СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Задачи на движение"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме Задачи на движение. Виды движения подготовлен для 5 класса. Урок включает в себя формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Задачи на движение"»

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике

Тема урока: «Решение задач на движение»

Класс 5.

Цели урока:

  1. Образовательные цели урока соответствуют месту урока в системе уроков по изучаемой теме и направлены на усвоение и первичного закрепление навыка решения задач на движение, устранение пробелов в знаниях учащихся по данной теме.

Совершенствовать умение составлять задачи по заданной схеме и выполнять схематический рисунок к задаче.

  1. Развивающие цели данного урока направлены как на общее развитие ученика, так и на развитие у учащихся исследовательских способностей, математической речи, аналитико-синтезирующего, абстрактного мышления, развитие умений применять знания в различных ситуациях, развитие умений самостоятельной работы.

  2. Воспитательные цели данного урока направлены на формирование положительной мотивации учения, созданию “ситуации успеха” на данном уроке.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с разноуровневыми индивидуальными заданиями,

Урок проводится с использованием мультимедийной презентации.


Формирование УУД:

Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, навыков сомоконтроля и самооценки.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме Слушать и понимать математическую речь. Совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.

Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:Знать структуру задач на движение, знать правила решения задач. Уметь различать виды задач на движение, уметь составлять задачи по заданной схеме и выполнять схематический рисунок к задаче.

Личностные: уметь проводить сомооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение (регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать математическую речь других учащихся. Общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности с другими учащимися, учитывать их позиции (коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).


Ход урока.

  1. ЭТАП МОТИВАЦИИ.

Ребята, попробуйте разгадать кроссворд для того, чтобы определить тему урока.




д

е

л

е

н

и

е

д

в

а




л

и

н

е

й

к

а


м

н

о

ж

и

т

е

л

ь




м

е

т

р





н

о

л

ь


т

р

и




п

р

о

е

к

т



1) Арифметическое действие

2) Частное от деления 6 и 3

3) Инструмент для измерения длины отрезка

4) Компонент при умножении

5) Единица длины

6) Самое маленькое однозначное число.

7) Сколько углов у треугольника

8) Творческая работа.


Правильно, ребята.

Тема сегодняшнего урока: «Задачи на движение».
Откройте тетради, запишите число, тему урока «Задачи на движение».

-Ребята, среди множества задач, которые приходится решать, очень часто встречаются задачи на движение. В них движутся пешеходы, мотоциклы, автомашины, самолеты, поезда, сказочные персонажи. Какую же цель поставите вы перед собой на этом уроке?

Дети формулируют цели урока:

-Повторить и обобщить знания, полученные в начальной школе, по теме «Задачи на движение».

-Научиться решать различные виды задач на движение.

-Итак, сегодня на уроке мы повторим и закрепим те знания, которые Вы приобрели по этой теме в начальной школе, повторим следующие понятия: скорость сближения, скорость удаления. Рассмотрим решение более сложных задач на движение.


-А девизом нашего урока будут слова замечательного американского математика венгерского происхождения Д. Пойа «Если хотите научиться плавать, то смело входите в воду. Если хотите научиться решать задачи, то решайте их».


2.ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ.


I. Вопросы классу:

  1. Какие величины характеризуют любое движение?

- (скорость – V; время – t; расстояние – S)

  1. Что мы называем скоростью?

-(V – расстояние, пройденное в единицу времени).

  1. Какие формулы для нахождения пройденного пути, скорости и времени вы знаете?

  • S = V ∙ t; 

  • V = S: t; 

  • t = S : V.

Формулы записываются на доске и в тетради.


  1. Объясните смысл предложений:

а) Самолет летит со скоростью 760 км/ч
б) Скорость теплохода 29 км/ч
в) Человек идет со скоростью 5 км/ч
г) Скорость космического корабля 31000 км/ч
д) Скорость ветра 12 м/с


V. Найдите:

а) Скорость космического корабля, если он пролетел 56 км за 8 с. (V = 7 км/с).
б) Скорость улитки, если она проползла 20 м за 4 ч (V = 5 м/ч)
в) Сколько метров проплывет рыба за 8 мин, если будет плыть со скоростью 50 м/мин? (S = 400 м)


3. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

-Ребята, посмотрим следующий слайд. (Слайд 5).

