4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания). | -В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук? - Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный? -Тогда давайте будем решать эту проблему. 1. Составление плана решения проблемы Исследование нового звука вы будете проводить в парах. Давайте вспомним правила работы в парах. Давайте составим план исследования. Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать? -Как узнать, какой он, звонкий или глухой? Как узнать, бывает ли он твердым или мягким? 2. Поиск решения проблемы – открытие нового знания. - Ребята, посовещайтесь в парах, сделайте звуковой анализ слов «жук» и «жираф» на основе моделей, составьте звуковые схемы этих слов, подготовьте характеристику звука [ж] по плану, который мы с вами обсудили и постарайтесь определить, в чем особенность изучаемого звука. 3. Представление результатов исследования. -А сейчас послушаем, что вы расскажете о результатах своих исследований. - Какие проблемы возникли при исследовании нового звука? - В чем особенность звука [ж]? - В каком районе «проживает» звук [ж]? 4. Игра «Подбери слово» - Может быть, в других словах звук [ж] произносится мягко? - Придумайте слова с новым звуком. - Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [ж] звучит мягко? 5. Физкультминутка Игра «Гости» Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – похлопаем ему, а если нет – потопаем. Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна. -Молодцы! Вы были очень внимательны! - Так какой же звук [ж]? 6. Знакомство с новой буквой -Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? - На что похожа буква Ж? - Смотрите, какую замечательную букву подарили нам ребята Выложите букву из цветных карандашей. - Ребята, а почему на плакате 4 буквы Ж? Мы видим 2 большие буквы и две маленькие, 2 печатные и две письменные. - Зачем нужны большие буквы? - Где мы встречаемся с печатными буквами? - А для чего нужны письменные буквы? - А вы хотели бы научиться писать букву «Ж»? - Давайте возьмем ручки и вспомним, как нужно сесть и положить тетрадь? - Печатаем букву Ж. Физминутка. Поиграем в игру «Большая -маленькая». ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны. -Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв. 7. Чтение слогов с буквой «Ж, ж». Букву новую узнали Образ мы её создали, А теперь вперёд, друзья, Сможем мы прочесть слова. -Открываем Букварь на стр.66 Прочти слова 1 столбика. - Какие слова записаны в первом столбике? Расставьте их в алфавитном порядке. -Прочти слова 2 столбика. Что интересного заметили? Подберите антоним к слову жара. Подберите подходящее слово по смыслу к слову жаркий(день) -3 столбик –чтение про себя. Что такое дружба? Есть ли у вас друзья? Подберите подходящее по смыслу слово к слову дружный(класс) -4 столбик – чтение слогослиянием. Про кого можно сказать, что он жужжал? Как это жалобно, спокойно? | -В районе согласных. -Выдвигают версии. Слушаем мнение своего товарища, говорим тихо -Звонкий он или глухой, мягкий или твердый. -Приложить руку к горлу и послушать работает ли «моторчик». Надеть «волшебные наушники» - Послушать, как он звучит в словах. Учащиеся работают в парах. Учащиеся представляет результат исследований: звук [ж] согласный, звонкий, твердый. -У звука [ж] нет мягкой пары. Звук [ж] всегда твёрдый В районе Согласных. Подбирают слова со звуком [ж]. - Нет, не удалось. -Звук [ж] всегда твердый. Участвуют в игре. Он согласный, звонкий и всегда твердый Ученица читает стихи. Посмотри-ка: буква Ж На жука похожа, Потому что у нее Шесть жучиных ножек. Эта буква широка И похожа на жука. И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! Стала снежинка Буквою Ж, Солнце ее Не растопит уже! Дети выкдадывают букву из цветных карандашей Большие буквы нужны для того, чтобы писать имена, фамилии, названия рек, городов, сел, улиц. Печатные буквы у нас в книжках, газетах, журналах. Ими мы пишем в тетрадях. Да Показ печатания буквы ж Дети печатают в тетрадях букву Ж. Читают слоги. -Названия букв. Общая часть –жар- Жара-холод | Познавательные: логические: - анализ объектов с целью выделения признаков; - подведение под понятие, выведение следствий; общеучебные: - постановка и решение проблемы; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; (знаково - символические) - создавать и преобразовывать модели. Регулятивные: - планировать, определять последовательность действий; Коммуникативные: - умение работать в паре; - учитывать разные мнения; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: установка на здоровый образ жизни. Познавательные: логические: - выбор оснований и критериев для сравнения. |
5. Первичное закрепление. | 1.Работа с текстом. Давайте прочитаем текст, в которых встретятся эти слова. После каждого предложения – вопрос. -Когда бывает жара? -Почему окна дома были открыты? -С какими персонажами встретились в предложении? Почему жук жужжал жалобно? (Приём «Зеркало») –Давайте заглянем в волшебное зеркало и предположим, что могло произойти дальше. -Читаем дальше вполголоса. -Совпало ли ваше мнение с тем, что написано в тексте) -А как бы ты поступил? -А вам было когда-нибудь жалко кого-нибудь? Вывод: Люди тоже нуждаются в сочувствии, сострадании, любви и помощи. Не зря написано в пословице (чтение хором) | Дети читают по цепочке. Чтение с остановкой. Летом. Было очень жарко. Майский жук, девочка Жанна. Не мог выбраться из банки. Мнения детей. Рассказы детей «Жизнь дана на добрые дела» . | Познавательные: общеучебные: -формировать смысловое чтение; - формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов. Коммуникативные: - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: -прогнозирование. Личностные: -формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции. |
7. Рефлексия | 1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке. 2. Беседа: - Какой была тема урока? - Какие цели вы ставили? - Удалось ли достичь этих целей? - Возникали у вас затруднения? - Вы смогли их преодолеть? . Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз. - Буква Ж в вашу честь ,в честь своего дня рождения и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую, красную звёздочки. Если было трудно – синюю. - Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, затем – мальчики. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и покажем звёздочки. Как много детей, которым легко было выполнять задания урока. Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались, Спасибо вам за урок. | -Звук [ж], буква Ж.. -Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой. -Да. -Да. -Да . Дети прикрепляют звёздочки на доску. | Регулятивные: -оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |