СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме Социалистическая индустриализация

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка предназначена для учителей истории, работающих по старым программам. Урок рассчитан на учащихся 9 или11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Социалистическая индустриализация»

Урок по теме

«Социалистическая индустриализация»


Тип урока: Урок усвоения новых знаний


Дата урока: 15.12.2019


Образовательные ресурсы: Учебник А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брант «История России XX- начало XXI века», М., Просвещение 2012 г.

Карта «Народное хозяйство СССР в 1926-1940гг.», раздаточный материал с документами, мультимедийное оборудование, презентация «Социалистическая индустриализация»


Цели урока:

1.Образовательная : раскрыть сущность индустриализации, причины, этапы, методы и особенности её проведения, экономические, социальные и политические последствия.
2.Развивающая : продолжить формировать умение анализировать исторические события, делать выводы; работать в парах, структурировать различные виды информации (презентация, рассказ учителя), продолжить работу по формированию умений работы с документами, историческими источниками, картами, таблицами, фотоматериалами, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
 3.Воспитательная: продолжить воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны. Способствовать воспитанию у учащихся объективного подхода к историческим событиям, чувства гордости за достижения нашей страны.

Формируемые УУД:

Личностные: сформировать у учащихся учебную мотивацию, понимание необходимости получить новые знания, формирование самостоятельности, повышение познавательного интереса к предмету.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока, его цели и задачи, научить планировать свою учебную деятельность, осуществлять самооценку и коррекцию знаний, а также контроль.

Коммуникативные: продолжить формировать умение слушать других, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, совместно действовать, работать в парах.

Познавательные: сформировать умения анализировать информацию, осуществлять поиск информации из документальных источников, осуществлять сравнение.


Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное обучение


Основные термины и понятия: индустриализация, пятилетка, стахановское движение, ГУЛАГ, социалистическое соревнование.


Планируемые результаты:

Предметные: Овладение целостным представлением о процессе индустриализации в СССР, умение изучать и систематизировать информацию из различные исторических источников


Метапредметные: умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать, умение соотносить свои действия в планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, умение работать с информацией (анализировать и обобщать факты, сравнивать)


Личностные:

личностное, жизненное самоопределение;

действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.


Ход урока:

I. Организационный момент.


II. Постановка целей и задач.


  • Вспомните и назовите причины хлебозаготовительного кризиса 1927 г (п 18.с 141 учебника). ( крестьяне не желали поставлять зерно на рынок, продавать его государственным хлебозаготовителям, так как на вырученные деньги не могли купить промышленные товары)

  • К каким методам изъятия хлеба прибегли большевики и к каким последствия это привело? ( насильственным методам , отряды «хлебозаготовителей» в руках, которых были винтовки , а не деньги; вспыхнули крестьянские бунты и восстания)

  • Почему в конце 20-х гг вновь реально возникла задача модернизации? (Под угрозой голода оказались города и армия. Ситуация усугублялась сложной международной обстановкой: мировой экономический кризис, в странах Европы заметно оживились политические силы, выражавшие интересы наиболее агрессивных кругов, усиливается влияние фашистской идеологии)



- Вам наверняка встречалась фраза «Цель оправдывает средства». Как вы ее понимаете?

- В каком случае говорят, что цель не оправдывает средства?

- Запомните эту мысль, мы обязательно сегодня к ней вернемся.

Вопрос, который нам сегодня предстоит рассмотреть - Социалистическая индустриализация.

III. Постановка проблемного вопроса.


Главный вопрос на который мы должны ответить:

Что помогло СССР провести индустриализацию в сжатые сроки.


IV. Изучение нового материала :


  1. Класс делится на три группы.

Задание для 1 группы: используя материалы параграфа № 23,п.1,с. 170. Учебник История России XX- начало XXI века. М. «Просвещение» 2009, ответить на вопрос: Что такое индустриализация?


Задание для 2 группы: используя материалы параграфа № 23,п.1,с. 170. Учебник История России XX- начало XXI века. М. «Просвещение» 2009, ответить на вопрос: Каковы причины индустриализации?


Задание для 3 группы: используя материалы параграфа № 23,п.1,с. 170. Учебник История России XX- начало XXI века. М. «Просвещение» 2009, ответить на вопрос: Как Сталин и его сторонники сформулировали конечную цель индустриализации?

Заполнение 1 части рабочего листа

Проверка задания


2. Первые пятилетки и их итоги.


Рассказ учителя.

Вопрос о преодолении технико - экономической отсталости впервые был поставлен на 14 съезде партии в 1925 году, который через 5 лет Сталин охарактеризует, как «съезд индустриализации».

Для проведения индустриализации был принят первый «пятилетний план», его разработка шла уже с 1927г. Он был утвержден на 5 Всесоюзном съезде Советов в мае 1929 г.


3.Сообщение о первой и второй пятилетке.


В годы первой пятилетки были построены Магнитогорский, Кузнецкий металлургические комбинаты, Днепропетровская гидроэлектростанция, Сталинградский, Харьковский тракторный завод, Шахты на Донбассе, Кузбассе, ГАЗ, Московский автомобильный завод.

В годы второй пятилетки: Азовский, Запорожский сталелитейный заводы, Челябинский тракторный завод, Авиационные заводы в Куйбышеве, Москве, Харькове, металлургические заводы на Урале.

Итоги первых пятилеток были впечатлительными

4. Работа в группах

Задание

1группа: учебник параграф 23, пункт Первая .пятилетка.

Выписать итоги первого пятилетнего плана.

2 группа: учебник параграф №23, пункт Второй пятилетний план. Выписать итоги второго пятилетнего плана.

3 группа: учебник параграф № 23, пункт положение рабочих. Стахановское движение. Ответить на вопрос: Какими методами проводилась индустриализация ?


Заполнение 2 части рабочего листа

Проверка задания


5.Общее задание классу:

  1. Используя атлас и материалы параграфа №23, нанесите на контурную карту важнейшие стройки страны конца 1920-х начала 1930-х гг. ?

( Магнитогорский, Кузнецкий металлургические комбинаты; Запорожсталь, Уралмашзавод, Челябинский, Харьковский, Сталинградский тракторные заводы; Днепрогэс и Турксиб. Каналы: Беломоро-Балтийский, Москва-Волга)

  1. Чем можно объяснить избранный тогда вариант размещения производства? Каковы его плюсы и минусы?

  2. Проанализируйте данные таблиц, сделайте выводы об общих сдвигах в промышленном развитии страны. Какие достижения и неудачи можно отметить на основе данных таблиц?


Показатели, ед. измерения

1932 г

1937 г

план

факт

план

факт

Выплавка чугуна млн.т.

22

14

16

6

Добыча угля млн. т.

250

128

153

64

Производство эл. Энергии млр.квт/час

100

36

38

13


Заполнение 3 части рабочего листа

Проверка задания

Работа у карты


6.Работа в группах

Задание: чтение п.1. с 170. Особенности индустриализации в СССР, ответ на вопрос:

Каковы источники индустриализации в СССР, в чем их отличие от стран Запада?


V. Заключение

Давайте ответим на главный вопрос:

Что помогло СССР провести индустриализацию в сжатые сроки.


Вернемся к фразе Цель оправдывает средства. Как вы думаете, почему вообще возможно обсуждение ее сегодня?

Цели нам ясны, а какие средства использовало советское руководство? Оправданы ли они? Это нравственный выбор.

Был ли у власти этот выбор?

Скажите, а вы готовы были бы работать на величайших стройках индустриализации и жить при этом в бараках, довольствоваться малым в быту, но осознавать, что строите своими руками великое будущее страны, своих детей?

А наши прадеды киркой и лопатой в ГУЛАГе и на комсомольских стройках возвели такие промышленные гиганты, которые служат нам до сих пор и составляют базу современной экономики.


7. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

  1. Работа была плодотворной, потому что….

  2. Мы хорошо поработали, так как……

  3. Однако, мы не узнали…..

  4. Мои пожелания….


ИЛ И


7. Рефлексия


На доске: Составление синквейна – стихотворение написанное по определенным правилам об индустриализации или о Сталине И. В.:

  • строка – одно существительное,

  • строка два прилагательных,

  • строка три глагола,

  • строка крылатая фраза,

  • строка одно существительное, которое выражает суть.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!