СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Звук [ ж], буква Ж."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «открытия» нового знания.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Звук [ ж], буква Ж."»

Тема  урока:  Звук [ ж], буква Ж.


Тип урока: урок «открытия» нового знания.


Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.


Задачи урока:     образовательные:

  • познакомить  с буквой Ж и звуком   [ж];

  • учить давать характеристику звукам;

  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.


развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;

  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

воспитательная:


  • воспитывать интерес к чтению;

  • привитие навыков культурного общения;

  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.


Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.


Формы обучения:

    • фронтальная работа;

    • парная;

    • индивидуальная

Формирование ключевых компетенций:

    • учебно – познавательной

    • коммуникативной


Единица содержания: характеристика звука [ж], обозначаемого на письме букой Ж,ж

Граница знания – незнания:

  • дети знают и умеют читать слова с новой буквой (дошкольная подготовка детей разного уровня)

  • не знают какие звуки обозначает буква Ж,ж




Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.



Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- Ребята, а какой у вас девиз?

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

- А эпиграфом урока будут слова:

«С малой удачи начинается большой успех».


Мы – дружные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные,

Мы отлично учимся,

У нас все получится.







Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу.


Регулятивные:

волевая саморегуляция.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.



Речевая разминка:

Артикуляционные упражнения.

Работа в парах у доски: 1.Собрать пословицы.

2.Составить таблицу(гл., согл.).




- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Букволандия». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают» в этом удивительном городе.


- Посмотрите на ленту букв и скажите: а на какие две большие группы делятся все звуки и буквы русского алфавита?

- Как отличить гласные звуки от согласных?









- А почему гласные живут и на 1ом и на 2ом этаже?






- На какие группы можно разделить все согласные звуки?



- А почему согласные живут и на 1ом этаже и на 2ом ? Чем они отличаются?





















Гласные и согласные



Гласные поются, а согласные не поются. Когда произносим гласные, то воздух не встречает преграды, а при произношении согласных – встречает преграду.



На первом этаже живут гласные которые придают твердость согласным, на 2ом гласные которые придают мягкость предшествующим согласным.


- Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие.


На 1ом живут согласные буквы, обозначающие звонкие звуки. А на 2ом буквы обозначающие глухие звуки.
















Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

3. Постановка учебной задачи.






- Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей» города «Букволандия»

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать какой?

Я вам сейчас предложу несколько вариантов, как можно узнать, что это за буква, а вы послушайте и выберите какой – нибудь один, хорошо?

  1. Я вам просто называю букву, которую мы будем учить.

  2. Можно открыть Азбуку и найти эту букву.

  3. Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать, и потом мы вместе узнаем, что за буква пришла сегодня на урок.

Ставьте ушки на макушку, слушайте внимательно, загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!



Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын….






Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский …

- Назовите первые звуки слов - отгадок.

- Произнесите, как жужжит жук.



- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.


– Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться?


На доске – опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями.



  • Изучить … звук и …букву.

  • Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;

  • Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.





- Где новые знания в жизни можно применить?


Создание проблемной ситуации

- Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.





Да
















Выбор варианта

Отгадывают загадки.

жираф








жук


Называют первый звук слов-отгадок: [ж].



Формулируют тему урока:

Звук [ж], буква Ж.


Формулируют цели:

-познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.

- учиться читать слоги, слова,

тексты с новой буквой.




Регулятивные:

целеполагание.


Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.


4. Построение

проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

























-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?

- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?

-Тогда давайте будем решать эту проблему.


1. Составление плана решения проблемы

Исследование нового звука вы будете проводить в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

Давайте составим план исследования.

Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать?


-Как узнать, какой он, звонкий или глухой?









Как узнать, бывает ли он твердым или мягким?





2. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

- Ребята, посовещайтесь в парах, сделайте звуковой анализ слов «жук» и «жираф» на основе моделей, составьте звуковые схемы этих слов, подготовьте характеристику звука [ж] по плану, который мы с вами обсудили и постарайтесь определить, в чем особенность изучаемого звука.




3. Представление результатов исследования.

-А сейчас послушаем, что вы расскажете о результатах своих исследований.



- Какие проблемы возникли при исследовании нового звука?


- В чем особенность звука [ж]?


- В каком районе «проживает» звук [ж]?





4. Игра «Подбери слово»

- Может быть, в других словах звук [ж] произносится мягко?

- Придумайте слова с новым звуком.

- Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [ж] звучит мягко?

5. Физкультминутка

Игра «Гости»

Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – похлопаем ему, а если нет – потопаем.

Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.

-Молодцы! Вы были очень внимательны!

- Так какой же звук [ж]?


6. Знакомство с новой буквой

-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?

- На что похожа буква Ж?


- Смотрите, какую замечательную букву подарили нам ребята





















Выложите букву из цветных карандашей.