-Что мы здесь видим?

-Два человека бегут навстречу друг другу.

- А сколько объектов было в предыдущих задачах?

-Один. Один самолет, одна рыба, один человек

- да, ребята, сегодня мы рассмотрим задачи на движение, в которых участвует два объекта.

4. ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Используя презентацию, демонстрируем различные схемы движения тел.

Перед учащимися была поставлена задача: исследовать вопрос о движении объектов в одном направлении, в разных направлениях и найти способы решения задач.

Используя наглядные возможности анимации ребята сделали правильный вывод, и решили задачи. В ходе обсуждения в тетрадях записывались равенства и формулы, которые потом использовались при решении подобных задач. (Слайды 6,7,8)

    1. Движение навстречу друг другу

Vсбл = V1 + V2.

    1. Движение в одном направлении, вдогонку (Слайд 9,10,11)

Vсбл = V2 – V1, если V2 ˃ V1

    1. Движение в противоположных направлениях из одного пункта. (Слайды 13,14,15,16)

Vудал = V1 + V2.

    1. Движение в одном направлении, с отставанием. (Слайды 17, 18,19,20)

Vудал = V2 – V1,

-Ребята, что общего и в чём различие этих движений? 

Что общего?

  • есть объекты движения,

  • есть величины: скорость, время, расстояние

В чём различия?

  • направление движения объектов

  • пункт отправления объектов

  • время отправления

  • значения величин и единицы их измерения.

После того как детьми вместе с учителем были сформулированы способы решения различных задач на движение, учащиеся приступили к составлению алгоритма действий.

Физкультминутка

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперёд смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам нужно сесть – это «шесть».


5.ЭТАП ПРАКТИЧЕСКИЙ

По решенным задачам составляем алгоритм действий:

1.Читаем внимательно условие.

2. Составляем схему движения.

3. Пишем формулу.

4.  Подставляем числовые значения.

Детям предлагается работа в парах по решению задач на все виды движения с последующей проверкой. Дети самостоятельно определяют вид движения, составляют схему движения, решают, используя формулы-подсказки.


Задачи:

  1. Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 76 км, одновременно, на встречу друг другу отправляются велосипедист и мотоциклист. Через какое время они встретятся, если скорость велосипедиста 12 км/ч, а скорость мотоциклиста 26 км/ч

  2. Из села вышел пешеход со скоростью 5 км/ч. Через 2 ч вслед за ним выехал

велосипедист со скоростью 10 км/ч. За сколько часов велосипедист догонит

пешехода?

  1. От станции одновременно в противоположных направлениях отошли два мотоциклиста со скоростям и 40 км/ч и 35 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 6 часов?

  2. Велосипедист и мотоциклист выехали одновременно из одного пункта в одном направлении. Скорость мотоциклиста 40 км/ч, а велосипедиста 12 км/ч. Какова скорость их удаления друг от друга? Через сколько часов расстояние между ними будет 56 км?


6.ЭТАП КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ.

Учитель раздает листы самоконтроля.

Оцените свою работу на уроке знаком «+» или «-»

ФИО

Решение задач в группе

Работа на уроке (устный ответ)

Задача 1

Задача 2

Самостоятельная работа








Подведем итоги: Посчитайте по листу самооценки заработанные баллы.

На доске шкала оценок:

Показать таблицу с критерием оценивания решения. 


Домашнее задание: Придумайте две разные задачи на движение.

Рефлексия:

А сейчас, ребята, вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? Какую тему мы сегодня изучили?

Продолжите мои предложения

- Я узнал….

- Больше всего мне понравилось…

- Самым интересным на уроке было…………....

-Сегодня на уроке я понял……………………………

-Самым сложным для меня сегодня было ……

-Сегодня на уроке я затруднялся…., так как….

-В каких заданиях были допущены ошибки?

- Достигли ли мы цели урока?

-Где в жизни вам пригодятся эти знания?



А теперь подумайте, как вы справились с темой и оцените себя с помощью смайлика

  • все понял - зеленый;

  • остались вопросы - желтый;

  • есть большие затруднения - красный.
























   


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!