Урок по теме
«Социалистическая индустриализация»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Дата урока: 15.12.2019
Образовательные ресурсы: Учебник А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брант «История России XX- начало XXI века», М., Просвещение 2012 г.
Карта «Народное хозяйство СССР в 1926-1940гг.», раздаточный материал с документами, мультимедийное оборудование, презентация «Социалистическая индустриализация»
Цели урока:
1.Образовательная : раскрыть сущность индустриализации, причины, этапы, методы и особенности её проведения, экономические, социальные и политические последствия.
2.Развивающая : продолжить формировать умение анализировать исторические события, делать выводы; работать в парах, структурировать различные виды информации (презентация, рассказ учителя), продолжить работу по формированию умений работы с документами, историческими источниками, картами, таблицами, фотоматериалами, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
3.Воспитательная: продолжить воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны. Способствовать воспитанию у учащихся объективного подхода к историческим событиям, чувства гордости за достижения нашей страны.
Формируемые УУД:
Личностные: сформировать у учащихся учебную мотивацию, понимание необходимости получить новые знания, формирование самостоятельности, повышение познавательного интереса к предмету.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока, его цели и задачи, научить планировать свою учебную деятельность, осуществлять самооценку и коррекцию знаний, а также контроль.
Коммуникативные: продолжить формировать умение слушать других, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, совместно действовать, работать в парах.
Познавательные: сформировать умения анализировать информацию, осуществлять поиск информации из документальных источников, осуществлять сравнение.
Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное обучение
Основные термины и понятия: индустриализация, пятилетка, стахановское движение, ГУЛАГ, социалистическое соревнование.
Планируемые результаты:
Предметные: Овладение целостным представлением о процессе индустриализации в СССР, умение изучать и систематизировать информацию из различные исторических источников
Метапредметные: умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать, умение соотносить свои действия в планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, умение работать с информацией (анализировать и обобщать факты, сравнивать)
Личностные:
личностное, жизненное самоопределение;
действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач.
Вспомните и назовите причины хлебозаготовительного кризиса 1927 г (п 18.с 141 учебника). ( крестьяне не желали поставлять зерно на рынок, продавать его государственным хлебозаготовителям, так как на вырученные деньги не могли купить промышленные товары)
К каким методам изъятия хлеба прибегли большевики и к каким последствия это привело? ( насильственным методам , отряды «хлебозаготовителей» в руках, которых были винтовки , а не деньги; вспыхнули крестьянские бунты и восстания)
Почему в конце 20-х гг вновь реально возникла задача модернизации? (Под угрозой голода оказались города и армия. Ситуация усугублялась сложной международной обстановкой: мировой экономический кризис, в странах Европы заметно оживились политические силы, выражавшие интересы наиболее агрессивных кругов, усиливается влияние фашистской идеологии)
- Вам наверняка встречалась фраза «Цель оправдывает средства». Как вы ее понимаете?
- В каком случае говорят, что цель не оправдывает средства?
- Запомните эту мысль, мы обязательно сегодня к ней вернемся.
Вопрос, который нам сегодня предстоит рассмотреть - Социалистическая индустриализация.
III. Постановка проблемного вопроса.
Главный вопрос на который мы должны ответить:
Что помогло СССР провести индустриализацию в сжатые сроки.
IV. Изучение нового материала :
Класс делится на три группы.
Задание для 1 группы: используя материалы параграфа № 23,п.1,с. 170. Учебник История России XX- начало XXI века. М. «Просвещение» 2009, ответить на вопрос: Что такое индустриализация?
Задание для 2 группы: используя материалы параграфа № 23,п.1,с. 170. Учебник История России XX- начало XXI века. М. «Просвещение» 2009, ответить на вопрос: Каковы причины индустриализации?
Задание для 3 группы: используя материалы параграфа № 23,п.1,с. 170. Учебник История России XX- начало XXI века. М. «Просвещение» 2009, ответить на вопрос: Как Сталин и его сторонники сформулировали конечную цель индустриализации?
