Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Теорема Пифагора"»
ГЕОМЕТРИЯ 8 класс
Геометрия есть искусство правильно рассуждать на неправильных чертежах. Д.Пойа.
Тема урока
«ТЕОРЕМА
ПИФАГОРА»
- Основная цель - сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников, необходимый для вычисления элементов геометрических фигур на плоскости и в пространстве. Должны знать: теорему Пифагора. Должны уметь: формулировать и доказывать теорему Пифагора, уметь определять египетский треугольник.
План Урока
- Повторение.
- Историческая справка.
- Теорема Пифагора .
- Закрепление материала.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
1.Устно.Повторение пройденного материала
- Какой треугольник изображён на рис.1?
- Назовите катеты и гипотенузу.
- Выразите cosM, cosP.
- Какой треугольник на рис.2?Чем он
- интересен?
- Какой треугольник на рис.3?
2.Историческая справка
- Пифагор Самосский (около 580 г.до н.э.- 500г. до н.э.)
Вся жизнь его-легенда. Мы знаем очень мало о жизни Пифагора. Он родился на острове Самос (Греция). Совсем юным покинул Пифагор родину и пошел по дорогам Египта. 12 лет он жил в Вавилоне, жадно впитывая речи халдейских жрецов. После возвращения домой Пифагор переселяется в Италию, а затем в Сицилию. Здесь , в Кротоне, Пифагор создает школу, так называемую пифагорейскую.Пифагорейцы занимались математикой, философией, естественными науками. Ими было сделано много важных открытий в арифметике и геометрии. Трудно сказать, какие научные идеи принадлежат Пифагору, какие-его воспитанникам . Всем известна теорема, приписываемая Пифагору, а также пифагоровы тройки натуральных чисел.Пифагор не записал своего учения. Оно известно лишь в пересказах Аристотеля и Платона и ещё в легендах
3. Теорема Пифагора
В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Дано: АВС, С=90.
Доказать: AB 2 =AC 2 +CB 2
4. Закрепление данного материала
Задание выполняется устно :
Составьте по рисункам, используя теорему Пифагора, если это возможно, верное равенство.
Рис.1 Вычислите, чему равна гипотенуза?
- Т реугольник с такими сторонами иногда называют египетским.
Рис.3
Рис.4 а=1 , в=2, с=3
Вывод по задачам: чтобы использовать теорему Пифагора, надо убедиться, что треугольник прямоугольный
Старинная задача, в которой «работает» теорема Пифагора
- Задача 1 . (она взята из первого учебника математики на Руси. Назывался этот учебник «Арифметика», автор которого Леонтий Филиппович Магницкий. Однако настоящая его фамилия Телятин, а Магницким он стал по приказу Петра 1, который был восхищен его занятиями, притягивавшими к себе всех любознательных подобно магниту)
- Случися некоему человеку к стене лествицу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обрете лествицу долготою 125 стоп. И ведати хощет, колико стоп сея лествицы нижний конец от стены отстояти имать.
Итог урока.
- Сформулируйте теорему Пифагора.
- Может ли косинус острого угла прямоугольного треугольника быть больше 1?
- Какой треугольник называется египетским?
Задание на дом.
- пп. 63, 64, вопросы 3-5 ( стр.113 ),
№ 4 (разобрать два случая решения
данной задачи), №8