Урок по теме «Односоставные предложения. Назывные предложения» 8 класс
Планируемые результаты освоения учебного материала:
Предметные:
распознавание односоставных назывных предложений в тексте;
определение их значения и структурных особенностей;
построение речевых высказываний с употреблением односоставных назывных предложений.
Метапредметные:
способность извлекать информацию из разных источников, в т.ч. ресурсами Интернета;
умение отобрать и систематизировать материал на определённую тему;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
умение создавать устные и письменные тексты определённого типа, стиля речи, жанра с учётом замысла
Личностные УУД:
испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
осознавать роль односоставных назывных предложений в устной и письменной речи;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сопереживать;
Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи
Регулятивные УУД:
самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД;
Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
выразительно читать и пересказывать текст;
учиться работать в группе;
умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.
Тип урока – урок изучения нового материала. На изучение темы «Односоставные предложения» в рабочей программе по русскому языку в 8 классе выделено 11 часов (По программе под редакцией Т.А. Ладыженской). Это 2 урок по изучению видов односоставных предложений, ему предшествовал урок «Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения» (1 час).
Вид урока – комбинированный урок.
Выбранная структура урока наиболее рациональна для достижения поставленной цели. Использование текстов художественной литературы – это превосходный, незаменимый материал для различного вида деятельности на уроке. Это обусловлено, во-первых, мастерством художественного слова и высоким идейно-эстетическим содержанием отобранного материала и, во-вторых, его лингвистическими достоинствами.
Это позволяет развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их лингвистический кругозор.
Введение в урок заданий творческого характера позволяет учащимся проявить свои творческие способности, данный вид работы реализует дифференцированный подход.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке значительно повышает наглядность обучения, активизирует процесс овладения знаниями и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения, организовать самостоятельную работу учащихся.
Активизация мыслительной деятельности учащихся достигалась благодаря быстрой смене форм работы на уроке.
Наглядность, оборудование: презентация.
Ход урока.
Опрос.
Синтаксический разбор предложений.
Дальние горы, освещённые последними лучами заходящего солнца, казались фиолетовыми.
Мы сидели в маленькой комнате, увешанной шкурами оленей.
Выписать из данных предложений словосочетания, разобрать их.
Тест.
Среди данных предложений найдите односоставные
А. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев.)
Б. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов.)
В. На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет.)
Г. Волка шапками не закидаешь. (Пословица.)
Д. По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А. Майков.)
Среди данных предложений найдите нераспространённые
А. Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А. Майков.)
Б. Ради розы терпят и шипы. (Пословица.)
В. Ночь.
Г. Со скрипом опустили трап. ( А Толстой.)
Д. Еду – еду в чистом поле. (А. Пушкин.)
Среди данных предложений найдите побудительные
А. Ведут ко мне коня. ( А. Пушкин.)
Б. Не спится, няня. (А. Пушкин.)
В. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин.)
Г. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев.)
Д. Кому – то принесли от мастера ларец. (И. Крылов.)
Самопроверка. (Ответы на экране)
Проверка домашнего упражнения. (192). Читаем только односоставные предложения. Называем главный член односоставного предложения.
Вопрос: Какие предложения называются односоставными? В чём их особенность?
Подготовка к восприятию нового материала.
-Прочитайте предложения.
Холодно. Утро. Первый день зимы. Вот и снег. Какой мороз! Чудесная погода! Идём в школу. Читаем стихи А.С. Пушкина.
-Какие из них называют предметы, явления окружающего мира? Эти предложения Назывные, номинативные (ср.называть)
Словарная работа НАЗВА́НИЕ (Работа со словарём) С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка
НАЗВА́НИЕ, -я, ср.
1. Словесное обозначение вещи, явления. Названия растений. Н. журнала, фильма. Н. гостиницы. Такие поступки имеют своё н. (о неблаговидных, порочащих кого-н. поступках).
2. чаще мн. ч. Отдельное издание (книга, брошюра, журнал) (спец.). В библиотеке несколько тысяч названий.
• Одно ~ (разг.) о ком-чём-н. не удовлетворяющем, не отвечающем своему назначению. Разве это обед ? Одно ~ (одно ~, что обед).
- Подберите синонимы к слову название в первом значении
наименование, обозначение.
-Какова же цель нашего урока? (Находить назывные предложения, выделять главный член назывного предложения, создавать назывные предложения, использовать их в речи).
-Формулируем тему урока, записываем.
Работаем с пар. 31.
Вопросы:
-Чем может быть выражен главный член назывного предложения?
Какова функция назывных предложений?
Тренировочные упражнения.
1. Упр.174 учебника. (По группам)
- Какими могут быть назывные предложения по наличию второстепенных членов? (Распространёнными и нераспространёнными).
- С каким членом двусоставного предложения совпадает главный член назывного односоставного предложения? (С подлежащим).
2. Работа со стихотворением А.А. Фета «Шёпот сердца, уст лобзанье» в обработке И.С. Тургенева. (Текст распечатан на столах).
Появление этого стихотворения вызвало бурную реакцию читателей. Они восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л.Н. Толстой восторженно отмечал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
- Перед нами одно предложение. Назовите главные члены этого предложения.
- Что помогает нам увидеть перечисление явлений? (Реальные картины летней ночи, свидание влюблённых).
- Где используются назывные предложения? (В поэзии).
- Только ли в поэзии?
3.Упражнение 175 учебника. (По группам).
- На что указывают односоставные назывные предложения в начале каждого отрывка? (На время, место действия, обстановку).
- Где ещё могут использоваться данные предложения? (Дневниковая запись, записная книжка, сценарий и т. д.)
- Где можем использовать односоставные назывные предложения мы? (При написании сочинений для указания места и времени действия)
Работа с репродукциями картин В.М. Васнецова.
(Сообщение о Васнецове-художнике и его картинах. Заранее подготовленные ученики).
Пронесёмся мысленно в картинную галерею, где есть зал В.М. Васнецова. Здесь отобраны полотна замечательного русского художника. Полотна, вошедшие в наше сознание с детства. Полотна, с которых смотрит на нас история…
Рассматриваем репродукции картин. (См. презентацию к уроку).
Задание (по группам):
Рассмотрите репродукции картин и составьте начало сочинения, используя односоставные назывные предложения.
1). Знаменитые «Богатыри». Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. Степь без конца и без края…
Внимательный взор… Насупленные густые брови Ильи… Что вдали? Вонзил Илья орлиный взгляд в неведомую даль. Тронул из ножон широкий меч Добрыня. Приготовил калёную стрелу Алёша.
Свинцовые грозовые облака… Молодые дрожащие побеги елей… Ещё миг - и тронет поводья Муромец. Зазвенит меч Добрыни, запоёт стрела, пущенная рукой Алёши. Грянет бой!
2). Перед нами картина «После побоища Игоря Святославича с половцами».
Степь… Сумерки…Мглистое сизое небо…Багровая луна встаёт из свинцового марева. Поле сечи… Страшная, неуёмная, мёртвая тишина. Ни одного живого – все мертвы. Это полотно – ода павшим в битве с половцами.
3). «Прощание Олега с конём». Киевская Русь… Мудрый князь Олег. Воин… Победитель…Знаменитая, трогающая до глубины души сцена прощания с конём. Не просто конь – верный слуга, товарищ, не раз выносивший князя с поля битвы…
- Какую роль играют в данных работах назывные предложения?
(Помогают создать экспозицию, указывают на время и место действия)
Подготовка к домашней работе.
Работа по картине Васнецова «Алёнушка».
Задания:
Рассмотрите внимательно репродукцию катрины и ответьте на вопросы:
- Где происходит действие? (Лес, берег омута).
- Какое время года изображено на картине? (Осень).
- Чему посвящена центральная часть картины? (Изображению девушки).
- Какое чувство овладело ею? (Тоска).
- Докажите. Что говорит об этом? (Деталь портрета: глаза. Такие глаза увидел Васнецов у девушки-сиротинки из Ахтынки).
- О чём тоскует Алёнушка, девушка-сиротинка? (О братце Иванушке, об умерших родителях).
- Вглядитесь пристальнее в колдовской мир васнецовской картины. Вслушайтесь. Что можно увидеть? Что можно услышать? (Через какое-то мгновение из омута появится сказочное чудовище. Раздадутся звуки летящей Бабы Яги).
- Какой вывод можно сделать о роли односоставных предложений?
Они лаконичны.
Они используются в создании экспозиции работы.
Домашнее задание: выучить пар.31. Составить небольшую экспозицию или написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка». (Задание дифференцированное).
Рефлексия.
Закончи фразу:
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс». – М., Экзамен; 2009 г.
Русский язык 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., Просвещение; 2016.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 8 класс. –М.,ВАКО;2014.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс М.: Просвещение, 2016.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
Используемые электронные ресурсы:
http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.
Обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза».