Урок математики в 5 классе
Тема: «Уравнение»
Цель урока: актуализировать знания учащихся об уравнениях, о понятии корня, полученные на предыдущем уроке; повторить название компонентов уравнения и правила их нахождения; повторить свойства сложения и вычитания буквенных выражений. Учить применять эти свойства для решения усложнённых уравнений.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД): учить решать усложненные уравнения, применять свойства сложения и вычитания для решения уравнений.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность, усидчивость и прилежность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, экран, учебник «Математика, 5» Виленкин Н.Я., письменные принадлежности, тетрадь, раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием, карточки с самостоятельной работой), электронная презентация « Уравнения», выполненная в программе Power Point
Ход урока
Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаю всем удачи.
За работу, в добрый час!
Устный счёт
1. Теоретический тест
2. Помощь Маше – название компонентов в уравнениях и правила их нахождения
3. Проверь, правильно ли решены уравнения. Исправь ошибки, если они есть.
а) х + 315=887 б)у+92=144 в) х -215=115 г) х -47= 247 д) 371 -х=37
х= 887-315 у=144 + 92 х= 215-115 х=247 + 47 х=371-47
х= 572 у=236 !! х=100 !! х=294 х=324
4. Упрости выражение с использованием свойств сложения и вычитания буквенных выражений
а) 75 + а+ 12= в) ( 217+у) -208= д) 115- (15+х)=
б) 21+ 14 + в= г) ( 436+р) - 186= е) 239- (88+с)=
5. Физминутка для глаз
ВОСЬМЕРКА
Рисуй восьмерку вертикально
Ты головою не крути
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди
И на бочок ее клади.
теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец
Зарядка окончена. Ты молодец!
Самостоятельная работа с целью выхода на проблему.
Вариант 1 Вариант 2
х + 17 = 60; 1. 59 +х = 67;
2. с – 43 = 81; 2. 70 – а =68;
3. (35+у) – 15 = 31. 3. 12+(х +34) = 83
Формулировка темы урока и целей урока
V. Работа по теме урока
На доске: 248 – (у + 123) = 24.
248 – (у + 123) = 24.
у + 123 = 248 – 24
у + 123 = 224
Что теперь неизвестно?
Как найти слагаемое?
у = 224 – 123
у = 101 (Ответ: у = 101.)
некоторые уравнения можно решить, опираясь на свойства сложения и вычитания. Рассмотрим второй способ решения этого уравнения.
248 – (у + 123) = 24
Какое свойство можно применить при решении этого уравнения? (Сначала переместительное свойство сложения, а потом свойство вычитания суммы из числа.)
248 – (123 + у) = 24 Переместительное свойство.
248 – 123 + у = 24 Вычитание суммы из числа.
125 – у = 24
у = 125 – 24
у = 101 (Ответ: у = 101.)
Физминутка
1. Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Стр.61, № 375.
Решим двумя способами данные уравнения.
(х + 98) + 14 = 169 (х + 98) + 14 = 169
х + 98 = 169 – 14 х + (98 + 14) = 169
Прибавление числа к сумме.
х + 98 = 155 х + 112 = 169
х = 155 – 98 х = 169 – 112
х = 57 х = 57
Ответ: 57.
(35 + у) – 15 = 31 (35 + у) – 15 = 31
35 + у = 31 + 15 (35 - 15) + у = 31
Вычитание числа из суммы.
35 + у = 46 20 + у = 31
у = 46 – 35 у = 31 – 20
у = 11 у = 11
Ответ:11.
Выбрав любой способ, решите данные уравнения (стр. 61, № 376 (а, б, в)).
(х + 15) – 8 = 17 (24 + х) – 21 = 10
х + (15 - 8) = 17 (24 - 21) + х = 10
х + 7 = 17 3 + х = 10
х = 17 – 7 х = 10 – 3
х = 10 х = 7
Проверка: Проверка:
(10 + 15) – 8 = 17 (24 + 7) – 21 = 10
25 – 8 = 17 31 – 21 = 10
17 = 17 10 = 10
Ответ: 10. Ответ:7.
(45 - у) + 18 = 58
45 - у = 58 – 18
45 – у = 40
у = 45 – 40
у = 5
Проверка:
(45 - 5) + 18 = 58
40 + 18 = 58
58 = 58
Ответ:5.
Работа над задачами (стр. 61, № 373 (в, г))
Прочитайте задачу. О чём говорится в задаче?
Из чего складывается общее время? (Время движения + остановки.)
Что нужно узнать в задаче?
Какое правило надо помнить при решении задач способом составления уравнений?
Что следует сделать до начала решения?
1 ч 15 мин = 75 мин.
Пусть на остановки затрачено х минут. Тогда время движения 75 – х. а по условию это 46 минут. Значит, можно составить уравнение:
75 – х = 46
х = 75 – 46
х = 29 (мин) (На остановки затрачено 29 минут.)
Прочитайте следующую задачу.
Что обозначим буквой?
выполните решение самостоятельно.
Пусть в поход ушли х человек. Тогда осталось в лагере 322 – х человек. А по условию сказано, что осталось 275 человек. Значит, можем составить уравнение:
322 – х = 275
х = 322 – 275
х = 47 (чел.) (В поход ушли 47 человек.)
Подведение итогов урока
-Какую задачу мы ставили на уроке?
-Удалось решить нам поставленную задачу?
-Что еще нужно сделать?
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
-Над чем еще нужно поработать?
-Наш урок подходит к концу.
Выставление отметок.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
А теперь, внимание,
Домашнее задание:
Домашнее задание: стр. 64, № 396; стр. 65, № 397 (б)
Не вызовет оно проблем,
Решенье ход известен всем.
7