Урок алгебры и начала математического анализа в 11г классе (биолого-химический профиль).
Тема урока «Общие методы решения уравнений».
Цели урока:
создать условия для систематизации, обобщения знаний и умений обучающихся по применению различных методов решения уравнений.
способствовать развитию умения наблюдать, обобщать, классифицировать, анализировать математические ситуации.
воспитывать самостоятельность, упорство в достижении цели;побуждать учащихся к самоконтролю и взаимоконтролю.
Задачи:
формировать умение классифицировать уравнения по методам решения;
закрепить навыки решения уравнений различными методами;
отрабатывать навыки самоконтроля с целью подготовки к итоговой аттестации;
воспитывать чувство коллективизма, ответственности.
Тип урока: урок-обобщения и систематизации знаний учащихся.
Форма урока: урок – практикум.
Оборудование: ПК, проектор, карточки с самостоятельной работой.
Методы обучения: частично-поисковый метод, репродуктивный, обобщающий.
План урока.
Конспект урока рассчитан на 1 учебных часа (45 мин.).
Организационный момент. (2 мин.)
Устная работа. (5 мин.)
Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин.)
Решение уравнений различными методами (варианты ЕГЭ) (24 мин)
Итог урока (2 мин)
Рефлексия (2 мин)
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Формулировка темы и целей урока. Знакомство с этапами урока.
Тема «Уравнения» - одна из важнейших тем курса алгебры. Мы изучили различные виды уравнений, а также методы их решения. Цель урока – повторить и обобщить сведения о методах решения уравнений. Но прежде вспомним основные определения и правила.
Устная работа.
- Что называют решением уравнения?
(Решением уравнения называют то значение переменной, при котором данное уравнение обращается в верное равенство.)
- Что значит – решить уравнение?
(Решить уравнение – это значит найти все его корни или доказать, что корней нет.)
- Что называют областью допустимых значений переменной (ОДЗ)?
(ОДЗ переменной уравнения
называют множество тех значений переменной х, при которых одновременно имеют смысл выражения
и
).
- Какие преобразования приводят к равносильным уравнениям?
(Прибавление к обеим частям уравнения одного и того же числа, умножение обеих частей уравнения на одно и то же число, деление обеих частей уравнения на одно и то же число не равное нулю.)
- Какие действия при преобразовании уравнений можно назвать «опасными» и почему?
(Деление уравнения на выражение, содержащее переменную - при этом может произойти потеря корней и возведение обеих частей уравнения в квадрат - при этом могут появиться посторонние корни.)
3. Самостоятельная работа и самопроверка. (слайд №4,5)
№1. Решите уравнение.
1)
=9 (83)
2) 4x =2x +2 (2)
3) lnx = ln 10(10)
4) 2x = 7 (log27)
5)
= -2 (+,-3)
№2. Равносильны ли уравнения.
а) 2х = 256 и 3х2 – 24х = 0 (нет)
б)
= 1 и Sin2x = 0 (да)
в) 2х = 256 и log2x = 3 (да)
г) lgx2 = 5 и 2lgх = 5 (нет)
д) lgx2 = 5 и 2lg│х│ = 5 (да).
4. Решение уравнений различными способами.
Назовите виды уравнений? (Слайд №6)
линейные;
квадратные;
дробно- рациональные;
иррациональные;
тригонометрические;
логарифмические;
показательные;
смешанные.
Основные методы решения уравнений: (Слайд №7)
Замена уравнения h(f(x)) = h(g(x)) уравнением f(x) = g(x).
Разложение на множители.
Введение новой переменной.
Функционально-графический.
Предложите способ решения уравнений (слайд №8).
Уравнение | Способы решения |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
2sinxcosx – sinx = 0 | | | | |
32х-8·3х-9=0 | | | | |
2х =х+3 | | | | |
3 log27 x +5log7 x-2=0 | | | | |
3sinx=3cosx | | | | |
х4+4х3- 12х2-3х=0 | | | | |
sinx=x2+1 | | | | |
5х+3=53х-8 | | | | |
Сегодня на уроке мы остановимся на применении общих методов решения уравнений при решении задания № 15-ЕГЭ-2015.
Учащимся было дано задание из сборника ЕГЭ выбрать уравнения по способу решения. Решить дома одно из них, предоставить нам для разбора и обсуждения. (у доски показывают решения).
Учащийся самостоятельно рассмотрел нестандартные методы решения и приведет пример использования метода рационализации.
5. Итог урока.
( подвожу итог, комментирую работу учащихся, сообщаю оценки за урок.)
6. Рефлексия.
Продолжите фразу:
Было трудно…
Меня заинтересовало…
Мне захотелось…
Меня удивило…
Теперь я могу…
7. Домашнее задание.( УМК Мордкович А.Г.)
П.27
№ 27.14 (а)
№ 27.15 (а)
№ 27.19(а-г)