- Ребята, а почему на плакате 4 буквы Ж?

Мы видим 2 большие буквы и две маленькие,

2 печатные и две письменные.

- Зачем нужны большие буквы?





- Где мы встречаемся с печатными буквами?



- А для чего нужны письменные буквы?


- А вы хотели бы научиться писать букву «Ж»?




- Давайте возьмем ручки и вспомним, как нужно сесть и положить тетрадь?

- Печатаем букву Ж.





Физминутка. Поиграем в игру «Большая -маленькая».

ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны.

-Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.



7. Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

Сможем мы прочесть слова.

-Открываем Букварь на стр.66



Прочти слова 1 столбика.

- Какие слова записаны в первом столбике? Расставьте их в алфавитном порядке.


-Прочти слова 2 столбика. Что интересного заметили? Подберите антоним к слову жара. Подберите подходящее слово по смыслу к слову жаркий(день)

-3 столбик –чтение про себя. Что такое дружба? Есть ли у вас друзья?

Подберите подходящее по смыслу слово к слову дружный(класс)


-4 столбик – чтение слогослиянием. Про кого можно сказать, что он жужжал? Как это жалобно, спокойно?





-В районе согласных.



-Выдвигают версии.




Слушаем мнение своего товарища, говорим тихо



-Звонкий он или глухой, мягкий или твердый.


-Приложить руку к горлу и послушать работает ли «моторчик».

Надеть «волшебные наушники»





- Послушать, как он звучит в словах.




Учащиеся работают в парах.












Учащиеся представляет результат исследований:

звук [ж] согласный, звонкий,

твердый.


-У звука [ж] нет мягкой пары.


Звук [ж] всегда твёрдый


В районе Согласных.






Подбирают слова со звуком

[ж].

- Нет, не удалось.

-Звук [ж] всегда твердый.




Участвуют в игре.






Он согласный, звонкий и всегда твердый








Ученица читает стихи.

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.


Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!


Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце ее

Не растопит уже!






Дети выкдадывают букву из цветных карандашей

Большие буквы нужны для того, чтобы писать имена, фамилии, названия рек, городов, сел, улиц.





Печатные буквы у нас в книжках, газетах, журналах.


Ими мы пишем в тетрадях.


Да



Показ печатания буквы ж




Дети печатают в тетрадях букву Ж.




















Читают слоги.

-Названия букв.


Общая часть –жар-


Жара-холод

Познавательные: логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;


общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

- создавать и преобразовывать модели.






Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;



Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.























Личностные:

установка на здоровый образ жизни.








Познавательные:

логические:

- выбор оснований и критериев для сравнения.

5. Первичное закрепление.

1.Работа с текстом.

Давайте прочитаем текст, в которых встретятся эти слова. После каждого предложения – вопрос.

-Когда бывает жара?

-Почему окна дома были открыты?

-С какими персонажами встретились в предложении?

Почему жук жужжал жалобно?

(Приём «Зеркало») –Давайте заглянем в волшебное зеркало и предположим, что могло произойти дальше.

-Читаем дальше вполголоса.

-Совпало ли ваше мнение с тем, что написано в тексте)

-А как бы ты поступил?

-А вам было когда-нибудь жалко кого-нибудь?





Вывод: Люди тоже нуждаются в сочувствии, сострадании, любви и помощи. Не зря написано в пословице (чтение хором)












Дети читают по цепочке. Чтение с остановкой.


Летом.

Было очень жарко.

Майский жук, девочка Жанна.

Не мог выбраться из банки.


Мнения детей.






Рассказы детей







«Жизнь дана на добрые дела»





.








Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.





Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


Регулятивные:

-прогнозирование.


Личностные:

-формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.


6. Включение в систему знаний и повторение.

Разноуровневые задания по рядам.

Работа в парах.

-1 ряд: найти и прочитать слова, в которых встречается буква ж;

2 ряд: посчитайте сколько предложений в этом тексте, подчеркнуть букву, которая обозначает начало предложения.

3 ряд: найти и прочитать самое длинное предложение.

.




Выполняют задания в парах.

Регулятивные:

- самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения.

7. Рефлексия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

- Какой была тема урока?


- Какие цели вы ставили?




- Удалось ли достичь этих целей?


- Возникали у вас затруднения?


- Вы смогли их преодолеть?

.

Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз.

- Буква Ж в вашу честь ,в честь своего дня рождения и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую, красную звёздочки. Если было трудно – синюю.

- Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, затем – мальчики. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и покажем звёздочки. Как много детей, которым легко было выполнять задания урока.


Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,

Спасибо вам за урок.










-Звук [ж], буква Ж..


-Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой.

-Да.


-Да.


-Да


.











Дети прикрепляют звёздочки на доску.

Регулятивные:

-оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!