СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Разряды наречий по значению"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС с использованием технологии двуполушарного обучения

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Разряды наречий по значению"»

Модуль (тема): Наречие

Тема урока: Разряды наречий по значению

Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать, уметь после прохождения темы):

1.Знать, на какие разряды делятся наречия по разряду.

2.Знать алгоритм определения разряда наречий.

3.Уметь находить наречия в тексте и определять их разряды по значению.

Целеполагание для учителя:

1. Организовать деятельность учащихся, способствующую усвоению знаний о разрядах наречий по значению, сорганизовать гармонизированную работу обоих полушарий мозга и способствовать их эффективному развитию.

2.Научить учащихся находить наречия по их опознавательным морфологическим признакам, определять разряды наречий по значению, обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты.

3.Помочь осознать необходимость внимательного отношения к слову, как единице родного языка, социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, развивать личностную мотивацию к изучению темы, в том числе через систему интеллектуальных и творческих заданий, создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.


Опорные понятия, термины: морфология, части речи, морфологические признаки, синтаксическая роль, разряды по значению


Новые понятия, термины: разряды по значению

Домашнее задание (по выбору): 1) сочинить экологическую сказку «Приключения маленькой ёлочки», используя наречия разных разрядов 2) Составить текст- проект «Ёлочка в доме без ущерба для леса», используя наречия разных разрядов




Информационная карта урока для учителя

Этапы урока

Деятельность обучающихся, учителя

Дидактическое обеспечение

1. Организационный этап


1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем изучение большой темы «Наречие». По лестнице знаний мы поднимаемся всё выше, открывая для себя наречие как часть речи. Сегодня вы познакомитесь с разрядами наречий. Но сначала я предлагаю вашему вниманию притчу «Отличие умного от глупца»

Однажды Ученик пришёл к Учителю и спросил: «Учитель, чем умный человек отличается от глупца?»

Было тихое солнечное утро, Учитель пил зелёный чай и предавался размышлениям о сути вечности. Однако ради Ученика он отставил пиалу с недопитым чаем, прекратил свои размышления, встал и повёл Ученика за собой. Учитель привёл Ученика к горе, к тому её склону, где недавно был небольшой обвал и у подножия горы лежали камни разной величины. Учитель сказал Ученику, чтобы тот отнёс все камни на вершину горы. Камней было много, и Ученик таскал их целый день, а Учитель сидел в тени дерева и читал труд великого философа Да Ну о существенных различиях между хлопком одной правой и одной левой ладонью. Ученик очень устал, но к закату он наконец перетаскал все камни. Он подошёл к Учителю, полный гордости за выполненную работу и спросил:

- Учитель, теперь я могу узнать ответ на свой вопрос?

- Нет, — покачал головой Учитель, — ты ещё не готов.

- А зачем надо было таскать все эти камни? – возроптал Ученик.
- Вот! - поднял Учитель указательный палец.- Умный человек задал бы этот вопрос до того, как начал их таскать.

- Попробуйте самостоятельно ответить на вопрос: «Зачем мы сегодня пришли на урок и что нам предстоит сделать на уроке?» (Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока. Которые при необходимости корректируются учителем)

- Знакомясь с разрядами наречий, мы одновременно будем говорить о необходимости сохранения красоты русских лесов.





2. Эпиграф к уроку:

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!

М. Пляцковский






Притчи, достойные прочтения

http://elims.org.ua/pritchi/pritcha-chem-otlichaetsya-umnyj-ot-glupca/

2.Проверка домашнего задания (учили материал параграфа учебника «Наречие как часть речи»)







Физкультминутка







3.Мобилизирующий этап


- Отгадайте загадки, назовите наречия, встретившиеся в них:

1) Ее всегда в лесу найдешь.
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж, 
Зимою в платье летнем (ель)

2) У меня длинней иголки, 
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если на опушке,
Ветви - только на макушке (сосна)

- Сосна и ель - хвойные деревья. Почему, говоря о необходимости сохранения красоты русских лесов, в декабре мы обращаем внимание на необходимость сохранения именно елей и сосен?


Во дворе стоит сосна Ветки гнутся взад-вперёд,

К небу тянется она. Ветер их качает, гнёт.
Тополь вырос рядом с ней, Будем вместе приседать:
Быть он хочет подлинней. Раз, два, три, четыре, пять.
Ветер сильный налетал, Мы размялись от души
Все деревья раскачал. И за парты вновь спешим.

Найти и выписать наречия из данных предложений6

1) Вышла луна из-за тучи, и сейчас же засверкали, заблестели снежинки на ветках, на елях, на соснах. (В. Бианки) 2) Через миг голубой зверёк уже бежал по суку, осыпая снег на ходу, и легко прыгнул на ветку соседней сосны. (В. Бианки) 3) Зверёк забежал на самый конец еловой лапы, а куница уже рядом… (В.Бианки) 4) И шелест хвойный, как стихи – немножко горьки и сухи. (В. Шаламов) 5) Уже созрели на елях и соснах шишки.5) В Пермском крае из 158 гнёзд ушастой совы 113 располагались на елях, а 30 – на соснах. 6) Выпал обильный снег, поэтому «на елях белые облака, да на соснах копна чудес». (Е. Литвинцева) 7) Незачем срубать ели и сосны перед Новым годом.

- Какое предложение здесь оказалось лишним и почему? (В предложении 6 нет наречия)

- О чём говорят данные научной статьи, приведённые в этом предложении? (Ели и сосны – дома для птиц)

- Какие предложения перекликаются с данным предложением своей темой? (Предложение 5 сообщает о том, что шишки елей и сосен – корм для некоторых птиц и белок, а предложение 7 призывает сохранить красоту леса)

- А что объединяет между собой предложения 1, 2, 3? (Показ красоты зимнего леса, в том числе представленного и елями и соснами)


Фотографии елей и сосен




















Карточки-раздатки




4. Усвоение новых знаний, закрепление новых знаний

Левополушарные

Правополу-

шарные


Вы – застройщики нового дома. Расселите жильцов в соответствии с выданными им ордерами:


Когда?

Как? Каким образом?

Где?




Как? В какой степени?

Почему?

Зачем?






Устно составьте портрет наречий, представленных в предложениях: что обозначают, на какие вопросы отвечают.



- Итак, наречия с вашей помощью заняли свои места. Нам предстоит узнать имена – разряды по значению этих наречий. А помогут вам в этом следующие задания.


Левополушарные

Правополушарные

Чтение и пересказ материала параграфа учебника

Наблюдения с последующим выводом

Когда?

Как? Каким образом?

Где?

Вчера, завтра,

Быстро, нелегко

Впереди, здесь

Как? В какой степени?

Почему?

Зачем?

Очень, уже

Сгоряча, поневоле

Назло, нарочно





Неопределённые местоимения

Прочитать текст, определить его основную мысль. Выписать наречия в составе словосочетаний, определяя их разряды по значению.

Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить». Как вы понимаете эту поговорку? 
































Видеоролик «Ели и сосны»





5.Всесторонняя проверка знаний




























Подведение итогов. Запись д.з.













Левополушарные

Правополушарные

Восстановительный диктант (комментируемое письмо)

Задание: восстановите текст с помощью наречий. Определите разряды наречий.

Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они … дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.
Целебные свойства сосны … чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. … из них делают лекарства, помогающие победить болезни. А мы …. зажжем аромалампу с сосновым маслом, и воздух в нашем классе наполнится ароматом сосновой хвои и станет чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.

Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем … шишки собрать для поделок.
… говорят: «Для города каждое дерево дорого». 


Слова для справок: недаром, всегда, очень, специально, издавна, быстро


Творческая работа

Задание: замените наречия другими наречиями подобного разряда. Определите разряд.

Издавна птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

В наше время многие люди во время новогодних праздников совсем отказываются от использования живых елей и сосен. Вместо живых деревьев используют искусственные, сделанные человеком деревца. Или же наряжают живые деревья, но не срубленные, а специально посаженные в горшки. Во время праздника такие ели и сосны стоят в домах наряженные, а после того, как праздничные дни заканчиваются, с этих деревьев снимают игрушки и высаживают из горшков всюду: в парках, во дворах, на улицах.




«Закончи предложение».

«Я знаю, что наречия …»

«Теперь я умею …»

«Сегодня я убедился, что…»


- Цель была достигнута в предельно короткий срок – за 45 минут. Мы познакомились с разрядом наречий по значению, научились определять разряды самостоятельно, убедились в том, что ели и сосны тоже хотят жить. А напоследок послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Живи, елочка!».

Мне елку купили!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто — ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели!







Раздаточный материал


Видеоролик «Креативные ёлки»








































Источники: Притчи, достойные прочтения: http://elims.org.ua/pritchi/pritcha-chem-otlichaetsya-umnyj-ot-glupca/

В. Шаламов: http://shalamov.ru/library/10/68.html

В. Бианки «Голубой зверёк»: http://www.tirnet.ru/library/49

Научные статьи по биологии: http://cyberleninka.ru/article/n/ushastaya-sova-asio-otus-linnaeus-1758-v-volzhsko-kamskom-krae

Журнальный зал: http://magazines.russ.ru/zvezda/2013/7/4l.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!