Заполнение 1 части рабочего листа
Проверка задания
2. Первые пятилетки и их итоги.
Рассказ учителя.
Вопрос о преодолении технико - экономической отсталости впервые был поставлен на 14 съезде партии в 1925 году, который через 5 лет Сталин охарактеризует, как «съезд индустриализации».
Для проведения индустриализации был принят первый «пятилетний план», его разработка шла уже с 1927г. Он был утвержден на 5 Всесоюзном съезде Советов в мае 1929 г.
3.Сообщение о первой и второй пятилетке.
В годы первой пятилетки были построены Магнитогорский, Кузнецкий металлургические комбинаты, Днепропетровская гидроэлектростанция, Сталинградский, Харьковский тракторный завод, Шахты на Донбассе, Кузбассе, ГАЗ, Московский автомобильный завод.
В годы второй пятилетки: Азовский, Запорожский сталелитейный заводы, Челябинский тракторный завод, Авиационные заводы в Куйбышеве, Москве, Харькове, металлургические заводы на Урале.
Итоги первых пятилеток были впечатлительными
4. Работа в группах
Задание
1группа: учебник параграф 23, пункт Первая .пятилетка.
Выписать итоги первого пятилетнего плана.
2 группа: учебник параграф №23, пункт Второй пятилетний план. Выписать итоги второго пятилетнего плана.
3 группа: учебник параграф № 23, пункт положение рабочих. Стахановское движение. Ответить на вопрос: Какими методами проводилась индустриализация ?
Заполнение 2 части рабочего листа
Проверка задания
5.Общее задание классу:
Используя атлас и материалы параграфа №23, нанесите на контурную карту важнейшие стройки страны конца 1920-х начала 1930-х гг. ?
( Магнитогорский, Кузнецкий металлургические комбинаты; Запорожсталь, Уралмашзавод, Челябинский, Харьковский, Сталинградский тракторные заводы; Днепрогэс и Турксиб. Каналы: Беломоро-Балтийский, Москва-Волга)
Чем можно объяснить избранный тогда вариант размещения производства? Каковы его плюсы и минусы?
Проанализируйте данные таблиц, сделайте выводы об общих сдвигах в промышленном развитии страны. Какие достижения и неудачи можно отметить на основе данных таблиц?
Показатели, ед. измерения | 1932 г | 1937 г |
план | факт | план | факт |
Выплавка чугуна млн.т. | 22 | 14 | 16 | 6 |
Добыча угля млн. т. | 250 | 128 | 153 | 64 |
Производство эл. Энергии млр.квт/час | 100 | 36 | 38 | 13 |
Заполнение 3 части рабочего листа
Проверка задания
Работа у карты
6.Работа в группах
Задание: чтение п.1. с 170. Особенности индустриализации в СССР, ответ на вопрос:
Каковы источники индустриализации в СССР, в чем их отличие от стран Запада?
V. Заключение
Давайте ответим на главный вопрос:
Что помогло СССР провести индустриализацию в сжатые сроки.
Вернемся к фразе Цель оправдывает средства. Как вы думаете, почему вообще возможно обсуждение ее сегодня?
Цели нам ясны, а какие средства использовало советское руководство? Оправданы ли они? Это нравственный выбор.
Был ли у власти этот выбор?
Скажите, а вы готовы были бы работать на величайших стройках индустриализации и жить при этом в бараках, довольствоваться малым в быту, но осознавать, что строите своими руками великое будущее страны, своих детей?
А наши прадеды киркой и лопатой в ГУЛАГе и на комсомольских стройках возвели такие промышленные гиганты, которые служат нам до сих пор и составляют базу современной экономики.
7. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке.
Работа была плодотворной, потому что….
Мы хорошо поработали, так как……
Однако, мы не узнали…..
Мои пожелания….
ИЛ И
7. Рефлексия
На доске: Составление синквейна – стихотворение написанное по определенным правилам об индустриализации или о Сталине И. В.:
строка – одно существительное,
строка два прилагательных,
строка три глагола,
строка крылатая фраза,
строка одно существительное, которое выражает суть.