ученика к горе, к тому её склону, где недавно был небольшой обвал и у подножия горы лежали камни разной величины. Учитель сказал Ученику, чтобы тот отнёс все камни на вершину горы. Камней было много, и Ученик таскал их целый день, а Учитель сидел в тени дерева и читал труд великого философа Да Ну о существенных различиях между хлопком одной правой и одной левой ладонью. Ученик очень устал, но к закату он наконец перетаскал все камни. Он подошёл к Учителю, полный гордости за выполненную работу и спросил: - Учитель, теперь я могу узнать ответ на свой вопрос? - Нет, — покачал головой Учитель, — ты ещё не готов. - А зачем надо было таскать все эти камни? – возроптал Ученик. - Вот! - поднял Учитель указательный палец.- Умный человек задал бы этот вопрос до того, как начал их таскать. - Попробуйте самостоятельно ответить на вопрос: «Зачем мы сегодня пришли на урок и что нам предстоит сделать на уроке?» (Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока. Которые при необходимости корректируются учителем) - Знакомясь с разрядами наречий, мы одновременно будем говорить о необходимости сохранения красоты русских лесов. 2. Эпиграф к уроку: Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь… Всё это называется природа, Давайте же всегда её беречь! М. Пляцковский | Притчи, достойные прочтения http://elims.org.ua/pritchi/pritcha-chem-otlichaetsya-umnyj-ot-glupca/ |
2.Проверка домашнего задания (учили материал параграфа учебника «Наречие как часть речи») Физкультминутка 3.Мобилизирующий этап | - Отгадайте загадки, назовите наречия, встретившиеся в них: 1) Ее всегда в лесу найдешь. Пойдем гулять и встретим: Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем (ель) 2) У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Если на опушке, Ветви - только на макушке (сосна) - Сосна и ель - хвойные деревья. Почему, говоря о необходимости сохранения красоты русских лесов, в декабре мы обращаем внимание на необходимость сохранения именно елей и сосен? Во дворе стоит сосна Ветки гнутся взад-вперёд, К небу тянется она. Ветер их качает, гнёт. Тополь вырос рядом с ней, Будем вместе приседать: Быть он хочет подлинней. Раз, два, три, четыре, пять. Ветер сильный налетал, Мы размялись от души Все деревья раскачал. И за парты вновь спешим.
Найти и выписать наречия из данных предложений6 1) Вышла луна из-за тучи, и сейчас же засверкали, заблестели снежинки на ветках, на елях, на соснах. (В. Бианки) 2) Через миг голубой зверёк уже бежал по суку, осыпая снег на ходу, и легко прыгнул на ветку соседней сосны. (В. Бианки) 3) Зверёк забежал на самый конец еловой лапы, а куница уже рядом… (В.Бианки) 4) И шелест хвойный, как стихи – немножко горьки и сухи. (В. Шаламов) 5) Уже созрели на елях и соснах шишки.5) В Пермском крае из 158 гнёзд ушастой совы 113 располагались на елях, а 30 – на соснах. 6) Выпал обильный снег, поэтому «на елях белые облака, да на соснах копна чудес». (Е. Литвинцева) 7) Незачем срубать ели и сосны перед Новым годом. - Какое предложение здесь оказалось лишним и почему? (В предложении 6 нет наречия) - О чём говорят данные научной статьи, приведённые в этом предложении? (Ели и сосны – дома для птиц) - Какие предложения перекликаются с данным предложением своей темой? (Предложение 5 сообщает о том, что шишки елей и сосен – корм для некоторых птиц и белок, а предложение 7 призывает сохранить красоту леса) - А что объединяет между собой предложения 1, 2, 3? (Показ красоты зимнего леса, в том числе представленного и елями и соснами) | Фотографии елей и сосен Карточки-раздатки |
4. Усвоение новых знаний, закрепление новых знаний | Левополушарные | Правополу- шарные | Вы – застройщики нового дома. Расселите жильцов в соответствии с выданными им ордерами: Когда? | Как? Каким образом? | Где? | | | | Как? В какой степени? | Почему? | Зачем? | | | | | Устно составьте портрет наречий, представленных в предложениях: что обозначают, на какие вопросы отвечают. | - Итак, наречия с вашей помощью заняли свои места. Нам предстоит узнать имена – разряды по значению этих наречий. А помогут вам в этом следующие задания. | Левополушарные | Правополушарные | Чтение и пересказ материала параграфа учебника | Наблюдения с последующим выводом Когда? | Как? Каким образом? | Где? | Вчера, завтра, | Быстро, нелегко | Впереди, здесь | Как? В какой степени? | Почему? | Зачем? | Очень, уже | Сгоряча, поневоле | Назло, нарочно |
| Неопределённые местоимения | Прочитать текст, определить его основную мысль. Выписать наречия в составе словосочетаний, определяя их разряды по значению. Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить». Как вы понимаете эту поговорку? | Видеоролик «Ели и сосны» |
5.Всесторонняя проверка знаний Подведение итогов. Запись д.з. | Левополушарные | Правополушарные | Восстановительный диктант (комментируемое письмо) Задание: восстановите текст с помощью наречий. Определите разряды наречий. Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они … дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны … чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. … из них делают лекарства, помогающие победить болезни. А мы …. зажжем аромалампу с сосновым маслом, и воздух в нашем классе наполнится ароматом сосновой хвои и станет чище, ведь сосновый запах убивает бактерии. Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем … шишки собрать для поделок. … говорят: «Для города каждое дерево дорого». Слова для справок: недаром, всегда, очень, специально, издавна, быстро | Творческая работа Задание: замените наречия другими наречиями подобного разряда. Определите разряд. Издавна птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток. В наше время многие люди во время новогодних праздников совсем отказываются от использования живых елей и сосен. Вместо живых деревьев используют искусственные, сделанные человеком деревца. Или же наряжают живые деревья, но не срубленные, а специально посаженные в горшки. Во время праздника такие ели и сосны стоят в домах наряженные, а после того, как праздничные дни заканчиваются, с этих деревьев снимают игрушки и высаживают из горшков всюду: в парках, во дворах, на улицах. | «Закончи предложение». «Я знаю, что наречия …» «Теперь я умею …» «Сегодня я убедился, что…» - Цель была достигнута в предельно короткий срок – за 45 минут. Мы познакомились с разрядом наречий по значению, научились определять разряды самостоятельно, убедились в том, что ели и сосны тоже хотят жить. А напоследок послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Живи, елочка!». Мне елку купили! Мне елку купили! В лесу на опушке ее не рубили. А сделали елку на добром заводе Хорошие дяди, веселые тети. Скорей приходите, Скорей поглядите На елку из тонких серебряных нитей: Вся в хвое мохнатой, Блестящей и пышной, Задень - И она зазвенит еле слышно. А елка лесная осталась живая, Стоит на опушке, Макушкой кивая. Кому? Никому! Просто — ветру, метели, Такой же красивой Неспиленной ели! | Раздаточный материал Видеоролик «Креативные ёлки» |
Источники: Притчи, достойные прочтения: http://elims.org.ua/pritchi/pritcha-chem-otlichaetsya-umnyj-ot-glupca/
В. Шаламов: http://shalamov.ru/library/10/68.html
В. Бианки «Голубой зверёк»: http://www.tirnet.ru/library/49
Научные статьи по биологии: http://cyberleninka.ru/article/n/ushastaya-sova-asio-otus-linnaeus-1758-v-volzhsko-kamskom-krae