СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: Одноклеточные водоросли

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирования новых знаний с применением ИКТ. Материал урока направлен на развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы, работать с разными источниками информации, лабораторным оборудованием, демонстрационным материалом.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Одноклеточные водоросли»

Использование ИКТ на уроках биологии Насонова Светлана Евгеньевна



Урок по теме: Одноклеточные водоросли

Цели урока:

Образовательные:

  • Приобретение и усвоение знаний учащихся по теме.

  • Углубление знаний о разнообразии, распространении и значении растительных организмов различных систематических групп.

  • Формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схему.

  • Научить определять формы растительных организмов и объяснять роль данных представителей в жизни других живых организмов.

Развивающие:

  • Развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы, работать с разными источниками информации, лабораторным оборудованием, демонстрационным материалом.

Воспитательные:

  • Совершенствование навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы.

  • Развитие познавательного интереса к предмету.



Оборудование: Интерактивные средства Библиотеки (диски по теме) , проектор.

На доске: схема «Классификация водорослей», таблицы: «Разнообразие водорослей», «Одноклеточные водоросли»

На столах учащихся: микроскопы, микропрепараты «Одноклеточная водоросль Хламидомонада», индивидуальные карточки-задания, Интернет-распечатка дополнительного материала, карточки с ключевыми понятиями.

На столе учителя: демонстрационные объекты

Методы обучения:

По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.

По характеру деятельности учащихся: частично – поисковый.

По характеру деятельности учителя: объяснение нового материала .



Форма организации: Урок формирования новых знаний с применением ИКТ. Основные термины и понятия: водоросли, низшие растения, слоевище, таллом, хроматофор, хлорофилл, ризоиды, хламидомонада, хлорелла, зооспора, гамета, ламинария.

План урока

1.Общая характеристика водорослей.

2.Классификация водорослей.

3.Одноклеточные водоросли, их общая характеристика и строение.

4.Лабораторная работа «Строение одноклеточной водоросли Хламидомонады».

5.Просмотр анимационного фильма «Размножение Хламидомонады».

6.Закрепление знаний, отработка понятий и основных терминов.

7.Выводы.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний

Проверка знаний осуществляется по группам.

Один ряд учащихся работает по вопросам индивидуальных карточек.


Вопросы к индивидуальным карточкам:


1.Какие растения вы знаете?

2.Где обитают растения?

3.Как человек использует растения?

4.Что изучает ботаника?

5.Какое значения имеют растения в природе?

6.Какое значение имеют растения в жизни человека?

7.Почему нужно охранять растения?

8.На какие царства принято разделять живые организмы?

9.Какое строение имеет растительная клетка?

10.Какое строение имеет бактериальная клетка?

11.Какие бактерии называют сапрофитами, а какие - паразитами?

12.Как бактерии размножаются?

13.Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий?

14.Что такое фотосинтез?

15.В чем значение бактерий в природе?

16.Как бактерии использует человек?

17.Какую роль играют грибы в природе и жизни человека?

18.Как питаются грибы?

19.Как размножаются грибы?

20.Какие грибы называют шляпочными?

21.Что такое грибница и плодовое тело гриба?

22.Как образуются споры у шляпочных грибов?

23.Что такое симбиоз?


Второй ряд учащихся работает с тестами:

Тест№1



  1. Группа бактерии – это

  • Вид

  • Класс

  • Царство

  • Порядок


2.Способность бактерий к автотрофному питанию роднит их с

  • Животными

  • Грибами

  • Растениями

  • Вирусами


3.Защитными приспособлениями бактериальной клетки являются

  • Клеточная стенка

  • Ворсинки

  • Жгутики

  • Капсула




4.Анаэробные бактерии не нуждаются в

  • Пище

  • Тепле

  • Кислороде

  • Воде


5.Самая древняя, по мнению ученых, группа живых существ на Земле –

  • Растения

  • Грибы

  • Бактерии

  • Животные


6.Споры бактерий – это приспособление к

  • Размножению

  • Распространению

  • Переживанию неблагоприятных условий

  • Питанию


7.Бактериальная клетка, в отличие от растительной,

  • Имеет цитоплазму

  • Более просто устроена

  • Не содержит ядра

  • Всегда целый организм


8.Клетка бактерии снаружи покрыта:

  • Слизью

  • Капсулой

  • Щетинками

  • Клеточной стенкой (оболочкой)


9.Сине-зеленые водоросли — это представители царства:

  • Бактерий

  • Прокариот

  • Растений

  • Древних водорослей




10.Выберите правильные утверждения:

  • Водорослями называют любые растения, обитающие в воде.

  • Мхи — низшие растения.

  • Бактерии размножаются спорами.

  • Косточка абрикоса — семя.

  • Перекрестное опыление всегда более выгодно, нежели самоопыление.

  • Печеночные мхи — низшие растения.




Тест №2

1.Группа Грибы – это

  • Вид

  • Род

  • Класс

  • Царство


2.Грибы, как и растения,

  • Имеют в клетках ядро

  • Не способны к активному движению

  • Имеют плотную клеточную стенку

  • Не имеют хлорофилла


3.Грибы, в отличие от животных,

  • Питаются готовыми органическими веществами

  • Постоянно растут

  • Не имеют хлорофилла

  • Неподвижны


4.Гифы образуют

  • Грибницу

  • Корни

  • Плодовое тело

  • Мицелий


5.Наука, изучающая грибы, называется

  • Биология

  • Ботаника

  • Микология

  • Микробиология


Тест №3

1.По способу питания грибы могут быть

  • Автотрофами

  • Сапротрофами

  • Паразитами

  • Симбионтами


2.Клетка гриба

  • Безъядерная

  • Доядерная

  • Одноядерная

  • Многоядерная


3.Грибы

  • Не имеют хлорофилла

  • Содержат хитин

  • Образуют органические вещества

  • Размножаются семенами


4.Грибы, в отличие от растений,

  • Растут в течение жизни

  • Имеют многоядерные клетки

  • Активно не передвигаются

  • Являются гетеротрофными организмами


5.Споры гриба образуются в

  • Плодовом теле

  • Грибнице

  • Спорангиях

  • Гифах


6.По способу питания грибы

  • Автотрофы

  • Гетеротрофы

  • Сапрофиты

  • Паразиты


Тест№4

1.Для дрожжей, как и для других грибов, характерно размножение

  • Половое

  • Бесполое

  • Бесполое

  • При помощи спор




2.Спора гриба – это приспособление к

  • Размножению

  • Перенесению неблагоприятных условий

  • Распространению

  • Питанию


3.Дрожжи характеризуются тем, что

  • Состоят из одной округлой клетки

  • Состоят из одной ветвящейся клетки

  • Размножаются спорами

  • Размножаются почкованием


4.Тело гриба называют:

  • Мицелием

  • Микоризой

  • Симбиозом


5.Наука, изучающая грибы – ___________________.




Третья группа учащихся работает по вопросам с сигнальными карточками:

1.Биология – это наука о растениях, их строении и жизнедеятельности (-)

2.Все живые организмы распределены в так называемые царства органического мира: бактерии, грибы, растения, животные (+)

3.Растения различаются только по размерам: есть растения микроскопические, низкорослые, среднего роста и высокие (-)

4.Растения распространены по всему земному шару (+)

5.Все растения делят на две большие группы – высшие и низшие (+)

6.Тело низших растений называют слоевищем (+)

7.Тело низших растений называют талломом (+)

8.Высшие растения имеют такое же строение что и низшие (-)


Двое учащихся работают на интерактивной доске по заданию «Строение бактериальной клетки и шляпочного гриба».













Использование ИКТ на уроках биологии Насонова Светлана Евгеньевна





3. Изучение нового материала.

  • Актуализация знаний.

Кто первым побывал в космосе? Оказывается одним из первых земных организмов, побывавшим в космосе, была одноклеточная водоросль – хлорелла.

Около 150 лет назад небольшое судно дрейфовало во льдах Арктики. Вдруг в лучах низкого солнца перед моряками предстал остров. Матросы в ужасе смотрели на скалы: снег местами был в кровавых пятнах. Суеверные моряки сочли это дурным предзнаменованием. Случаи покраснения снега были и высоко в горах. Это явление вызывает водоросль «снежная хламидомонада», которая активно размножается при 00С в мокром снеге, талой воде.

В Саргассовом море Атлантического океана в старые времена нередко гибли корабли от «Морского змия». Страшные легенды ходили о них. Причина – гигантская, бурая водоросль до 300м, которая наматывалась на весла и винты кораблей.

  • Постановка цели урока.

Цель урока формулируют сами учащиеся.

Задачи урока: Познакомиться с многообразием водорослей, их строением, особенностями жизнедеятельности и значением; рассмотреть подробно группу одноклеточных водорослей как наиболее просто организованных представителей растительного мира; продолжить отрабатывать умения работы с микроскопом.

  • Формирование новых знаний.

  • Общая характеристика водорослей ( просмотр фильма «Водоросли»)

  • 30 тысяч видов;

  • Среда обитания – вода, почва.

  • Одноклеточные и многоклеточные организмы.

  • Тело – одна клетка или таллом, настоящих органов нет. Ризоиды – нитевидные корнеобразные выросты, служащие для прикрепления к субстрату.

  • Хлорофилл расположен в хроматофоре (разной формы) – пластиды водорослей, содержащие хлорофилл и другие пигменты.

  • Способ питания – фотосинтез.

  • Есть вакуоли с клеточным соком.

  • Размножение бесполое и половое.

  • Классификация водорослей (объяснение учителя)


Ставлю перед учащимися вопросы:

- Все ли водоросли увиденные нами в фильме одинаковы?

- Что в них общего?

- Какие видим отличия?




ВОДОРОСЛИ





Зеленые Красные Бурые



Одноклеточные (хлорелла, плеврококк)

Многоклеточные

(спирогира, нителла)

Порфира

Ламинария, саргассум





  • Одноклеточные водоросли, их общая характеристика и строение (Объяснение учителя с демонстрацией интерактивного рисунка)

- Лабораторная работа «Строение хламидомонады » (Доказать, что водоросли – низшие растения.).

Перед выполнением лабораторной работы учащиеся вспоминают правила работы с микроскопом.

Просмотр микропрепаратов.

Работа по инструктивной карточке.

Инструктивная карточка.

Лабораторная работа «Строение хламидомонады»

Цель: знакомство с внешним видом одноклеточных водорослей

1.Поместите микропрепарат на предметный столик, закрепите зажимами.

Добейтесь с помощью винтов микроскопа четкого изображения объекта.

2.Рассмотрите одноклеточные водоросли. Обратите внимание на их форму, окраску, наличие жгутиков.

3.Зарисуйте клетку и подпишите названия ее частей. Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам учебника.


Тетрадь стр.18 №39

Учебник стр.55 рис.35


После просмотра микропрепарата хламидомонады учащиеся выполняют задание №39 в тетради на странице 18 и сверяют свою работу с рисунком 35 учебника на странице 55.

После выполнения задания учащиеся отвечают на вопросы учителя:

1.Что из себя представляет организм хламидомонады?

2.Какое строение имеет клетка хламидомонады?

3.Пойти к доске, показать строение хламидомонады.

- Размножение хламидомонады (Просмотр фильма «Размножение Хламидомонады»)

После просмотра фильма учащиеся отвечают на вопросы учителя:

        1. Какими способами размножается хламидомонада?

        2. От чего зависит тот или иной способ размножения?

        3. Что такое гаметы?

        4. Что образуется при слиянии гамет?

        5. Как называется процесс слияния гамет?



  • Работа класса над понятийным материалом.

Работа над терминами и понятиями: водоросли, низшие растения, слоевище, таллом, хроматофор, хлорофилл, ризоиды, хламидомонада, хлорелла, зооспора, гамета, ламинария.

На интерактивной доске высвечивается задание – определение понятия. Учащиеся поднимают соответствующую карточку. Следом высвечивается правильный ответ.

1.Низшие растения, тело которых вместо органов имеет слоевище (водоросли)

2.Одноклеточная зеленая водоросль, название которой в переводе с греческого звучит как "простейший организм, покрытый одеждой" (хламидомонада)

3."Одежда" хламидомонады (оболочка)

4.Средство передвижения хламидомонады (жгутики)

5.Чашеобразная пластида,содержащая хлорофилл и другие пигменты (хроматофор)

6.Светочувствительное тельце красного цвета (глазок)


  • Выводы учащихся:

На уроке мы познакомились с новой группой растений – водорослями.

Это низшие растения. У них нет органов. Их тело называется слоевище или таллом.

Водоросли бывают одноклеточные и многоклеточные.

К одноклеточным водорослям относят хламидомонаду , хлореллу.

Они состоят из одной клетки, покрытой оболочкой.

Внутри клетки имеется цитоплазма, ядро, две сократительные вакуоли, светочувствительный глазок, хроматофор с хлорофиллом.

Размножаются одноклеточные водоросли в благоприятное время делением клетки, в неблагоприятных условиях – половым путем.


4. Домашнее задание:

Выучить параграф 12, ответить на вопросы, заполнить таблицу № 41 в рабочих тетрадях.

5. Итог урока.



Презентация – Приложение 1.



Литература:

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера – 2-е изд., стериотипное – Москва. Мир.

Павлов И. Ю., Вахненко Д. В., Москвичев Д. В. Биология. Словарь – справочник. Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс»,1997.

Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждении. Под ред. В.В.Пасечник. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999.

www.encycl.eandex/ru/

www.rubricon.com

www.lbcmcp.ups-tlse.fr/ehseignemeht.html

www.fegi.ru/primorye/GEOLOGY/coal/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс