СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Односоставные предложения. Назывные предложения" Русский язык. 8 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Назывные предложения" в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Односоставные предложения. Назывные предложения" Русский язык. 8 класс.»

Урок по теме «Односоставные предложения. Назывные предложения» 8 класс

Планируемые результаты освоения учебного материала:

         

Предметные: 

  • распознавание односоставных  назывных предложений в тексте;

  • определение их значения и структурных особенностей;

  • построение речевых  высказываний с употреблением односоставных назывных предложений.

Метапредметные:

  • способность извлекать информацию из разных источников, в т.ч. ресурсами Интернета;

  • умение отобрать и систематизировать материал на определённую тему;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • умение создавать устные и письменные тексты определённого типа, стиля речи, жанра с учётом замысла

Личностные УУД:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;

  • осознавать роль односоставных назывных предложений в устной и письменной  речи;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сопереживать;


Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи

 Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология  и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 Познавательные УУД;

  • находить ответы на вопросы;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.

 Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;  

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • учиться работать в группе;

  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.

Тип урока – урок изучения нового материала.   На изучение темы «Односоставные предложения»  в рабочей программе по русскому языку в 8 классе выделено 11 часов (По программе под редакцией Т.А. Ладыженской). Это 2 урок по изучению видов односоставных предложений, ему предшествовал урок «Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения» (1 час).

Вид урока – комбинированный урок.

Выбранная структура урока наиболее рациональна для достижения поставленной цели. Использование текстов художественной литературы  – это  превосходный, незаменимый  материал для различного вида деятельности на уроке. Это обусловлено, во-первых, мастерством художественного слова и высоким идейно-эстетическим содержанием отобранного материала и, во-вторых, его лингвистическими достоинствами.

Это позволяет развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их лингвистический кругозор.

Введение в урок заданий творческого характера позволяет учащимся проявить свои творческие способности, данный вид работы реализует дифференцированный подход.  

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке значительно повышает наглядность обучения, активизирует процесс овладения знаниями и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения, организовать самостоятельную работу учащихся.

Активизация мыслительной деятельности учащихся достигалась благодаря быстрой смене форм работы на уроке.


Наглядность, оборудование: презентация.


Ход урока.


Опрос.

    1. Синтаксический разбор предложений.

Дальние горы, освещённые последними лучами заходящего солнца, казались фиолетовыми.

Мы сидели в маленькой комнате, увешанной шкурами оленей.

    1. Выписать из данных предложений словосочетания, разобрать их.

    2. Тест.

  1. Среди данных предложений найдите односоставные

А.   С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев.)

Б.    Про победу Великого года  будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов.)

В.    На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет.)

Г.     Волка шапками не закидаешь. (Пословица.)

      Д.   По ниве прохожу  я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А. Майков.)


  1. Среди данных предложений найдите нераспространённые


А.   Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А. Майков.)

Б.    Ради розы терпят и шипы. (Пословица.)

В.   Ночь.

Г.    Со скрипом опустили трап. ( А Толстой.)

Д.  Еду – еду в чистом поле. (А. Пушкин.)


  1. Среди данных предложений найдите побудительные

А.  Ведут ко мне коня. ( А. Пушкин.)

Б.  Не спится, няня. (А. Пушкин.)

В.  Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин.)

Г.  Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев.)

Д. Кому – то принесли от мастера ларец. (И. Крылов.)


Самопроверка. (Ответы на экране)


Проверка домашнего упражнения. (192). Читаем только односоставные предложения. Называем главный член односоставного предложения.

Вопрос: Какие предложения называются односоставными? В чём их особенность?


Подготовка к восприятию нового материала.

-Прочитайте предложения.


Холодно. Утро. Первый день зимы. Вот и снег. Какой мороз! Чудесная погода! Идём в школу. Читаем стихи А.С. Пушкина.


-Какие из них называют предметы, явления окружающего мира? Эти предложения Назывные, номинативные (ср.называть)


Словарная работа НАЗВА́НИЕ (Работа со словарём) С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

НАЗВА́НИЕ, -я, ср.

1. Словесное обозначение вещи, явления. Названия растений. Н. журнала, фильма. Н. гостиницы. Такие поступки имеют своё н. (о неблаговидных, порочащих кого-н. поступках).

2. чаще мн. ч. Отдельное издание (книга, брошюра, журнал) (спец.). В библиотеке несколько тысяч названий.

• Одно ~ (разг.) о ком-чём-н. не удовлетворяющем, не отвечающем своему назначению. Разве это обед ? Одно ~ (одно ~, что обед).

- Подберите синонимы к слову название в первом значении

наименование, обозначение.


-Какова же цель нашего урока? (Находить назывные предложения, выделять главный член назывного предложения, создавать назывные предложения, использовать их в речи).


-Формулируем тему урока, записываем.


Работаем с пар. 31.

Вопросы:

-Чем может быть выражен главный член назывного предложения?

Какова функция назывных предложений?


Тренировочные упражнения.

1. Упр.174 учебника. (По группам)

- Какими могут быть назывные предложения по наличию второстепенных членов? (Распространёнными и нераспространёнными).

- С каким членом двусоставного предложения совпадает главный член назывного односоставного предложения? (С подлежащим).


2. Работа со стихотворением А.А. Фета «Шёпот сердца, уст лобзанье» в обработке И.С. Тургенева. (Текст распечатан на столах).

Появление этого стихотворения вызвало бурную реакцию читателей. Они восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л.Н. Толстой восторженно отмечал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».


Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

 

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

 

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..


- Перед нами одно предложение. Назовите главные члены этого предложения.

- Что помогает нам увидеть перечисление явлений? (Реальные картины летней ночи, свидание влюблённых).

- Где используются назывные предложения? (В поэзии).

- Только ли в поэзии?


3.Упражнение 175 учебника. (По группам).

- На что указывают односоставные назывные предложения в начале каждого отрывка? (На время, место действия, обстановку).

- Где ещё могут использоваться данные предложения? (Дневниковая запись, записная книжка, сценарий и т. д.)

- Где можем использовать односоставные назывные предложения мы? (При написании сочинений для указания места и времени действия)

  1. Работа с репродукциями картин В.М. Васнецова.

(Сообщение о Васнецове-художнике и его картинах. Заранее подготовленные ученики).


Пронесёмся мысленно в картинную галерею, где есть зал В.М. Васнецова. Здесь отобраны полотна замечательного русского художника. Полотна, вошедшие в наше сознание с детства. Полотна, с которых смотрит на нас история…

Рассматриваем репродукции картин. (См. презентацию к уроку).


Задание (по группам):

Рассмотрите репродукции картин и составьте начало сочинения, используя односоставные назывные предложения.


1). Знаменитые «Богатыри». Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. Степь без конца и без края…

Внимательный взор… Насупленные густые брови Ильи… Что вдали? Вонзил Илья орлиный взгляд в неведомую даль. Тронул из ножон широкий меч Добрыня. Приготовил калёную стрелу Алёша.

Свинцовые грозовые облака… Молодые дрожащие побеги елей… Ещё миг - и тронет поводья Муромец. Зазвенит меч Добрыни, запоёт стрела, пущенная рукой Алёши. Грянет бой!


2). Перед нами картина «После побоища Игоря Святославича с половцами».

Степь… Сумерки…Мглистое сизое небо…Багровая луна встаёт из свинцового марева. Поле сечи… Страшная, неуёмная, мёртвая тишина. Ни одного живого – все мертвы. Это полотно – ода павшим в битве с половцами.


3). «Прощание Олега с конём». Киевская Русь… Мудрый князь Олег. Воин… Победитель…Знаменитая, трогающая до глубины души сцена прощания с конём. Не просто конь – верный слуга, товарищ, не раз выносивший князя с поля битвы…


- Какую роль играют в данных работах назывные предложения?

(Помогают создать экспозицию, указывают на время и место действия)


  1. Подготовка к домашней работе.

Работа по картине Васнецова «Алёнушка».


Задания:

Рассмотрите внимательно репродукцию катрины и ответьте на вопросы:

- Где происходит действие? (Лес, берег омута).

- Какое время года изображено на картине? (Осень).

- Чему посвящена центральная часть картины? (Изображению девушки).

- Какое чувство овладело ею? (Тоска).

- Докажите. Что говорит об этом? (Деталь портрета: глаза. Такие глаза увидел Васнецов у девушки-сиротинки из Ахтынки).

- О чём тоскует Алёнушка, девушка-сиротинка? (О братце Иванушке, об умерших родителях).

- Вглядитесь пристальнее в колдовской мир васнецовской картины. Вслушайтесь. Что можно увидеть? Что можно услышать? (Через какое-то мгновение из омута появится сказочное чудовище. Раздадутся звуки летящей Бабы Яги).


- Какой вывод можно сделать о роли односоставных предложений?

Они лаконичны.

Они используются в создании экспозиции работы.



Домашнее задание: выучить пар.31. Составить небольшую экспозицию или написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка». (Задание дифференцированное).


Рефлексия.


Закончи фразу:

  •  Сегодня на уроке мы изучали…

  • Я узнал…

  •  Было интересно…

  •   Вызвало затруднения…

  •  Я понял, что…

  •  Теперь я могу…

  •  Я научился…

  •  У меня получилось …

  •  Я попробую…

  •  Меня удивило…

  •  Мне захотелось…

  • Хочу поблагодарить…




ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

  1. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс». – М., Экзамен; 2009 г.

  2. Русский язык 8 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., Просвещение; 2016.

  3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 8 класс. –М.,ВАКО;2014.

  4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс М.: Просвещение, 2016.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

  6. Используемые электронные ресурсы:

  1. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.

  2. Обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза».